. На экране современность
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

На экране современность

На экране современность

Главными застрельщиками современной те­мы в кино 60-х годов стали молодые режиссеры, кинодраматурги, операторы, артисты. Суровая школа войны и послевоенного строительства воспитала в них гражданский дух, а высокие традиции советского искусства были переданы им мастерами старших поколений.

Григорий Чухрай после фильмов «Сорок первый» и «Баллада о солдате» поставил по сценарию Д. Храбровицкого фильм «Чистое небо» (1961), в основе которого трудная судь­ба летчика, славно воевавшего, но сбитого в бою и попавшего в плен. Бездушие, черст­вость людей, подменяющих бдительность по­дозрительностью и патриотизм бюрократиз­мом, делают жизнь вернувшегося на родину героя бесправной и унизительной. Но с помо­щью верной и любящей жены он находит в себе силы, гордость, мужество, не теряет веры в Ро­дину, в партию, в народ. Артисты Е. Урбан­ский и Н. Дробышева создали благородные об­разы рядовых советских людей. Кинематогра­фический язык фильма изобретателен и свеж.

О молодых представителях советского рабо­чего класса, о новом отношении к труду, друж­бе, любви, о трудностях преодоления бытовых пережитков свежо и искренно говорил талант­ливый Марлен Хуциев в своих фильмах «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1959), «Мне двадцать лет» (1964).

Острые конфликты молодых коммунистов с переродившимися, обюрократившимися людь­ми развернуты в фильмах В. Басова «Случай на шахте № 8» (1958), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964). Сложные процессы, происхо­дящие в жизни советской деревни, остро и дра­матично показаны в фильмах «Простая исто­рия» (1960) Ю. Егорова, «Дело было в Пенькове» (1957) С. Ростоцкого, «Отчий дом» (1959) и «Когда деревья были большими» (1961) Л. Ку­лиджанова, «Председатель» (1965) А. Салты­кова. Во всех этих правдивых и остро проб-

лемных фильмах с особой ясно­стью выступали новые, социа­листические черты характеров наших людей, отлично сыгран­ных артистами М. Ульяновым, Н. Мордюковой, Н. Рыбнико­вым, В. Шукшиным и мно­гими другими.

Пришло новое пополнение и в область кинокомедии. «Кар­навальная ночь» (1956) и «Бере­гись автомобиля» (1966) Э. Ря­занова, «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1961) Ю. Чулюкина, «Жених с того света» (1958) и «Операция Ы» (1965) Л. Гай­дая, «Я шагаю по Москве» (1963) и «Тридцать три» (1965) Г. Данелия — фильмы непохожие, но равно веселые и острые. Боязнь сатиры, робость перед острыми конфликтами еще не совсем из­житы нашими комедиографами, но молодые мастера много сде­лали для возрождения традиции комедии высокой, смелой, гражданственной.

Вместе с молодыми кинематографистами за актуальные темы современности брались и стар­шие мастера. Фильмы М. Калатозова «Неот­правленное письмо» (1960), Ю. Райзмана «А если это любовь?» (1961), С. Герасимова «Лю­ди и звери» (1962), «Журналист» (1967) были встречены с огромным интересом и вызвали •оживленные дискуссии.

Особое место в советском киноискусстве за­няла картина Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1962), посвященная ученым-физикам. Алексей Баталов в роли Гу­сева показал ученого необычайного таланта и размаха, человека долга и дела, просто, без позы и без мелодраматических жестов жерт­вующего своей жизнью для научного открытия. Роль его друга Куликова исполнил И. Смокту­новский. Это характер совсем иной, но и он скры­вает большой талант, непримиримую принци­пиальность, преданность дружбе и науке. Атмо­сфера советского научно-исследовательского центра, новаторских открытий, научных дерза­ний, уверенного стремления в будущее передана в фильме Ромма с тонкой наблюдательностью, в острой и новой художественной форме.

Большой успех у зрителей имел острый, ин­тересный фильм об «отцах и детях» Юлия Райз­мана «Твой современник» (1968).

* * *

Так в общем горении, общих творческих усилиях художников разных поколений, раз­ных почерков, разных индивидуальностей дви­жется вперед, овладевает новыми и новыми средствами, проникает в новые и новые области действительности могучее и народное искусст­во — советское кино.

Нужно ли повторять, что за 50 лет своего существования советское кино утвердилось в авангарде мирового искусства. Нужно ли повторять, что молодое киноискусство может воссоздать картины природы любых континен­тов, атмосферу любых исторических эпох, культур, укладов, события любых масштабов, характеры любых народов, классов, профес­сий, возрастов? Экран может раскрыть и внут­ренний, духовный мир человека, его сокровен­ные думы и чувства, его заветные побуждения и мысли.

Искусство кино одно из самых сильных и прекрасных завоеваний человечества XX в. Подобно атомной энергии, космической физике, ракетоплаванию и другим достижениям чело­веческого гения, киноискусство обладает колос­сальной силой, ему принадлежит будущее, И де­ло славы советских кинематографистов — по­святить могучее молодое искусство борьбе за мир, за человечность, за коммунизм.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ