|
Буква М
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М. (А. Шибаев)
Взявшись за руки, Мы встали
И на М похожи стали. (В. Степанов)
Мама, глянь-ка! Две горы
Словно две родных сестры! (Г. Виеру)
Взялись за руки друзья
И сказали:«Ты да я — Это мы».
А между тем
Получилась буква М. (А. Шибаев)
Вот качели — Буква М!
Здесь качаться Можно всем! (Е. Тарлапан)
УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)
Звук
Фонетическая зарядка.
Как мычит корова? (Му-у-у...)
Кто внимательный?
1. Найдите одинаковый звук в словах: мох, март, муравей, карман.
2. Назовите, что изображено на рисунках. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова. (Ответ: мир.)

3. Запомните слова со звуком [м, м'], которые встретятся вам в сказке.
Поэты
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
— Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо: Нет на свете никого Лучше нашей...
— Малины! — заорал Миша.
— Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
— Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?
— Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы!
— Что ты, что ты! — испугался мышонок.— Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий...
— Айболит! — заорал медвежонок.
— Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей — лес.
— Откуда ты так много знаешь?
— Кто много читает, тот много знает! — важно ответил мышонок Мыша...(Г. Юдин)
Кто больше?
1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м] и заканчивается [а]. (Ответ: малина.) 2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки.) 3. Перечислите продукты, в названии которых есть [м, м']. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)
Камень — вата.
Поднимите синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышите твердый согласный (м). Зеленую карточку покажите, если услышите мягкий звук [м‛].
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.

Доскажите словечко.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (Май.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь).
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? ... (Мел.)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей —
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может... (муравей).
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? ... (Мышка.)
Каждый тут в лесу талант —
И певец, и ... (музыкант).
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку ... (мячик).
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой... (мыли).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось... (мыло).
Слоговой аукцион.
Придумайте слова со слогами: ма, мо, ме, му, мы.
Рифма.
Массаж (монтаж, мираж, багаж, гараж, этаж и т. д.)
Наоборот. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [м, м'].
Война — (мир);
ссориться — (мириться);
быстро — (медленно)
твердый — (мягкий);
глупый — (мудрый);
большой — (маленький).
Доскажите фразу.
Конь ржет, а корова ... (мычит).
Собака лает, а кошка ... (мяучит).
Луна светит, а звезды ... (мерцают).
Придумайте предложение.
Каждое из слов предложения должно начинаться со звука [м, м']. (Например: Мама моет Марину.)
Запрещенный звук.
Не употребляйте запрещенный звук [м, м‛]. Например, на вопрос «Какие ягоды ты больше любишь—малину или землянику?» можно ответить так: «Всякие», «Любые», «Те и другие».
Буква

Слоговое лото.
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Ответ: молоко, мама, мыло, мороз и т. д.).

2. На наборном полотне печатается слог ма..., нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ответ: ма-ма, ма-лина, ма-ки.) 3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться с м: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима.)
Превращение слов — волшебная цепочка.
Замените одну букву в словах. Мышка — мошка — мишка — миска; май — мак.
Дополните слово.
Мех (смех);
метр (метро);
мало (масло);
мыл (мыло).
Найдите слово в слове.
МРАК (рак, мак);
МУХА (уха).
Полсловечка за вами.
Мышь... (-як); мак...(-ушки); маска ... (-рад).
Путаница.
Вот мы ви-дим ма-му.
А у ма мы мы-ло.
Ма-ма мо-ет ра-му.
Что бы чис-то бы-ло.
Мама моет аккуратно,
И все просто и понятно.
А если вдруг все части
Местами поменять,
То ничего мы с вами
Не станем понимать.
Вот мы дим-ви му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы.
Телеграмма. Придумайте текст телеграммы на каждую букву слова МОСКВА. (Ответ: Мы отправили сегодня коробку вакцины-академия.)
|
|