. С.М. Эйзенштейн
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

С.М. Эйзенштейн

С.М. Эйзенштейн

(1898—1948)

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в семье архитектора в Риге. Увлеченный рево­люцией, он бросил архитектурный факультет и ушел сапером на фронт гражданской войны. В частях Красной Армии он начал ставить и оформлять самодеятельные спектакли, а демо­билизовавшись, поступил художником и ре­жиссером в молодой московский театр «Про­леткульт». Он отчетливо понимал, что старые театральные формы непригодны для выраже­ния нового, революционного содержания, и искал новые приемы, новые принципы, новые средства. Эти поиски и привели его в кино.

Эйзенштейн стремился создать совершенно новое, революционное киноискусство. Он по­нял, что американские фильмы сильны своими умело построенными фабулами и ярко играю­щими кинозвездами. В центре советского филь­ма Эйзенштейн хотел поставить рабочую рево­люционную массу. «С т а ч к а» (1924) была та­ким бесфабульным и безгеройным фильмом, обобщающим массовый революционный опыт стачечной борьбы. Стремясь сильнее воздейст­вовать на зрителя, Эйзенштейн строил острые, впечатляющие эпизоды, называя их «аттрак­ционами». Он использовал монтаж ленты для создания кинометафор, подобных литературным метафорам-аналогиям. Соединяя показ шпиков с показом крупным планом животных — обезья­ны, бульдога, совы, он высмеивал врагов рабо­чего класса. Сближая кадры разгона демон­страции казаками с кадрами, показывающими убой быка, пытался метафорически выразить понятие «бойня». Не все опыты удавались оди­наково хорошо, но все же «Стачка» явилась первым подлинно революционным фильмом о массовых действиях пролетариата.

Невиданный успех завоевал Эйзенштейн своим вторым фильмом—«Броненосец «Потемкин» (1925). Восстание моряков на военном корабле в июле 1905 г. в этой кар­тине стало образом всей первой русской рево­люции, трагически подавленной, но не по­бежденной перед лицом истории. Стремясь к максимальной правдивости, Эйзенштейн, его постоянный оператор Э. К. Тиссэ, его ассистен­ты Г. В. Александров, М. М. Штраух и другие производили съемки в подлинных местах рево­люционных событий — в Одессе и на военных кораблях. Фильм снимался как хроника, а ком­позиционно строился как драма.

Фильм начинается с эпизода возмущения мо­ряков из-за червивого борща. Офицеры пытаются расправиться с зачинщиками, а это вызывает мощный революционный взрыв. Революция перекинулась в Одессу. И здесь Эйзенштейн дает потрясающую сцену расстрела мирных жителей на лестнице у одесского порта. Дав залп по штабу контрреволюции, броне­носец «Потемкин» уходит в мо­ре. Его преследует царская эс­кадра. Словно огромное сердце, стучат машины броненосца, ког­да он победоносно проходит сквозь притихшую, отказавшу­юся стрелять по своим эскадру. Композиция этого немого фильма была удивительно строй­на и гармонична. Язык образен, метафоричен. Массовые сцены монументальны и динамичны. Эйзенштейн понял и доказал, что художник в кинематографе мо­жет свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Монтаж дает возможность ускорять, уплотнять, концентрировать время, а при необходимости замедлять, растягивать его. Бесконечно тянется на экране мгновение перед командой офицера «пли!» по безоруж­ным матросам. Бесконечно шагают и шагают вниз по одесской лестнице каратели с ружьями наперевес. Со зловещей медлительностью под­ползает в тумане к броненосцу царская эскад­ра. Замедленные, растянутые во времени драма­тические эпизоды производят огромное, ошело­мляющее впечатление, особенно когда они стал­киваются с эпизодами, в которых движение убыстрено (сцены расправы с офицерами, пани­ки женщин и детей на лестнице). Открытие Эйзенштейна творчески использовали и другие мастера советского кино. Кинорежиссер В. Пу­довкин назвал это открытие так: время крупным планом.

«Броненосец «Потемкин» с колоссальным успехом прошел по экранам всего мира, возвес­тив рождение нового советского революцион­ного кино. Этот фильм стал бессмертным, клас­сическим. В 1958 г. 117 кинокритиков всех стран признали его «лучшим фильмом всех времен и народов».

К десятилетию Октябрьской революции Эй­зенштейн, его ассистент Александров и опера­тор Тиссэ сняли фильм «Октябрь». В нем впервые был дан образ В. И. Ленина, воссоз­даны важнейшие события революции: речь Ле­нина с броневика, июльский расстрел, борьбас корниловщиной, штурм Зимнего, II съезд Со­ветов. Хотя некоторые эпизоды фильма носили экспериментальный характер, были малопо­нятны, сложны, все же и «Октябрь», и по­следующий фильм Эйзенштейна «Старое и новое» (1929) — о коллективизации со­ветской деревни — по праву вошли в число шедевров революционного киноискусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ