. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ. Искусство фотографии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ. Искусство фотографии

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ. Искусство фотографии

Современную жизнь трудно представить себе без фотографии. Она проникла в науку, куль­туру, искусство, во все области общественной деятельности человека. Она помогла увидеть обратную сторону Луны и Землю с высоты полета космических кораблей, зафиксировать сложнейшие физические и химические процес­сы. Без фотографии немыслима и деловая ин­формация о жизни в Советском Союзе и за рубе­жом. Такие хроникально-документальные сним­ки встречаются в газетах и журналах.

Но, кроме научных и хроника­льно-документальных фото­графий, существуют и совсем другие сним­ки, чем-то особо привлекательные для зрителя, оставляющие у него глубокое впечатление, волнующие его. Что это за снимки?

Научная фотография отчетливо, точно и со всеми деталями воспроизводит строение цветка или расположение ветвей дерева. Информа­ционный снимок, фиксирующий, например, мо­мент спортивного соревнования, представляет собой лишь фотографическую копию этого мо­мента. Но есть снимки, по которым нельзя изучать строение цветка или ветки, но зато мы увидим на них цветущие сады, ветви которых клонятся под порывами теплого весеннего вет­ра, мы словно почувствуем аромат цветов и про­хладу густой тени деревьев. А если такой сни­мок рассказывает о спортивном соревновании, то мы чувствуем себя его участниками. Мы вол­нуемся за исход борьбы, радуемся победе.

Такие снимки мы называем художест­венными, их создание искусст­вом фотографии.

Именно подобные удивительные, необыч­ные снимки видите вы на стендах выставок ху­дожественной фотографии. Порой даже забыва­ете, что перед вами снимки, созданные с помо­щью фотографической техники,— столько в них глубокой взволнованности, мыслей и чувств автора. Эти снимки рассказывают о событиях и людях языком настоящего большого искусст­ва. Они повествуют о жизни страны, о грандиозных стройках, о незабываемых днях Великой , Отечественной войны, о труде и отдыхе, о ра­достях и горестях людей, об их характерах и о многом другом.

Как же рождается художественный фото­снимок? Начнем с того, что получить обычное фотографическое изображение, или, как при­вычно говорят, снимок, не так уж сложно. Несложно научиться управлять относительно простой фотографической техникой, а потом, выйдя в парк, направить объектив на деревья или на человека, навести на резкость, рассчи­тать по экспонометру выдержку. Спуск затвора и... снимок готов. Но после того как этот сни­мок напечатан, часто наступает разочарование. Вроде бы фотоизображение правильно пере­дает расположение фигур и предметов: была именно эта аллея парка, по которой шел чело­век... Но почему на снимке все выглядит так неинтересно, скучно? И аллея — та и не та! И снег, хотя и виден в кадре, но мало похож на белоснежный пушистый ковер, каким казал­ся в жизни. Иначе говоря — внешняя похо­жесть есть, но из этой оболочки словно вынули душу! Исчезло обаяние природы, не передано настроение человека — выразительной карти­ны не получилось. А это значит, что фотограф все передоверил фотографической технике: он только навел объектив фотоаппарата на участок пейзажа и нажал спуск затвора, но не отобрал материала для будущей фотокартины, не нашел удачной точки съемки и выразительного осве­щения. И вот на фотопленке и фотобумаге ока­зываются воспроизведенными лишь внешние формы деревьев и других предметов, одни из которых действительно необходимы для изоб­разительного решения темы зимнего пейзажа, а другие попали в поле зрения объектива совер­шенно случайно... А ведь при творческом под­ходе к съемке на фотоизображении все могло выглядеть совершенно иначе...

Да, подучить художественный снимок под­час невероятно сложно, фотограф-художник, даже великолепно владеющий техникой и изоб­разительными средствами фотоискусства, не всегда и не сразу добивается нужных, желаемых результатов. Немало придется ему подумать, побродить с фотоаппаратом, а потом, когда уже найден сюжет, определить наилучшую точку установки аппарата, выразительный рисунок светотени, может быть, сделать десятки сним­ков, прежде чем фотоизображение точно, ясно, убедительно, художественно впечатляюще рас­кроет тему и передаст замысел.

В художественной фотографии аппарат и другая техника становятся инструментом, с помощью которого фотограф-художник «пи­шет» свою картину. Конечно, объектив по-преж­нему отбрасывает на светочувствительный слой фотопленки изображение любого предмета, по­павшего в поле зрения, а пленка, как обычно, фиксирует это изображение. Но нужно умело отобрать материал и оставить в поле зрения объ­ектива только то, что необходимо для создания картины. Случайности должны быть исключены.

Например, удаленные точки съемки дают возможность получить общий вид улицы города с идущими по ней людьми. С приближением фотоаппарата к объекту рамка кадра очерчи­вает и вырезает все меньшее и меньшее про­странство и на снимках последовательно изобра­жается часть улицы... еще меньшая ее часть, всего один человек... только его лицо... Так фо­тограф отбирает материал для своего снимка и сосредоточивает внимание зрителя на том, что считает существенно важным.

Фотоаппарат, установленный на нор­мальной по высоте точке съемки, создает изображение с привычным пер­спективным рисунком. Нижние и верх­ние точки изменяют перспективу, и фото­изображения получаются необычными. При правильном использовании таких точек пред­меты получают особую изобразительную трак­товку и словно раскрываются зрителю в непри­вычном, но очень точном и ярком толковании.

В зависимости от выбранной точки съемки фигуры и предметы занимают на плоскости картины различные места. Возникает линей­ная композиция, стройный и законченный ли­нейный рисунок кадра. Композиционное решение снимка — важное изобразительное сред­ство художественной фотографии.

Другим активным изобразительным средст­вом фотоискусства является свет. При съем­ке на открытом воздухе, в зависимости от состояния погоды, можно получить самые раз­личные световые решения. При солнце возни­кает отчетливая светотень, в пасмурный день получается мягкий тональный рисунок кадра, туманным утром особо выразительно воспроизво­дится воздушная перспектива. Изменяется све­товой рисунок и с течением времени дня, в за­висимости от высоты стояния солнца.

Фотограф может использовать различное направление солнечных лучей: солнце, находя­щееся позади фотоаппарата, посылает общий поток фронтального света и равномерно осве­щает весь объект. При боковом направлении солнечных лучей возникает четкая светотень. Контровой свет (свет, направленный навстречу объективу) очерчивает контурные формы фигур и предметов.

«Фотография» в буквальном переводе озна­чает светопись, и художественные фото­изображения действительно словно написаны светом, который вызывает к жизни целую гамму тонов и полутонов. Так вступает в действие третье изобразительное средство фотографии —тон и возникает тональное решение снимка, а в цветной фотографии — колорит фо­токартины. Мы знаем снимки, решенные в светлых или темных тонах, основанные на сопоставлении контрастных или гармонирую­щих между собой тонов, цветные фотоснимки, имеющие строгий законченный колорит.

' Оперируя техническими и изобразительными средствами фотографии, фотограф-художник до­бивается правдивого и живописного решения те­мы. Точность отбор а материала, типичность изоб­ражаемых событий и явлений действительности позволяют фотографу подняться над конкрет­ным случаем: через частное он выражает всеоб­щее, закономерное. В таких снимках появля­ются обобщение и эмоциональность, типические характеры и картины человеческой жизни или особые состояния природы и вызываемые ими у человека настроения, переживания.

Примером законченного художественного снимка может служить работа известного фото­репортера Дмитрия Николаевича Бальтерманца

(р. 1912) «Чайковский» (Германия, 1945).

Советские фоторепортеры с первых дней вой­ны заняли место в рядах воинов, стали воен­ными корреспондентами. Снимая день за днем на передовых позициях и в партизанских отрядах, в осажденных городах и под минометным огнем, они создали фотолетопись Великой Отечествен­ной войны. Их снимки, обладая силой и убеди­тельностью подлинного документа, в ярких образах воссоздают стойкость и мужество совет­ских людей, героические подвиги советских воинов, борьбу и победу народа-освободителя.

Дмитрий Бальтерманц также сделал немало снимков в боевой обстановке, но своей люби­мой работой считает фотографию «Чайковский». ...Война разрушила дом. Но вот в развалины вернулась жизнь: солдаты отыскали чудом уце­левший музыкальный инструмент. Полилась музыка Чайковского... В этой боевой обста­новке она звучит гимном Миру и Человеку.

Картина волнует своим содержанием, но следует отметить и законченность ее изобрази­тельного решения. Точная композиция делает снимок четким, легко воспринимаемым, в кадре нет ни одного случайного элемента, каждая деталь помогает раскрытию темы. Интересен световой рисунок кадра: поток света, врываю­щийся сквозь пролом в стене, очерчивает кон­туры фигур и предметов, создает необходимый акцент на сюжетном центре картины. Контровой свет отлично выявляет воздушную дымку в глубине кадра, что подчеркивает простран­ство.

Другой пример художественного снимка — портретная работа Евгения Павловича Кассина (р. 1933) «Славянка». Конечно, здесь изображен конкретный человек, но ведь это еще и тип — тип красивой славянки, гордой, сильной. Посмотрите, как удивительно точно и строго тональное решение портрета. Общая светлая тональность, легкие штрихи, очерчи­вающие пряди волос, линии шеи, складываются в нежный и гармонический рисунок...

Итак, когда в фотографии ставятся и решают­ся определенные тематические и изобразитель­ные задачи, проявляется единство содержания и художественной формы, снимки приобретают идейно-художественную эстетическую ценность и становятся художественными произведениями искусства фотографии.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ