.
Меню сайта
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ. Искусство фотографииХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ. Искусство фотографииСовременную жизнь трудно представить себе без фотографии. Она проникла в науку, культуру, искусство, во все области общественной деятельности человека. Она помогла увидеть обратную сторону Луны и Землю с высоты полета космических кораблей, зафиксировать сложнейшие физические и химические процессы. Без фотографии немыслима и деловая информация о жизни в Советском Союзе и за рубежом. Такие хроникально-документальные снимки встречаются в газетах и журналах. Но, кроме научных и хроникально-документальных фотографий, существуют и совсем другие снимки, чем-то особо привлекательные для зрителя, оставляющие у него глубокое впечатление, волнующие его. Что это за снимки? Научная фотография отчетливо, точно и со всеми деталями воспроизводит строение цветка или расположение ветвей дерева. Информационный снимок, фиксирующий, например, момент спортивного соревнования, представляет собой лишь фотографическую копию этого момента. Но есть снимки, по которым нельзя изучать строение цветка или ветки, но зато мы увидим на них цветущие сады, ветви которых клонятся под порывами теплого весеннего ветра, мы словно почувствуем аромат цветов и прохладу густой тени деревьев. А если такой снимок рассказывает о спортивном соревновании, то мы чувствуем себя его участниками. Мы волнуемся за исход борьбы, радуемся победе. Такие снимки мы называем художественными, их создание искусством фотографии. Именно подобные удивительные, необычные снимки видите вы на стендах выставок художественной фотографии. Порой даже забываете, что перед вами снимки, созданные с помощью фотографической техники,— столько в них глубокой взволнованности, мыслей и чувств автора. Эти снимки рассказывают о событиях и людях языком настоящего большого искусства. Они повествуют о жизни страны, о грандиозных стройках, о незабываемых днях Великой , Отечественной войны, о труде и отдыхе, о радостях и горестях людей, об их характерах и о многом другом. Как же рождается художественный фотоснимок? Начнем с того, что получить обычное фотографическое изображение, или, как привычно говорят, снимок, не так уж сложно. Несложно научиться управлять относительно простой фотографической техникой, а потом, выйдя в парк, направить объектив на деревья или на человека, навести на резкость, рассчитать по экспонометру выдержку. Спуск затвора и... снимок готов. Но после того как этот снимок напечатан, часто наступает разочарование. Вроде бы фотоизображение правильно передает расположение фигур и предметов: была именно эта аллея парка, по которой шел человек... Но почему на снимке все выглядит так неинтересно, скучно? И аллея — та и не та! И снег, хотя и виден в кадре, но мало похож на белоснежный пушистый ковер, каким казался в жизни. Иначе говоря — внешняя похожесть есть, но из этой оболочки словно вынули душу! Исчезло обаяние природы, не передано настроение человека — выразительной картины не получилось. А это значит, что фотограф все передоверил фотографической технике: он только навел объектив фотоаппарата на участок пейзажа и нажал спуск затвора, но не отобрал материала для будущей фотокартины, не нашел удачной точки съемки и выразительного освещения. И вот на фотопленке и фотобумаге оказываются воспроизведенными лишь внешние формы деревьев и других предметов, одни из которых действительно необходимы для изобразительного решения темы зимнего пейзажа, а другие попали в поле зрения объектива совершенно случайно... А ведь при творческом подходе к съемке на фотоизображении все могло выглядеть совершенно иначе... Да, подучить художественный снимок подчас невероятно сложно, фотограф-художник, даже великолепно владеющий техникой и изобразительными средствами фотоискусства, не всегда и не сразу добивается нужных, желаемых результатов. Немало придется ему подумать, побродить с фотоаппаратом, а потом, когда уже найден сюжет, определить наилучшую точку установки аппарата, выразительный рисунок светотени, может быть, сделать десятки снимков, прежде чем фотоизображение точно, ясно, убедительно, художественно впечатляюще раскроет тему и передаст замысел. В художественной фотографии аппарат и другая техника становятся инструментом, с помощью которого фотограф-художник «пишет» свою картину. Конечно, объектив по-прежнему отбрасывает на светочувствительный слой фотопленки изображение любого предмета, попавшего в поле зрения, а пленка, как обычно, фиксирует это изображение. Но нужно умело отобрать материал и оставить в поле зрения объектива только то, что необходимо для создания картины. Случайности должны быть исключены. Например, удаленные точки съемки дают возможность получить общий вид улицы города с идущими по ней людьми. С приближением фотоаппарата к объекту рамка кадра очерчивает и вырезает все меньшее и меньшее пространство и на снимках последовательно изображается часть улицы... еще меньшая ее часть, всего один человек... только его лицо... Так фотограф отбирает материал для своего снимка и сосредоточивает внимание зрителя на том, что считает существенно важным. Фотоаппарат, установленный на нормальной по высоте точке съемки, создает изображение с привычным перспективным рисунком. Нижние и верхние точки изменяют перспективу, и фотоизображения получаются необычными. При правильном использовании таких точек предметы получают особую изобразительную трактовку и словно раскрываются зрителю в непривычном, но очень точном и ярком толковании. В зависимости от выбранной точки съемки фигуры и предметы занимают на плоскости картины различные места. Возникает линейная композиция, стройный и законченный линейный рисунок кадра. Композиционное решение снимка — важное изобразительное средство художественной фотографии. Другим активным изобразительным средством фотоискусства является свет. При съемке на открытом воздухе, в зависимости от состояния погоды, можно получить самые различные световые решения. При солнце возникает отчетливая светотень, в пасмурный день получается мягкий тональный рисунок кадра, туманным утром особо выразительно воспроизводится воздушная перспектива. Изменяется световой рисунок и с течением времени дня, в зависимости от высоты стояния солнца. Фотограф может использовать различное направление солнечных лучей: солнце, находящееся позади фотоаппарата, посылает общий поток фронтального света и равномерно освещает весь объект. При боковом направлении солнечных лучей возникает четкая светотень. Контровой свет (свет, направленный навстречу объективу) очерчивает контурные формы фигур и предметов. «Фотография» в буквальном переводе означает светопись, и художественные фотоизображения действительно словно написаны светом, который вызывает к жизни целую гамму тонов и полутонов. Так вступает в действие третье изобразительное средство фотографии —тон и возникает тональное решение снимка, а в цветной фотографии — колорит фотокартины. Мы знаем снимки, решенные в светлых или темных тонах, основанные на сопоставлении контрастных или гармонирующих между собой тонов, цветные фотоснимки, имеющие строгий законченный колорит. ' Оперируя техническими и изобразительными средствами фотографии, фотограф-художник добивается правдивого и живописного решения темы. Точность отбор а материала, типичность изображаемых событий и явлений действительности позволяют фотографу подняться над конкретным случаем: через частное он выражает всеобщее, закономерное. В таких снимках появляются обобщение и эмоциональность, типические характеры и картины человеческой жизни или особые состояния природы и вызываемые ими у человека настроения, переживания. Примером законченного художественного снимка может служить работа известного фоторепортера Дмитрия Николаевича Бальтерманца (р. 1912) «Чайковский» (Германия, 1945). Советские фоторепортеры с первых дней войны заняли место в рядах воинов, стали военными корреспондентами. Снимая день за днем на передовых позициях и в партизанских отрядах, в осажденных городах и под минометным огнем, они создали фотолетопись Великой Отечественной войны. Их снимки, обладая силой и убедительностью подлинного документа, в ярких образах воссоздают стойкость и мужество советских людей, героические подвиги советских воинов, борьбу и победу народа-освободителя. Дмитрий Бальтерманц также сделал немало снимков в боевой обстановке, но своей любимой работой считает фотографию «Чайковский». ...Война разрушила дом. Но вот в развалины вернулась жизнь: солдаты отыскали чудом уцелевший музыкальный инструмент. Полилась музыка Чайковского... В этой боевой обстановке она звучит гимном Миру и Человеку. Картина волнует своим содержанием, но следует отметить и законченность ее изобразительного решения. Точная композиция делает снимок четким, легко воспринимаемым, в кадре нет ни одного случайного элемента, каждая деталь помогает раскрытию темы. Интересен световой рисунок кадра: поток света, врывающийся сквозь пролом в стене, очерчивает контуры фигур и предметов, создает необходимый акцент на сюжетном центре картины. Контровой свет отлично выявляет воздушную дымку в глубине кадра, что подчеркивает пространство. Другой пример художественного снимка — портретная работа Евгения Павловича Кассина (р. 1933) «Славянка». Конечно, здесь изображен конкретный человек, но ведь это еще и тип — тип красивой славянки, гордой, сильной. Посмотрите, как удивительно точно и строго тональное решение портрета. Общая светлая тональность, легкие штрихи, очерчивающие пряди волос, линии шеи, складываются в нежный и гармонический рисунок... Итак, когда в фотографии ставятся и решаются определенные тематические и изобразительные задачи, проявляется единство содержания и художественной формы, снимки приобретают идейно-художественную эстетическую ценность и становятся художественными произведениями искусства фотографии. |
ПОИСК
Block title
|