. Игры для ознакомления детей 6-7 лет с овощами и фруктами
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры для ознакомления детей 6-7 лет с овощами и фруктами

Игры для ознакомления детей 6-7 лет с овощами и фруктами

С детьми старшей и подготовительной к школе групп игры с овощами и фруктами организуют начиная с осе­ни, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточ­но сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засол­ку, для варенья, консервирования). Помимо того, осенью всегда найдется богатый выбор природного материала для разнообразных игр.

Последовательность игр определяется постепенно усложняющимися дидактическими задачами и объемом знаний, который должны усвоить дети. Так, вначале проводят игры на узнавание предметов по одному при­знаку (на вкус, по форме, на ощупь). Затем педагог вводит более сложную задачу, требующую знания частей растений,— составлять целое из частей. Чтобы описать предмет, нужно знать, как он выглядит, какими качест­вами обладает, уметь правильно определить их словом. И наконец, самое сложное задание — определить степень зрелости овощей и фруктов (дается дошкольникам после усвоения знаний об изменении внешних признаков расте­ний по мере созревания).

Вершки и корешки

Первый вариант.

Дидактическая задача. Со­ставить целое из ча­стей.

Игровые дей­ствия. Поиски своей пары.

Правила. Искать свой «вершок» или «ко­решок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на ого­роде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), Другой — верш­ки — ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три — свою пару най­ди!» По этому сигналу все дети подбирают се­бе пару. Второй вариант.

«Вершки» (или «ко­решки») стоят на ме­сте. По площадке бе­гает только одна под­группа ребят. Воспита­тель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети

должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.

Примечание. С детьми подготовительной к школе группы игру проводят на огороде перед началом уборки урожая. Детей делят на не:колько групп, каждой раздают корнеплоды, которые будут убирать. Затем одной-двум подгруппам воспитатель предлагает: «Корешки», найдите на грядке свои «вершки»!» Остальные следят за правильностью выполнения задания. Игра повторяется, пока дети всех подгрупп не попробуют найти вершки.

Загадай, мы отгадаем

Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

Игровые действия Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.

Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их фор­мы, неравномерность окраски.

Первый вариант.

Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все остав­шиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее де­тали, окраска, поверхность, вкус.

Второй вариант.

Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на пред­мет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.

Почтальон принес посылку

Дидактическая задача. Описать предметы и узнать их по описанию.

Игровые действия. Составление загадок (опи­сания) и отгадывание предмета.

Правило. Рассказывать о том, что ты получил, нужно, не называя предмета.

Оборудование. Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем поме­щает их в коробку.

Ход игры. Коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол.

В' конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовое ощущение, его неоднородность (кислое, кисло-сладкое, сладкое и т. д.).

Угадайте, что в мешочке

Дидактическая задача. Описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Игровые действия.  Угадывание  на  ощупь  предмета.

Правил а. Выбирая предмет, смотреть на него нель­зя. Описать, ощупывая руками.

Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что они знают игру «Чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по-иному. «Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет его вытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки». Педагог при­глашает к себе одного ребенка и просит выполнить зада­ние. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

Созрело не созрело

Дидактическая задача. Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровое   действие. Поиск пары.

Правило. Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

Оборудование. Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (ово­щи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые ово­щи и фрукты, а остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не­спелых овощей и фруктов.

Съедобное несъедобное

Содержание знаний. Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У од­них в пищу идет надземная часть — вершки, у других — подземная — корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

Дидактическая задача. Выбрать растения, ис­пользуемые в питании.

Правила. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедоб­ная часть.

Оборудование. На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька,

лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, поми­доры, горох, огурцы и др.).

Ход игры. Воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой — медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю — ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».

При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.

Детки на ветке

Дидактическая задача. Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

Игровые   действия. Поиск своей пары.

Правило. Искать пару можно только после сигнала.

Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой — овощи («деток»). По сигналу: «Дет­ки», найдите свои «ветки»!» — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпа­дали по принадлежности к одному и тому же растению.

Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закры­ваются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.

При повторении игры дети меняются листьями и пло­дами.

Что сначала, что потом!

Дидактическая задача. Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровые   действия. Поиск своей группы.

Правило. Искать свое место среди товарищей мож­но только по сигналу.

Оборудование. Овощи и фрукты (4—5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть — бурый и красный.

Ход игры. Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!»—дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последователь­ность созревания — от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правиль­ной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

Овощехранилище

Содержание знаний. Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрук­ты — в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготав­ливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие — солят (огурцы). Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (напри­мер, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежи­ми, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

Дидактическая задача. Отобрать и сгруппи­ровать предметы по способам использования их в быту.

Правило. Распределять овощи и фрукты для хране­ния так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

Оборудование. В ряд расставляют три стола: на одном — овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других — приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» — овощи, хранящиеся свежими,— картофель, свекла, мор­ковь и др.), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на «вывеске» — бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

Ход игры. Воспитатель говорит: «Колхозники вы­растили большой урожай для всех нас. Его надо сохра­нить гак, чтобы всего хватило до следующей осени. Кла­дут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть ребят будет приемщиками, остальные — колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рас­сказать, почему он отбирает овощи и фрукты для опреде­ленного способа хранения.

Магазин «Овощи фрукты»

Первый вариант.

Содержание знаний. Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашеную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища. Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты, из чего их приготовили, как переработали.

Дидактическая задача. Сгруппировать пред­меты по категориям. Описать и найти растения по харак­терным признакам.

Правила. Описывать покупку, не называя ее.

Оборудование. Подготовить вывески «Овощи», «Фрукты» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины и прилавки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям испол­нить роли директора, продавцов, покупателей.

Директор магазина должен подготовить все к работе: распределить товары по отделам, рассортировать соленые овощи, переработанные фрукты.

Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел, где продается нужный им продукт, говорят, из чего и как он приготовлен. Продавец называет покупку и выдает ее покупателю.

Второй вариант.

Содержание знаний. Провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и все, что из них приго­тавливают, покупают в магазине. Туда их привозят из овощехранилища и с консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различ­ных блюд. Рассказать, какие овощи и фрукты нужны для борща, супа, винегрета, компота и др. Напомнить внешние признаки овощей и фруктов и их названия.

Дидактическая задача. Перечислить призна­ки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппировать   овощи   и   фрукты   по   способам   использования.

Правила. Директор должен сказать, откуда при­везли продукты, и разнести их по отделам. Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место про­израстания, а также отобрать все нужное для приго­товления желаемого блюда. Продавец узнает продукт по описанию и говорит, в каком отделе его можно купить.

Оборудование. Вывески двух отделов: «Овощи», «Фрукты». Витрины, продукты.

Ход игры. Назначают детей на роли шоферов, директора магазина, покупателей, продавцов.

Шоферы привозят в магазин продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезенные продукты по отде­лам: овощному, фруктовому; называет место переработки плодов. Покупатели описывают покупку: говорят, что хо­тят купить, и называют места произрастания того, что выбрали; подбирают и описывают все продукты, необ­ходимые для приготовления какого-нибудь блюда: борща, супа и т. п. Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдает покупку.

Магазин «Семена»

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (мор­ковь, огурец, помидор, капуста и др.). Напомнить до­школьникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «ще­потью»). Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородник!:, а цветы — цветоводы.

Дидактическая задача. Группировать расте­ния по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию.

Правила. Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей», семена в спичечных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, рас­кладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них — цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать ее покупателю.

Директор (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.

Консервный завод

Содержание знаний. Рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатыва­ют для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовле­ния разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача. Определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотно­сти) , сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила. Разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование. На трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые про­дукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

Ход игры. Дети исполняют роли заведующего и ра­бочих.Заведующий складом выда­ет продукты и распределяет их по цехам в зависимости от сте­пени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные — на компоты, остальные — су­шить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точ­ные объяснения рабочим, ка­кие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабо­чие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня получен­ные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблю­дают и проверяют правиль­ность выполнения заданий, оце­нивают работу.

НАЗАД

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ