. Занимательный материал к букве П
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Занимательный материал к букве П

Занимательный материал к букве П

Кроссворды

Матрешки







(Ответ: перемена.)

Прочитайте загадку, начиная с не.







Не рыбак, а сети расставляет. (Паук.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
Есть такая народная примета: паук усиленно плетет сети к сухой погоде.

Прочитайте стихотворение, начиная с предлога на.












(Ответ: На березках белых Лопаются почки. В поле показались Первые цветочки.)

Отгадайте, какие птицы остаются зимовать у нас. Для этого надо прочитать по строчкам: вначале буквы под высокими колышками одной строчки, потом — под низкими колышками этой же строчки и т. д.







(Огвст: воробей, снегирь, щегол, Мы для вас накрыли стол.)

Как вы поняли эти стихи? Какой стол мы должны накрывать для птиц? (Делать кормушки.) Чем любят лакомиться птицы? (Семечками, семенами, рябиной, зерном и т. д.)
Внимательно слушайте рассказ, используя выделенные слова, заполните кроссворд.

Птичьи домики

Хоть и мал дом для скворца, а строить его непросто. В прошлом году Ваня и Вася попробовали сделать скворечник, да только скворцы в нем жить не стали. Со щелями оказался домик. И гвозди внутри торчали. Не понравилось это птицам!

Теперь Вася и Ваня решили работать аккуратно, не торопились. Знают, что доска нужна сухая. По такой рубанок в Васиных руках бежит весело, стружки-кудряшки в стороны разбрасывает. Потом пила и метр за дело принялись. Не сами, конечно. Это уже Ваня обструганную доску метром разметил и пилой на части распилил. А сколачивали скворечник ребята вместе. Старались, чтобы ни один гвоздь острием внутрь не вылез. Молоток — у Вани, а Вася доски придерживает и гвозди подает. Хороший скворечник получился — и добротный, и нарядный. Вырастут Ваня и Вася, строителями станут. Будут большие дома строить. Так они еще в первом классе решили. (По рассказу Е. Пермяка)

Парта Гугуце
Внимательно слушайте рассказ, используя выделенные слова, заполните кроссворд.

Вымыл Гугуце оба уха, ранец за плечи забросил и отправился в школу.
—    Гугуцэ? — удивился учитель.— Тебе нужно еще подрасти! Ну, раз уж пришел, поешь арбузов на школьной бахче.
Гугуцэ со стыда чуть сквозь землю не провалился. А вечером сказал отцу:
—    Папа! Давай построим во дворе школу. Почесал отец в затылке:
—    У нас ведь с тобой нет ни подъемного крана, ни самосвала.
—    Тогда сделаем парту! — не отступает Гугуцэ.
Через несколько дней у Гугуцэ появилась настоящая парта. Послышится из школы звонок, Гугуцэ садится за парту, достает из ранца букварь, тетрадь, пенал. В пенале у него — ручка, карандаш, линейка. Все как полагается. Настоящая школа! И начинает Гугуцэ рисовать какую-нибудь букву или цветок.
Слух о парте разнесся по всему селу. И вот в один прекрасный день калитку открыл сам учитель.
—    Здравствуй, Гугуцэ! — сказал он.— Позволь и мне посидеть за твоей партой. (По рассказу С. Вангели)





Посуда
Назовите предметы, которые изображены на рисунках. Заполните клеточки кроссворда и вы узнаете как можно одним словом назвать все это. (Ответ: посуда.)








Ребусы
1.      Ответ: пенал.
2.    Ответ: подарок.
3.  Ответ: подушка.

Анаграммы
Просо (опрос); право (повар); пальто (лапоть); петлица (теплица); подвода (водопад); портик (тропик); потеха (пехота). Палки — капли — лапки — липка — пилка; приток — портик — тропик; пион — пони; планка — клапан.

Шарады
Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь через букву И,
На тарелку лягу в праздничные дни. (Порог — пирог)

В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял...
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал — пена)

И по реке и по пруду
Плыву я в тихую погоду.
Но вставь лишь И — я поведу
Стальную птицу к небосводу. (Плот — пилот)

Я смерть и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но О прибавь, и я повею
Покоем мирной тишины. (Пушка — опушка)

Загадки
Пять братьев вместе родятся,
а росту разного.(Пальцы)

Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?(Пастух)

Наткет, наплетет,
сядет и добычи ждет.(Паук)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.(Петух)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.(Петух)

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами.(Петух)

Золотое решето
Черных домиков полно.(Подсолнух)

Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.(Подсолнух)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.(Пирог)

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг.(Подснежник)

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.( Подосиновик )

Два брюшка, четыре ушка.(Подушка)

Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажите, я такой?(Подъемный кран)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.(Поезд)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.(Поезд)

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня Испачкаешь меня».(Полотенце)

У меня который год
Ежик в комнате живет.
Если пол намазать воском,
Он натрет его до лоску.(Полотер)

Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.(Порошок зубной)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.(Портфель)

На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.(Пугало)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.(Пчела)

Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает.(Пылесос)

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.(Пылесос)

Скороговорки
Петя пилил пилой пень.

За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.

Пара птиц порхала, порхала —
Да и выпорхнула.

Повтори без запинки:
На осинке росинки
Засверкали утром Перламутром.

Поле-то не по́лото,
Поле-то не поли́то,
Просит полюшко попить —
Нужно полюшко полить.

В знойном поле
Через перекати-поле
Прыгали перепела
С перепелятами.

Говорит попугай попугаю:
—    Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
—    Попугай, попугай, попугай!

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

—    Расскажите про покупки.
—    Про какие про покупки?
—    Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Рыбы в проруби — пруд пруди.

Из-под пилки сыплются опилки.

У пеньков опять
Пять опят.

Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

Пословицы и поговорки
Поздно поднялся — День потерял,

В молодости не учился — Жизнь потерял.

Правда в огне не горит
И в воде не тонет.

Правда глаза колет.

Пишут не пером, а умом.

Признание — половина исправления.

Переливать из пустого в порожнее.

Веселые стихи
До чего красив Павлин!
У него Порок Один:
Вся павлинья Красота
Начинается
С хвоста.(Б. Заходер)

Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом —
Прослывешь большим глупцом.(Ф. Бобылев)

Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
—    Кто из вас желает паутинки?(В. Орлов)

В это время
Пеликан
Прилетел
Из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
—    Пассажирский Пароход
Прямо к пристани Плывет.
— Слов на букву П
                           немало,
— Птичка пеночка сказала.(Г. Сапгир)

Через рельсы — переход,
А на рельсах — пароход.
Через речку — перевоз,
А на речке — паровоз.
Поменяем все местами.
Что теперь мы видим с вами?
Вот на речке — пароход,
Через речку — переход.
Вот на рельсах — паровоз,
Через рельсы — перевоз.(Г. Сатир)

Петрушка-озорник привез
На самый полюс Пылесос.
Он в пять минут почистил льдину,
Ну а потом —
пиджак
Пингвину.(Г. Сапгир)

Петя

Петуха спросили дети:
—    Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
—    Хорошо умею петь я. (И. Коньков)

Висит пиджак,
Опустив рукава.
Живет пиджак,
Спустя рукава:
Прогулял урок,
И все ему трын-трава!
Скажи, дружок,
Хоть раз Была
На твоих
Плечах Голова?(Г. Сапгир)

Пила

Наша острая пила — Не пила,
А пела.
Не пила,
Не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела,
Как могла,
Развеселая пила.
Напилила дров —
Будь, хозяин, здоров!(Перевод Я. Акима)

Попугай
—    Если сможешь, угадай,
Что нам скажет попугай?
—    То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!(Б. Заходер)

Полосатые стихи
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у Енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума — полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята —
Все от грязи полосаты...
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.(Г. Сапгир)

Пони
Адрес перепутали
Маленькие кони:
Вместо Лилипути 
К нам попали пони.(А. Шлыгин)

Прививка
—    На прививку! Первый
                                       класс!
—    Вы слыхали? Это нас!
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!

Ну подумаешь, укол!
Укололи и — пошел...
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..

—    На прививку! Первый
                                           класс!
—    Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки.(С. Михалков)

Продленный день

Две девчонки говорили:
—    В нашей школе
День продлили!
—    Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали.
Тут же нас
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом
Обед продленный —
Борщ, сметаной забеленный.
А потом — внимание! —
Во дворе гуляние!
А потом — продленный срок,
Чтобы выучить урок.
... Только вечер
Очень-очень
Был в тот вечер
Укорочен.(Л. Фадеева)

Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.(В. Берестов)

Причина
«Причина» — какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет.
Оно покрывает.
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело, Далеко...
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир.
Не запятнана честь...
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!(В. Викторов)

Ни пуха, ни пера
Рано утром Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила: —
Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час,
Едва живой.
Петушок
Идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем
И в самом деле
Нет ни пуха,
Ни пера.(В. Орлов)

— Не жалейте пятачка,—
Говорит корова.—
Вы купите молочка
Вкусного, парного! —
Поросята тут как тут: —
Нам по целой кружке! —
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки...(А. Шибаев)

Начинаю жить по плану
Начинаю жить по плану.
Завтра я послушным стану,
Послезавтра, так и быть,
Перестану я грубить.
Хорошо себя вести
На уроках буду.

И в квартире пол мести
Тоже не забуду...
Все я сделал честь по чести:
План висит на видном месте.
Пункты бабушка читает...
Подметает и вздыхает...

Детский фольклор, потешки

Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке.
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки
Пляшет козочка на горке.
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке.
Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь?
Пляши и ты!

Петушок, петушок.
Золотой гребешок!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь.

Считалки
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты.

Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.

Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем.
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять...
Невозможно сосчитать!

Собирайтесь быстро, братцы,
В чет и нечет посчитаться.
Вот Январь, а вот Февраль —
Выгнать их из круга жаль.
Братец Март и ты, Апрель,
Заиграйте-ка в свирель.
Братцу Маю да Июню —
Спеть овсяночкой-певуньей,
А Июлю, Августу —
Растить зерна трав густых,
Чтобы ждали мы не зря
Сентября и Октября.
Ноябрю — повеять вьюгой,
Декабрю — уйти из круга.(Л. Дружинина)

СЛОВАРЬ

(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)

Плясать под чужую дудку. Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого.
По щучьему веленью, по моему хотенью. Выражение из русской народной сказки, употребляется в значении: чудесным образом, как бы само собой.
Потемкинские деревни. Выражение употребляется в значении: показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо.
Подсластить пилюлю. Сдобрить дурную весть сладкими словами.
Проглотить пилюлю. Испытать неприятность, иногда услышать горькую истину.
Попасть на удочку. Дать себя обмануть, перехитрить, провести.
Петь в унисон. Обычно, когда поет хор, пение ведется на несколько голосов: одни певцы тянут одну, другие — другую мелодию, которые сливаются в гармоническое звучание. Но бывает — все поющие издают звуки одинаковой высоты, это называется «петь в унисон»; по-латыни «унус» — один, а «сонус» — звук. Таково буквально значение этого музыкального термина. В переносном же значении мы употребляем его, когда хотим сказать о полнейшем согласии между несколькими людьми, действующими заодно.
Попасть впросак. Это выражение возникло тогда, когда мастеровые люди вили веревки на специальном станке, называемом «про-сак». Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду попортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак, то есть попал в неудобное положение.

Подлещик и Подкаменщик
Послушайте разговор двух рыб — подлещика и подкаменщика и помогите им разобраться в своих названиях.
—    Слушай, Подлещик, почему тебя Подлещиком зовут?
—    Как почему? Да потому, что я еще маленький, я еще подлещик. Вот вырасту — лещом стану. Это и дураку понятно.
—    Не очень-то понятно... Меня вот подкаменщиком называют. По-твоему выходит, что я к старости камнем стану. (И. Сладкое)
Подлещик не прав. Так же как не быть карасю щукой, так и подлещику лещом, потому что это совсем разные рыбы. Хоть внешне и похож подлещик на леща, но много меньше его, за что и получил свое название.
Подкаменщик так называется потому, что местом своего жительства выбирает камень на дне и обычно под ним прячется, выскакивая только для того, чтобы схватить добычу.

ФИЗКУЛЬТУРМИНУТКИ


Простокваша
(с элементами драматизации)

Дети: Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша.
Клаша: Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дети: Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
Клаша: Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дети: Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе.с простоквашей.
А поела встала...
Клаша: «Спасибо...»
Дети: Сказала.(Е. Благинина)

Пожалуйста
Учитель отдает команды, но ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом пожалуйста.
(Задания могут быть самые различные: встаньте, наклоните голову направо, руки на бедрах, левую ногу вперед, подпрыгните четыре раза, сядьте и т. д.)

Пальчики
(на уроке письма)
Мы писали, мы писали,  
Наши пальчики устали.  
Вы скачите, пальчики. 
Как солнечные зайчики.  
Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так —
Не обидятся никак.
(Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Паровоз
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса а стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делаются движения вперед-назад.)

Едем, едем, долго едем, 
Очень длинен этот путь. 
Скоро до Москвы доедем,   
Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.

Потягушки
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться!
И. п.— основная стойка, руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить. Вернуться в и. п.

Птички
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

Поезд
Учитель изображает паровоз, становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.

— Какой у нас длинный поезд.
Покажите, как колеса двигаются. (Дети, согнув руки в локтях, двигаются вперед-назад.)

Вот наш поезд едет,   
Колеса стучат.  
А в этом поезде ребята сидят.
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
— Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите! (Дети выходят из поезда, гуляют, собирают грибы, ягоды.)
Гудок паровоза — они снова становятся в колонну и едут дальше. Учитель предлагает детям повторять стихи вместе с ним. Варианты стихов могут быть самыми различными:

Загудел паровоз 
И вагончики повез:   
«Чу-чу-чу, 
Далеко я укачу!»

или

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ