. РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО. Первые шаги в кино
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО. Первые шаги в кино

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО. Первые шаги в кино

Дзига Вертов, Кулешов

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция явилась рубежом и для развития нашего киноискусства. 27 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности. С этой даты ведет счет своих лет советская кинематография.

Свои первые шаги она сделала на фронтах гражданской войны. В воинских частях, в аги­тационных поездах, на пароходах работали ки­нооператоры, снимавшие боевые события и тут же показывавшие эту правдивую кинохронику бойцам. С хроники, с выпуска документаль­ных фильмов о гражданской войне и началось советское кинопроизводство. Попутно выпуска­лись коротенькие художественные картины,— «агитфильмы», в доходчивой форме рассказы­вающие о целях Советской власти, о первых достижениях революционного правительства.

После победы над интервентами и бело­гвардейцами новая экономическая политика создала благоприятные условия для развития кинематографии. Первых успехов добились мастера киноискусства, имевшие опыт работы еще в русском дореволюционном кино. Я. Про­тазанов поставил по сценарию А. Толстого научно-приключенческий фильм «Аэлита», И. Перестиани снял увлекательный фильм о молодежи «Красные дьяволята». Режиссер А. Пантелеев создал остроумную комедию «Чу­дотворец» — о приключениях смелого и хит­рого солдата. Режиссер А. Ивановский создал первую историко-революционную картину «Дворец и крепость» — о борьбе русских рево­люционеров-народовольцев. Старые мастера удачно экранизировали произведения Толсто­го, Тургенева, Герцена. Рядом с опытными ма­стерами к кинокамере встали молодые худож­ники-новаторы, призванные в кинематографию революцией.

В области документального кино выдви­нулся Дзига Вертов (1896—1954). Он начал с монтажа кадров, снятых фронтовыми киноопе­раторами, а с 1922 г. стал выпускать регуляр­ный журнал «Киноправда». Лучшие но­мера этого киножурнала были посвящены Ле­нину. В них, а также в полнометражных документальных кинопоэмах «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» Вертов доказал, что, отбирая, монтируя и сопровождая текстом кадры, фиксирующие реальную жизнь, можно создавать волнующие поэтические фильмы, ко­торые прославляют революцию, дают прав­дивые образы новой жизни, новых людей. Увлеченный своими открытиями, Вертов считал художественные фильмы, разыгранные актера­ми, лживыми, вредными.

А в это время рядом с ним в области худо­жественного фильма работал Лев Владимирович Кулешов (р. 1899), который в стенах киношко­лы воспитал группу киноактеров-«натурщиков» (В. Пудовкин, Б. Барнет, А. Хохлова, С. Кома­ров и др.), прекрасно владеющих своим телом, легко выполняющих любые задания режиссера. Вместе с ними Кулешов создал задорную коме­дию «Необычайные приключе­ния мистера Веста в стране большевиков» (1923), хлестко высмеи­вавшую контрреволюционную агитацию амери­канцев. Вместе со своими воспитанниками Ку­лешов поставил также приключенческий фильм «Луч смерти» (1925)—о борьбе с диверсан­тами, засланными в Советский Союз капитали­стическими державами, и свой лучший фильм «По закону» (1926, по рассказу Джека Лондона «Неожиданное») — о бесчеловечности буржуазного правосудия.

И Вертов и Кулешов придавали огромное значение специфическим средствам киноискус­ства — монтажу, ракурсу, чередованию пла­нов (см. ст. «Искусство кино»). Свои открытия они изложили в ряде теоретических статей. Их опыт учел великий кинорежиссер и теоретик кино С. М. Эйзенштейн.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ