Детская энциклопедия

Меню сайта











Оборудование рабочего места, инструмент

Для работы удобен стол типа верстака, но если его нет, то можно использовать обычный стол и подкладочную рабочую доску. Ученикам чаще всего приходится работать на партах.

Во избежание порчи парт обязательно надо иметь подкладоч­ные рабочие доски (рис. 1, а).

Для хранения инструмента желательно, чтобы каждый уче­ник имел фанерный ящик или картонную коробку любого раз­мера, но удобную для помещения во время работы в парте (рис. 1, б).

При оборудовании рабочего места должно быть предусмот­рено хранение подготовленных к работе материалов и незакон­ченных работ. Законченные работы сразу же надо сдавать на классную или школьную выставку. Незаконченные работы луч­ше хранить в специальном ящике или коробке ученика. В этом же ящике будут храниться все подготовленные детали. Во время работы ящик находится в парте, а после урока сдается учителю для хранения в общем шкафу.

Очень важно, чтобы рабочее место хорошо освещалось, же­лательно, чтобы свет падал на рабочее место слева и спереди.

Инструмент, необходимый для работы в классе и в кружке, может быть заводского изготовления и самодельный.

К инструменту заводского изготовления относится перочин­ный нож1, маленький молоток, ножовка, шило, плоскогубцы, кусачки, лобзик с набором пилок, ножницы, пинцет, кисточки для клея, ручные ювелирные тисочки с набором мелких сверл диаметром от 1 до 3 мм.

Перочинный нож может быть маленьким, но обязательно с острым концом, необходимым для прорезания отверстий в твер­дой оболочке орехов и в желудях. Ножовка должна быть не­большой с мелкими зубьями. Шило — длиной 4—5 см, не очень толстое, из прочного материала. Плоскогубцы, как и кусачки, нужны небольшие и не тяжелые. Лобзик — обычный, а пилки к нему надо иметь самые тон­кие (№ 1—2) для работ по де­реву и по металлу. Во многих материалах трудно просверлить отверстие шилом, поэтому необходимо иметь сверло. Но сверло паль­цами удержать невозможно. Для этого очень удобны руч­ные ювелирные тисочки (рис. 2). Такие тисочки   можно   приобрести   в   хозяйственных и инструментальных магазинах.

Вместо тисочков можно использовать простейшие самодель­ные сверла. Их легко изготовить из стальной проволоки (1 — 1,5 мм толщины). Кусок проволоки расплющивают с двух кон­цов. Один из концов затачивают (стачивают уголки на конце) и плоскогубцами слегка смещают его относительно оси прово­локи. Получится сверло.

На другой конец насаживают деревянную ручку. Благодаря расплющенному концу проволока будет плотно держаться в де­ревянной ручке.

Рекомендуется изготовить несколько таких сверл разных диа­метров. Можно также изготовить тисочки силами старшеклас­сников в школьной мастерской (рис. 3). Тисочки состоят из двух зажимающих щек (рис. 3, а), соединяющего сердечника (рис. 3, б), двух скрепляющих стержней (рис. 3, в) и ручки-зажима (рис. 3, г). Каждую деталь вытачивают из целого кусоч­ка металла. Размеры детален указаны на чертеже. Щеки-зажимы вставляют в боковые вы­резы в сердечнике и скрепляют с ним при помощи двух стержней. Стержни должны свободно вра­щаться в отверстиях, имеющихся в сердечнике. Торцы стержней расклепывают и таким образом закрепляют в сердечнике, а ще­ки-зажимы свободно двигаются на них. Ручку-зажим делают цилинд­рической формы, затем идет утон­чение на конус и цилиндрическая часть диаметром по отверстию в сердечнике. Эта цилиндрическая часть и отверстие в сердечнике имеют винтовую резьбу, по кото­рой цилиндрическая часть ручки-зажима свободно ввинчивается в сердечник. Когда ручка-зажим ввинчивается в сердечник, ее ко­нусная часть начинает вдвигать­ся между скошенными концами щек-зажимов, раздвигая их в раз­ные стороны, отчего противопо­ложные концы щек-зажимов сдви­гаются и зажимают сверло. Осво­бождение сверла из щек-зажимов производится вывинчиванием ручки из сердечника. Необходимые для занятий в школе тонкие сверла обычно имеются в хозяйственных и ин­струментальных магазинах, но их можно изготовить в школьных мастерских из гвоздей или сталь­ной проволоки, заточив концы, как описано выше.

Силами старшеклассников можно изготовить и другой ин­струмент (рис. 4). Нож можно сделать яз куска прочной стали, например из обломка ножо­вочного полотна.

Такой нож может быть лучше заводского по прочности ме­талла. Шило можно сделать из куска прочной стальной прово­локи или из куска спиральной проволочной пружины. Эле­ментарно простые деревянные щипчики можно сделать из расщепленной палочки, а металлические — из согнутой в виде щипчиков тонкой стальной пластинки или из обломка ножовоч­ного полотна. Кончики таких самодельных щипчиков надо сто­чить на ширину 3—4 мм, и получится пинцет. Кисточку просто сделать из пучка шерсти или конского волоса.

К самодельным инструментам также относятся стеки дере­вянные для лепки и клееварка. Если столярный клей растапли­вать не в специальной клееварке, а в обычной кастрюле, то он неизбежно подгорит и потеряет свои склеивающие свойства.

Клееварку просто сделать из двух разных по величине консервных банок. В банках надо тщательно загнуть обрезанные края, чтобы не поранить руки. В большую банку положить ши­рокую спираль из толстой проволоки так, чтобы поставленная внутрь большой банки маленькая банка несколько выступала из больной и не касалась дна большой банки. Для удобства вынимания малой банки из большой к малой банке следует при делать дужку из проволоки.

Сухой столярный клей измельчают ударами молотка, высы­пают в малую банку и заливают водой так, чтобы она покрыва­ла клей , В таком виде клей должен постоять до следующего дня, размокнуть, разбухнуть. На следующий день меньшую бан­ку с клеем ставят в большую банку, предварительно наполнен­ную водой. После этого клееварку ставят на огонь. По мере то­го как вода в большой банке будет нагреваться, ее тепло начнет согревать стоящую на проволочной спирали малую банку с кле­ем и клей, не подгорая, растворится. Время от времени клей на­до помешивать палочкой или деревянной лопаточкой. Клей сле­дует растворять до тех пор, пока он не достигнет той густоты, которая нужна. Практически он должен быть консистенции жидкого киселя.

На уроках можно пользоваться синтетическим клеем, лучше всего клеем «Марс»; это недорогой клей, и он быстро сохнет.

Инструмент индивидуального пользования приобретается па средства родителей. На класс рекомендуется приобрести: лобзи­ков, кусачек, плоскогубцев—2—3 штуки; сверл разного диа­метра, пинцетов, ножей, шил — по одному на парту. Клея сто­лярного нужна одна банка па класс, а синтетического клея — одни тюбик или одна банка с кисточкой на парту.

1 Очень удобен в работе медицинский скальпель.

Природные материалы на уроках труда

  1. Об организации и проведении занятий
  2. Оборудование рабочего места, инструмент
  3. О приемах работы с инструментом 
  4. Знакомство с природными материалами




 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016