.
Меню сайта
|
В.И. ПудовкинВ.И. Пудовкин(1893—1953) Всеволод Илларионович Пудовкин — другой гигант советского кино. Вместе с Эйзенштейном он внес неоценимый вклад как в художественную практику, так и в теорию кино. С биологического факультета Московского университета Пудовкин ушел на фронт первой мировой войны, был ранен, взят в плен и, бежав, вернулся уже в Советскую Россию. Окончив студию Кулешова (см. ст. «Первые шаги»), получив практический опыт в его фильмах, создав в качестве актера первый в истории киноискусства образ большевика и ряд эксцентрических сатирических образов, Пудовкин становится режиссером. Первые его работы — комедия «Шахматная горячка» и научно-популярный фильм «Механика головного мозга». В 1926 г. Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи и оператором А. Головней создает свой шедевр «Мать» по повести Горького. В этом фильме Пудовкин необычайно правдиво и впечатляюще показал жизнь дореволюционных русских рабочих. Главные роли он поручил актерам Художественного театра В. Барановской и Н. Баталову, которые создали образы живые, правдивые, психологически глубокие. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом кино он сумел метафорически передать тишину, показывая крупным планом падающие капли, создал незабываемую метафору «революция непобедима, как весна», монтируя кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода. В следующем фильме — «Конец Санкт-Петербурга», созданном В. Пудовкиным, Н. Зархи и А. Головней к десятилетнему юбилею Октября, показана типическая судьба революционера. Герой приходит в город неграмотным деревенским парнем и — сначала в цехах завода, а затем в окопах войны — проходит курс революции. Эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства. Третий шедевр Пудовкина — «Потомок Чингисхана» (1928). В нем показана борьба монголов против поработителей их родины — колонизаторов и интервентов. Режиссер находил удивительные детали, характеризующие человеческое состояние: израненный плененный монгол падал рядом с опрокинутым аквариумом и бьющимися на полу рыбками; обмотка солдата, свершившего жестокий расстрел, размотавшись, тянулась по грязной дороге; вихрь, катящий перекати-поле, клубы пыли, вырванные деревья, вместе с монгольской конницей стирал с лица земли интервентов. Колоссальный темперамент и мастерство Пудовкина до сих пор поражают зрителей. Произведения Пудовкина, так же как и Эйзенштейна и других мастеров, посвященные революции, свидетельствовали об идейной и художественной зрелости советского кино, о вступлении его на путь социалистического реализма. Они навеки останутся бессмертными шедеврами революционного киноискусства. |
ПОИСК
Block title
|