. Игры для ознакомления детей 6-7 лет с деревьями и кустарниками
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры для ознакомления детей 6-7 лет с деревьями и кустарниками

Игры для ознакомления детей 6-7 лет с деревьями и кустарниками

Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличитель­ные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программ­ные задачи постепенно усложняются: от нахождения ра­стения по названию до все более полного описания пред­метов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе харак­терных внешних признаков.

Игры детей старшего до­школьного возраста усложня­ются также тем, что детям на­зывают большее количество де­ревьев и кустарников (до 6—7), отличительные признаки кото­рых они должны знать.

Угадай, какой наш дом

Дидактическая за­дача. Описать деревья и най­ти их по описанию.

Игровые действия. Составление и отгадывание за­гадок о деревьях.

Правило. Называть де­рево можно только после описания.

Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из груп­пы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая под­группа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и на­звать «дом», в котором «жи­вут» дети. Например, дети гово­рят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описа­ние: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, пло­дах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает после­довательность описания).

Кто где живет

Дидактическая задача. Группировка расте­ний по их строению (деревья, кустарники).

Игровые   действия. Убежать от лисы.

Правила. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.

Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок.

Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поигра­ем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором мо­гут укрыться, а зайчики — под которыми могут спря­таться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточ­нить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водя­щего— лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем осталь­ным детям — шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса!» — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.

Примечание. Желательно, чтобы у всех были соответствую­щие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.

К названному дереву беги!

Дидактическая задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Игровые действия. Убегать от водящего к на­званному дереву.

Правила. Воспитатель часто меняет название ра­стений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.

Ход игры. Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внима­тельно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз-два-три — беги!».

Путешествие

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти дорогу по на­званиям знакомых растений.

Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.

Ход игры. Игру проводят во время прогулки в пар­ке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). За­тем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два-три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравняв­шись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».

Второй вариант.

Игру проводят так же, только дорогу к любимой по­лянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям. Третий вариант.

Содержание знаний. Знать внешний вид и на­звания некоторых деревьев и кустарников, их характер­ные отличительные признаки.

Дидактическая задача. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.

Правило. Описывать растения-ориентиры, не гово­ря, как они называются.

Ход игры. Игру проводят в лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объ­ясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3—4 хорошо знакомых детям расте­ния, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориен­тиры, называют их и ищут по ним дорогу.

Можно выбрать двух ведущих, проделать два путе­шествия, а все дети сравнят, "кто из них выбрал лучшее место для прогулки.

Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объ­ясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу.

Лесник

Содержание знаний. Напомнить детям внеш­ний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят вы­ражать свои знания словами.

Дидактическая задача. Назвать признаки ра­стений. Выбрать их нужные части.

Правило. Собирать семена можно только те, кото­рые назовет воспитатель.

Ход игры. Игру проводят в лесу. Воспитатель выби­рает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети — школьники. Они пришли помочь лесникам собирать семе­на для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Школьники ищут семена, собирают их и по­казывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Одновременно можно выделить двух-трех лесников и столько же отрядов школьников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.)

Найди дерево по семенам

Дидактическая   задача. Найти целое по части.

Игровое действие. Бег к определенному пред­мету.

Правило. Бежать к тому дереву, от которого семе­на, можно по сигналу.

Оборудование. Семена и плоды деревьев и ку­старников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.

Ход игры. Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передви­гаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.

Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясе­ня (отдельные «лопаточки»), а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.

НАЗАД

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ