.
Меню сайта
|
Игры для ознакомления детей 6-7 лет с деревьями и кустарникамиИгры для ознакомления детей 6-7 лет с деревьями и кустарникамиЗнакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличительные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программные задачи постепенно усложняются: от нахождения растения по названию до все более полного описания предметов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе характерных внешних признаков. Игры детей старшего дошкольного возраста усложняются также тем, что детям называют большее количество деревьев и кустарников (до 6—7), отличительные признаки которых они должны знать. Угадай, какой наш домДидактическая задача. Описать деревья и найти их по описанию. Игровые действия. Составление и отгадывание загадок о деревьях. Правило. Называть дерево можно только после описания. Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описание: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания). Кто где живетДидактическая задача. Группировка растений по их строению (деревья, кустарники). Игровые действия. Убежать от лисы. Правила. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом. Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок. Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики — под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего— лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям — шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса!» — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит. Примечание. Желательно, чтобы у всех были соответствующие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы. К названному дереву — беги!Дидактическая задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева. Игровые действия. Убегать от водящего к названному дереву. Правила. Воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия. Ход игры. Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз-два-три — беги!». ПутешествиеПервый вариант. Дидактическая задача. Найти дорогу по названиям знакомых растений. Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно. Ход игры. Игру проводят во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два-три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки». Второй вариант. Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям. Третий вариант. Содержание знаний. Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Дидактическая задача. Описать внешний вид растений и найти их по описанию. Правило. Описывать растения-ориентиры, не говоря, как они называются. Ход игры. Игру проводят в лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3—4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу. Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, "кто из них выбрал лучшее место для прогулки. Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу. ЛесникСодержание знаний. Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами. Дидактическая задача. Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части. Правило. Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель. Ход игры. Игру проводят в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети — школьники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Школьники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. Одновременно можно выделить двух-трех лесников и столько же отрядов школьников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.) Найди дерево по семенамДидактическая задача. Найти целое по части. Игровое действие. Бег к определенному предмету. Правило. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу. Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др. Ход игры. Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках. Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки»), а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек. |
ПОИСК
Block title
|