. Дидактические игры для ознакомления с растениями
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Дидактические игры для ознакомления с растениями

Дидактические игры для ознакомления с растениями

Игры для детей 3-5 лет 

Игры для детей 6-7 лет

Для справок (растения, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста) 

 

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно за­ботиться об ее охране.

В нашей стране охрана природы — дело государствен­ной важности. В Конституции (Основном Законе) Союза Советских Социалистических Республик записано: «Граж­дане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богат­ства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мира природы наиболее до­ступны детям для непосредственного наблюдения расте­ния и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать ра­стения.

На занятиях, во время труда в уголке живой природы и на участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окру­жающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усво­ению знаний способствует эмоциональное отношение де­тей к тому, о чем рассказывает воспитатель.

В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычле­нять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, де­лать выводы, обобщения, при этом тренируются их вни­мание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способ­ностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.

В ознакомлении детей с природой полезно использо­вать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев' и кустарни­ков, цветущие травянистые и комнатные растения.

Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, вели­чина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются к течение всего года, с ними можно прово­дить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

Комнатные растения — обязательные обита­тели уголка природы детского сада. Их удобно исполь­зовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зе­леного покрова и перестают привлекать детей. Боль­шинство же комнатных растений остается зелеными по­стоянно, а некоторые цветут и зимой.

Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, за­пахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отли­чительных признаках растений, для игр хорошо исполь­зовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познако­мить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посто­ронние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, за­нять всех детей решением единой задачи.

Если игра проводится в помещении, природный мате­риал размещают так, чтобы дети хорошо видели отли­чительные признаки каждого предмета (окраску, величи­ну, форму) и все детали.

Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно-два однород­ных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно ее правилам выполняются соответст­вующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому рекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной к шко­ле групп.

В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания измене­ниям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая,— летом и осенью.

Последовательность проведения игр дается в соответ­ствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они услож­няются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

Воспитатель сам может придумать различные вариан­ты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ