.
Меню сайта
|
"Независимые" режиссеры США"Независимые" режиссеры СШАМанн, Люмет, КрамерНесколько менее радикальны были «независимые» кинорежиссеры американского кино, противопоставившие себя Голливуду. Они появились на телевидении. Их скромные, переделанные из телевизионных спектаклей фильмы говорили о простых людях, обычных событиях, повседневных заботах и делах, и в этом была их привлекательность. Особенный успех имел фильм Делберта Манна (р. 1920) по сценарию Педди Чаевского «Марти» (1955) — о любви тихого, застенчивого торговца мясом к девушке, которую с глубоким чувством играла Бетси Блэр. Но хотя этот и другие фильмы Манна — Чаевского показывают жизненные конфликты, они в то же время их и сглаживают, пытаются как бы утешить зрителя. Более суровы драматург Реджинальд Роуз и режиссер Сидней Люмет (р. 1924). Их фильм «Двенадцать рассерженных мужчин» (1956) — гневный рассказ о душевной апатии американских обывателей, о равнодушии суда, переставшего быть справедливым и демократичным. Все действие фильма происходит за столом камеры присяжных заседателей, обсуждающих виновность подростка, убившего своего отца. «Само собой разумеющийся» вердикт уже почти произнесен, но один из присяжных, которого вдохновенно сыграл прекрасный актер Генри Фонда, вовлекает одиннадцать своих коллег в сложный и гуманный анализ человеческой психики, социальных условий, бесчеловечного быта бедноты. Оправдательный приговор юноше звучит как обвинение американскому образу жизни. Прогрессивные «независимые» режиссеры объединились в кинокомпанию «Юнайтед артистс», во главе которой стали два крупных режиссера — Стэнли Крамер и Карл Форман. К числу лучших фильмов, выпущенных этой компанией в 50—60-х годах XX в., относятся фильмы американского режиссера Стэнли Крамера (р. 1913). Они с огромным успехом шли на экранах всего мира. Его «Не склонившие головы» («Скованные одной цепью», 1958) — потрясающее осуждение расизма. Двое беглецов из лагеря — белый и негр — скрываются от погони. Белый вначале полон расовых предрассудков, он презирает и ненавидит негра, но ни бежать от него, ни убить его не может — беглецы скованы цепью. Жестокие опасности заставляют их помогать друг другу, и беглецы, а за ними и зрители приходят к убеждению в равенстве рас, в том, что смелость, самоотверженность, благородство одинаково могут быть присущи людям любого цвета кожи. В следующей картине Крамера— «На последнем берегу» (1959) поставлен еще более сложный и острый вопрос — об угрозе атомной войны. Крамер не делает четких политических выводов, не говорит, как можно предотвратить бедствие, но осуждение войны и надежда на разум человечества освещают этот трагический философский фильм. «Пожнешь бурю» (1960) и «Процесс в Нюрнберге» (1962) — фильмы-диспуты, в которых Крамер осуждает мракобесие в США, говорит об ответственности фашистов за уничтожение людей. Эти длинные фильмы, лишенные внешней динамики, увлекают ходом развития мысли, драматическим столкновением идеологий, мировоззрений, человеческих характеров. Наконец, в эксцентрической комедии «Безумный, безумный, безумный мир» (1963), громоздя нелепости, трюки, погони, гримасы, столкновения, дикие, необъяснимые выходки, режиссер показывает, как обезумел мир капитализма в погоне за наживой. Другие «независимые компании» тоже выпустили немало проблемных реалистических картин. Это — «Вестсайдская история» Роберта Уайза, в необычной форме танцевального ревю осудившая расовую вражду между белыми и пуэрториканцами. Это фильмы Д. Стивена «Место под солнцем» и «Дневник Анны Франк». Это антивоенные сатиры Стэнли Кубрика «Пути славы» и «Доктор Стрейнджлав». Это «Лучший кандидат» А. Шефнера — фильм о мнимом демократизме американской выборной системы. Не громоздкая роскошь боевиков и гигантов, а глубокая проблемность, честный реалистический взгляд на жизнь принесли фильмам, созданным «независимыми компаниями», успех и признание в США и за рубежом. |
ПОИСК
Block title
|