.
Меню сайта
|
Чарли ЧаплинЧарли Чаплин(р. 1889) Чарлз Спенсер Чаплин родился в Лондоне, в семье эстрадного артиста. Семья сильно нуждалась, и с шестилетнего возраста Чарли тоже начал работать на эстраде. Вместе с мюзик-холлом Фреда Карно, где он пел, танцевал, жонглировал, выступал в акробатических номерах, Чаплин в 1913 г. приехал в США и через год начал работать у Мака Сеннетта (см. ст. «Рождение кинематографии в США»). Вначале комической маской Чаплина был щеголь Чэз в шикарном сюртуке и цилиндре, с большими свисающими усами. Но постепенно артист пришел к уморительному и трогательному образу бродяжки Чарли: в огромных рваных башмаках, в широких спадающих брюках, в куцем пиджачке, но неизменно в котелке и с тросточкой. Большие печальные глаза контрастировали с маленькими кокетливыми усиками. В десятках простеньких комедий, поставленных самим Чаплиным, бродяжка Чарли ожесточенно боролся за существование: слабый, доверчивый, беззащитный, он мог быть ловким, упорным и даже коварным. Он не только оборонял себя, но и боролся за справедливость, защищал слабых, наказывал порочных. За что только не брался Чарли: он был и банкиром, и маляром, и попрошайкой, и полицейским, и механиком, и батраком, и даже Тарзаном, даже... красавицей Кармен! Раскачиваясь, как утка, и широко разворачивая носки, он брел по дорогам Америки, встречал тысячи несправедливостей и невзгод, но не унывал и всегда боролся за добро и человечность,— наивный, капризный, беспомощный и бесстрашный, как ребенок. Ребенок с огромными печальными глазами мудреца. В годы войны социальный смысл комедий Чаплина возрастает. В «Собачьей жизни» и «Спокойной улице» он резко высмеивает мнимое американское благополучие, фальшивую благотворительность, показное благочестие. В фильме «На плечо!» он смело показывает бессмысленную жестокость войны. В первой полнометражной комедии «Малыш» (1920) борется за доброту и человеческое достоинство, а в «Пилигриме» (1923) высмеивает ханжество и мещанство. В 1923 г. Чаплин ставит единственную картину, в которой сам не участвует, — драму «Парижанка», осуждающую буржуазную мораль, но затем снова возвращается к комедиям. «Золотая лихорадка» (1925) — одно из наиболее зрелых и совершенных произведений Чаплина, бесспорно один из лучших фильмов всех времен и народов. Чаплин играет в нем золотоискателя — маленького, доброго, влюбчивого человека, пытающегося жить среди грубых, жестоких, одержимых жаждой наживы людей. Над ним злобно издеваются, когда он влюбляется в девушку из бара, где пьянствуют, играют в карты и пляшут удачливые старатели и наглые авантюристы. Он голодает, обедает собственным ботинком, втягивая шнурки, как макароны, обсасывая гвозди, словно косточки. И все же он выживает, находит золото, спасает своих друзей. В последней немой комедии «Цирк» (1928) Чаплин, которого к этому времени начинает травить желтая пресса, дает верную и страшную картину положения художника в буржуазном обществе. Он блистательно проводит сцену балансирования на канате, в то время как маленькие злые обезьяны хватают, теребят, кусают его лицо. Комедии Чаплина резко критичны, но в то же время они пронизаны верой в человека, радостью жизни, оптимизмом. Они поистине гуманистичны. Рядом с Чаплиным в Голливуде работали еще несколько высокоодаренных комиков. Лучшие из них — сосредоточенный, никогда не улыбающийся Бестер Китон, великолепно пародировавший стандартные американские фильмы, и жизнерадостный юноша в канотье и роговых очках — Гарольд Ллойд. Вместе с ними Чаплин создал школу эксцентрической кинокомедии, прославившей американское кино на весь мир. |
ПОИСК
Block title
|