. В.И. Пудовкин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В.И. Пудовкин

В.И. Пудовкин

(1893—1953)

Всеволод Илларионович Пудовкин — дру­гой гигант советского кино. Вместе с Эйзен­штейном он внес неоценимый вклад как в художественную практику, так и в теорию кино.

С биологического факультета Московского университета Пудовкин ушел на фронт первой мировой войны, был ранен, взят в плен и, бе­жав, вернулся уже в Советскую Россию. Окон­чив студию Кулешова (см. ст. «Первые шаги»), получив практический опыт в его фильмах, создав в качестве актера первый в истории кино­искусства образ большевика и ряд эксцентри­ческих сатирических образов, Пудовкин стано­вится режиссером.

Первые его работы — комедия «Шахматная горячка» и научно-популярный фильм «Механи­ка головного мозга». В 1926 г. Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи и оператором А. Го­ловней создает свой шедевр «Мать» по пове­сти Горького.

В этом фильме Пудовкин необычайно прав­диво и впечатляюще показал жизнь дорево­люционных русских рабочих. Главные роли он поручил актерам Художественного театра В. Барановской и Н. Баталову, которые соз­дали образы живые, правдивые, психологичес­ки глубокие. Пудовкин обогатил кинематогра­фию рядом ценных открытий. В немом кино он сумел метафорически передать тишину, показывая крупным планом падающие капли, создал незабываемую метафору «революция не­победима, как весна», монтируя кадры перво­майской демонстрации с кадрами мощного ве­сеннего ледохода.

В следующем фильме — «Конец Санкт-Петербурга», созданном В. Пудовки­ным, Н. Зархи и А. Головней к десятилетнему юбилею Октября, показана типическая судьба революционера. Герой приходит в город не­грамотным деревенским парнем и — сначала в цехах завода, а затем в окопах войны — проходит курс революции. Эпизоды безжа­лостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Пет­рограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства.

Третий шедевр Пудовкина — «Потомок Чингисхана» (1928). В нем показана борьба монголов против поработителей их ро­дины — колонизаторов и интервентов. Режис­сер находил удивительные детали, характеризующие человеческое состояние: израненный плененный монгол падал рядом с опрокинутым аквариумом и бьющимися на полу рыбками; обмотка солдата, свершившего жестокий рас­стрел, размотавшись, тянулась по грязной дороге; вихрь, катящий перекати-поле, клубы пыли, вырванные деревья, вместе с монголь­ской конницей стирал с лица земли интер­вентов. Колоссальный темперамент и ма­стерство Пудовкина до сих пор поражают зрителей.

Произведения Пудовкина, так же как и Эй­зенштейна и других мастеров, посвященные ре­волюции, свидетельствовали об идейной и художественной зрелости советского кино, о вступлении его на путь социалистического реа­лизма. Они навеки останутся бессмертными шедеврами революционного киноискусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ