.
Меню сайта
|
Итальянский неореализмИтальянский неореализмРосселлини, Де Сика, Висконти, Джерми, Де СантисСамым замечательным явлением в западном киноискусстве послевоенных лет стало творчество итальянских художников-реалистов. Родившееся в период сопротивления фашизму, оно было непосредственно связано с демократическим движением и социалистической идеологией. После войны это направление получило название неореализм. В Италии, где господство фашизма длилось более 20 лет, борьба против двойной, итало-германской фашистской диктатуры приобрела общенародный размах, переросла в демократическую революцию. Некоторые молодые кинематографисты, связанные с Коммунистической партией Италии, еще в годы правления Муссолини изучали произведения классиков марксизма и крупнейшего итальянского марксиста А. Грамши. На подпольных просмотрах они знакомились с лучшими произведениями советского кино. Сразу же после падения фашизма эти кинематографисты выступили с удивительно талантливыми и правдивыми фильмами. Опираясь на все лучшее, реалистическое, что было в итальянском кино, находя единомышленников в литературе — А. Моравиа, В. Пратолини, К. Леви (см. т. 11 ДЭ, ст. «Писатели Италии»), в театре — Э. Де Филиппо, Паоло Стоппа, в живописи — Р. Гуттузо (см. ст. «Искусство капиталистических стран XX в.»), молодые кинематографисты завоевали всеобщее признание, оказали сильное и плодотворное влияние на развитие прогрессивного мирового кино. Правдиво, в простой и ясной, близкой к документальному кино форме итальянские неореалисты показали жизнь трудящегося народа во всех ее сложных противоречиях, как основу исторического процесса. Рабочие и безработные, крестьяне и батраки, интеллигенты и мелкие служащие стали подлинными героями экрана, их борьба, их солидарность стали гуманистическим содержанием кинофильмов. Неореализм неоднороден. Левое крыло неореализма, поддержанное итальянской компартией, вплотную сближается с методом социалистического реализма. Его правое крыло выражает сомнения и колебания мелкой буржуазии, деклассированной интеллигенции. Но в основе своей итальянский неореализм глубоко гуманен, прогрессивен и часто революционен. Новое содержание неореалистических картин породило новую — свежую, яркую, полную естественности и простоты, полную жизненной правды кинематографическую форму. Первым неореалистическим фильмом был «Рим — открытый город» (1945) режиссера Роберто Росселлини (р. 1906). Два героя — коммунист и священник с одинаковым самоотверженным героизмом борются с немецкими оккупантами и трагически гибнут в неравной борьбе. Актриса Анна Маньяни (р. 1915) создала незабываемый образ простой крестьянской женщины. Вслед за этим фильмом последовали «Пайза» (1946) Роберто Росселлини— новеллы о партизанской войне с фашистами, «Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти — об изнурительном труде сицилийских рыбаков, «Солнце еще всходит» (1946) Альдо Вергано, «Трагическая охота» (1947) Джузеппе Де Сантиса и другие произведения — главным образом о героических днях Сопротивления. В 1948 г. вышел замечательный фильм Витторио Де Сика (р. 1901) «Похитители велосипедов». В этом фильме режиссер обнажает самую болезненную язву послевоенной Италии — безработицу. Судьба безработных, вынужденных хвататься за любую, даже самую невыгодную работу, решающихся даже на преступления, чтобы прокормить своих детей, показана в фильме с замечательной проникновенной правдивостью. Действие фильма разворачивается на улицах Рима, в подлинных квартирах, мастерских, тратториях. Роли исполняют не актеры-профессионалы, а настоящие безработные, играющие под руководством талантливого режиссера выразительно, сильно. В 1958 г. 117 критиков признали этот фильм одним из 12 лучших фильмов всех времен и народов. В следующей картине Де Сика и Чезаре Дзаваттини (р. 1902) «Чудо в Милане» (1951) тема безработицы тоже решена в необычной, новаторской форме волшебной комедии. Прихотливое смешение чудес с бытовыми подробностями жизни итальянского городка дает возможность для острой политической сатиры. Новаторство этого фильма также в его неореалистической поэтике — съемки на натуре, игра непрофессионалов, свободное, как в прозе, ведение действия. К этой же теме Де Сика обращается и в третий раз, в фильме «Умберто Д.» (1951), и опять решает ее по-новому, сделав фильм-монолог о печальном одиночестве безработного мелкого чиновника, копеечная пенсия которого не позволяет ему прокормить даже единственное близкое существо — маленького фокстерьера. В 1956 г. Де Сика совместно с Дзаваттини создает фильм «Крыша», посвященный проблеме жилища для молодой рабочей семьи. Хотя драматизм этого фильма и не столь велик, как в трилогии о безработице, однако горячее сочувствие судьбам трудящихся, добрый юмор, умение подчеркнуть в героях-рабочих черты солидарности, пролетарской гордости, достоинства, чести принесли фильму заслуженный успех. Трагические ситуации действительности Де Сика старается разрешать оптимистически. И хотя его фильмы лишены ясных политических выводов, они оставляют чувство надежды, веры в человека, в человечество. К лучшим неореалистическим фильмам относятся также прекрасная реалистическая трагикомедия Лукино Висконти (р. 1906) «Самая красивая» (1951), яркие, гневные фильмы о бесправии батраков Пьетро Джерми (р. 1914) «Под небом Сицилии» (1949) и «Дорога надежды» (1950) и фильмы режиссера-коммуниста Джузеппе Де Сантиса (р. 1917) «Нет мира под оливами» (1950) и «Рим, 11 часов» (1952). Одновременно с этим появляется множество салонных комедий, детективов, пышных античных драм, авторы которых подчас ловко используют внешние формальные приемы неореалистов. Начались разговоры о кризисе неореализма. Однако отходная, пропетая неореализму, была преждевременной. Художники, близкие рабочему движению, разделяющие позиции компартии, сумели преодолеть кризис. «Крыша» (1956) Де Сика, «Машинист» (1956) Джерми, «Дорога длиною в год» (1958) Де Сантиса, «Генерал Делла Ровере» (1959) Росселлини вновь трактуют важные политические проблемы, углубляют творческий метод неореализма, еще более сближая его с социалистическим реализмом. И несмотря на то что в 60-х годах ведущее положение в итальянском кино занимают Федерико Феллини и Микеланджело Антониони — сложные, противоречивые художники, ушедшие от неореализма в сторону болезненного психологизма, декадентства (см. ст. «Реализм и декадентство»), новое, молодое поколение режиссеров европейских стран развивает реалистические традиции передового итальянского кино. |
ПОИСК
Block title
|