. Чарли Чаплин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Чарли Чаплин

Чарли Чаплин

(р. 1889)

Чарлз Спенсер Чаплин родился в Лондоне, в семье эстрадного артиста. Семья сильно нуж­далась, и с шестилетнего возраста Чарли тоже начал работать на эстраде. Вместе с мюзик-холлом Фреда Карно, где он пел, танцевал, жонглировал, выступал в акробатических номе­рах, Чаплин в 1913 г. приехал в США и через год начал работать у Мака Сеннетта (см. ст. «Рождение кинематографии в США»).

Вначале комической маской Чаплина был щеголь Чэз в шикарном сюртуке и цилиндре, с большими свисающими усами. Но постепенно артист пришел к уморительному и трогатель­ному образу бродяжки Чарли: в огромных рва­ных башмаках, в широких спадающих брюках, в куцем пиджачке, но неизменно в котелке и с тросточкой. Большие печальные глаза конт­растировали с маленькими кокетливыми уси­ками. В десятках простеньких комедий, поставленных самим Чаплиным, бродяжка Чарли ожесточенно боролся за существование: сла­бый, доверчивый, беззащитный, он мог быть ловким, упорным и даже коварным. Он не толь­ко оборонял себя, но и боролся за справедли­вость, защищал слабых, наказывал порочных. За что только не брался Чарли: он был и бан­киром, и маляром, и попрошайкой, и полицей­ским, и механиком, и батраком, и даже Тарза­ном, даже... красавицей Кармен!

Раскачиваясь, как утка, и широко разво­рачивая носки, он брел по дорогам Америки, встречал тысячи несправедливостей и невзгод, но не унывал и всегда боролся за добро и чело­вечность,— наивный, капризный, беспомощ­ный и бесстрашный, как ребенок. Ребенок с огромными печальными глазами мудреца.

В годы войны социальный смысл комедий Чаплина возрастает. В «Собачьей жиз­ни» и «Спокойной улице» он резко высмеивает мнимое американское благополу­чие, фальшивую благотворительность, показ­ное благочестие. В фильме «На плечо!» он смело показывает бессмысленную жесто­кость войны. В первой полнометражной коме­дии «Малыш» (1920) борется за доброту и человеческое достоинство, а в «Пилигриме» (1923) высмеивает ханжество и мещанство.

В 1923 г. Чаплин ставит единственную кар­тину, в которой сам не участвует, — драму «Парижанка», осуждающую буржуазную мораль, но затем снова возвращается к коме­диям.

«Золотая лихорадка» (1925) — одно из наиболее зрелых и совершенных про­изведений Чаплина, бесспорно один из лучших фильмов всех времен и народов. Чаплин играет в нем золотоискателя — маленького, доброго, влюбчивого человека, пытающегося жить сре­ди грубых, жестоких, одержимых жаждой наживы людей. Над ним злобно издеваются, когда он влюбляется в девушку из бара, где пьянствуют, играют в карты и пляшут удачли­вые старатели и наглые авантюристы. Он голо­дает, обедает собственным ботинком, втягивая шнурки, как макароны, обсасывая гвозди, словно косточки. И все же он выживает, нахо­дит золото, спасает своих друзей.

В последней немой комедии «Цирк» (1928) Чаплин, которого к этому времени начинает травить желтая пресса, дает верную и страш­ную картину положения художника в буржуаз­ном обществе. Он блистательно проводит сцену балансирования на канате, в то время как ма­ленькие злые обезьяны хватают, теребят, ку­сают его лицо.

Комедии Чаплина резко критичны, но в то же время они пронизаны верой в человека, ра­достью жизни, оптимизмом. Они поистине гуманистичны.

Рядом с Чаплиным в Гол­ливуде работали еще несколько высокоодаренных комиков. Луч­шие из них — сосредоточенный, никогда не улыбающийся Бестер Китон, великолепно пародиро­вавший стандартные американ­ские фильмы, и жизнерадостный юноша в канотье и роговых очках — Гарольд Ллойд. Вместе с ними Чаплин создал школу эксцентрической кинокомедии, прославившей американское ки­но на весь мир.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ