.
Меню сайта
|
Фильмы о подвигах народаФильмы о подвигах народаНаряду с картинами о рядовых героях войны в советском кино продолжалось создание эпических, масштабных произведений. Это «Повесть пламенных лет», поставленная Ю. Солнцевой по сценарию А. Довженко (1961; см. ст. «А. П. Довженко») и «Живые и мертвые» (1963) А. Столпера по роману К. Симонова. Поэтическая приподнятость первого и суровая прозаическая простота второго направлены на одно — достоверно изобразить исторический подвиг народа, спасшего мир от черной чумы фашизма. Эпическая широта, историческая достоверность, отчетливая идейная направленность всегда были характерны для советских историко-революционных фильмов (см. ст. «Историко-революционные и исторические фильмы»). Создаваемые чаще всего мастерами старших поколений, эти фильмы стремились передать пафос событий Великого Октября и гражданской войны через образы коммунистов и образ великого вождя революции В. И. Ленина. Особенно велики заслуги в создании образа Ленина артиста М. Штрауха, сценариста Е. Габриловича и режиссера С. Юткевича. Фильм «Рассказы о Ленине» (1958) — о последних годах жизни Владимира Ильича. Создатели фильма раскрыли мужественную борьбу Ленина с болезнью, его повседневные заботы о молодом Советском государстве. В фильме «Ленин в Польше» (1965) они смело показали ленинскую вдохновенную мысль, процесс созревания великих идей революции. За многолетнюю работу по созданию образа В. И. Ленина артист Максим Штраух был удостоен Ленинской премии. Один из самых ярких историко-революционных фильмов — несомненно «Коммунист» (1958) сценариста Е. Габриловича и режиссера Ю. Райзмана. Артист Евгений Урбанский сыграл в нем роль Губанова — простого русского крестьянина, пришедшего к революции в огне мировой и гражданской войны и отдавшего все силы, всю страсть, всю непоколебимую веру в идеи коммунизма делу строительства первой советской электростанции. Большинство историко-революционных картин связано с учшими произведениями литературы. Творчество Всеволода Вишневского породило фильмы «Оптимистическаятрагедия» (1963, С. Самсонов) и «Мы — русский народ» (1965, В. Строева). По замечательному роману М. Шолохова «Тихий Дон» (1957—1958) режиссер С. Герасимов поставил трехсерийный фильм. Режиссер Г. Рошаль экранизировал также в трех сериях роман Алексея Толстого «Хождение по мукам» (1957—1959). Мотивы романа Н. Островского «Как закалялась сталь» легли в основу фильма «Павел Корчагин» (1957) режиссеров А. Алова и В. Наумова, рассказ А. Гайдара — в основу фильма В. Басова и М. Корчагина «Школа-мужества» (1954). Рассказ Б. Лавренева «Сорок первый» в 1956 г. был вновь экранизирован Г. Чухраем. Романы «Поднятая целина» Шолохова, «Первые радости» К. Федина, «Два капитана» В. Каверина и многие другие произведения, став фильмами, рассказали о героическом прошлом Советской страны. |
ПОИСК
Block title
|