. "Независимые" режиссеры США
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

"Независимые" режиссеры США

"Независимые" режиссеры США

Манн, Люмет, Крамер

Несколько менее радикальны были «неза­висимые» кинорежиссеры американского кино, противопоставившие себя Голливуду. Они по­явились на телевидении. Их скромные, переде­ланные из телевизионных спектаклей фильмы говорили о простых людях, обычных событиях, повседневных заботах и делах, и в этом была их привлекательность. Особенный успех имел фильм Делберта Манна (р. 1920) по сценарию Педди Чаевского «Марти» (1955) — о любви тихого, застенчивого торговца мясом к девуш­ке, которую с глубоким чувством играла Бетси Блэр. Но хотя этот и другие фильмы Манна — Чаевского показывают жизненные конфликты, они в то же время их и сглаживают, пытаются как бы утешить зрителя.

Более суровы драматург Реджинальд Роуз и режиссер Сидней Люмет (р. 1924). Их фильм «Двенадцать рассерженных мужчин» (1956) — гневный рассказ о ду­шевной апатии американских обывателей, о равнодушии суда, переставшего быть справед­ливым и демократичным. Все действие фильма происходит за столом камеры присяжных засе­дателей, обсуждающих виновность подростка, убившего своего отца. «Само собой разумею­щийся» вердикт уже почти произнесен, но один из присяжных, которого вдохновенно сыграл прекрасный актер Генри Фонда, вовлекает одиннадцать своих коллег в сложный и гу­манный анализ человеческой психики, соци­альных условий, бесчеловечного быта бедноты. Оправдательный приговор юноше звучит как обвинение американскому образу жизни.

Прогрессивные «независимые» режиссеры объединились в кинокомпанию «Юнайтед ар­тистс», во главе которой стали два крупных режиссера — Стэнли Крамер и Карл Форман.

К числу лучших фильмов, выпущенных этой компанией в 50—60-х годах XX в., отно­сятся фильмы американского режиссера Стэнли Крамера (р. 1913). Они с огромным успехом шли на экранах всего мира. Его «Не склонив­шие головы» («Скованные одной цепью», 1958) — потрясающее осуждение расизма. Двое беглецов из лагеря — белый и негр — скры­ваются от погони. Белый вначале полон расо­вых предрассудков, он презирает и ненавидит негра, но ни бежать от него, ни убить его не может — беглецы скованы цепью. Жестокие опасности заставляют их помогать друг другу, и беглецы, а за ними и зрители приходят к убеждению в равенстве рас, в том, что сме­лость, самоотверженность, благородство оди­наково могут быть присущи людям любого цвета кожи.

В следующей картине Крамера— «На по­следнем берегу» (1959) поставлен еще более сложный и острый вопрос — об угрозе атомной войны. Крамер не делает четких поли­тических выводов, не говорит, как можно пре­дотвратить бедствие, но осуждение войны и на­дежда на разум человечества освещают этот трагический философский фильм.

«Пожнешь бурю» (1960) и «Про­цесс в Нюрнберге» (1962) — фильмы-диспуты, в которых Крамер осуждает мрако­бесие в США, говорит об ответственности фа­шистов за уничтожение людей. Эти длинные фильмы, лишенные внешней динамики, увле­кают ходом развития мысли, драматическим столкновением идеологий, мировоззрений, чело­веческих характеров.

Наконец, в эксцентрической комедии «Безумный, безумный, безумный мир» (1963), громоздя нелепости, трюки, по­гони, гримасы, столкновения, дикие, необъ­яснимые выходки, режиссер показывает, как обезумел мир капитализма в погоне за наживой.

Другие «независимые компании» тоже выпус­тили немало проблемных реалистических кар­тин. Это — «Вестсайдская история» Роберта Уайза, в необычной форме танцевального ревю осудившая расовую вражду между белыми и пуэрториканцами. Это фильмы Д. Стивена «Место под солнцем» и «Дневник Анны Франк». Это антивоенные сатиры Стэнли Кубрика «Пути славы» и «Доктор Стрейнджлав». Это «Лучший кандидат» А. Шефнера — фильм о мнимом демократизме американской выборной системы. Не громоздкая роскошь боевиков и гигантов, а глубокая проблемность, честный реалисти­ческий взгляд на жизнь принесли фильмам, созданным «независимыми компаниями», успех и признание в США и за рубежом.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ