. Обучение правильному русскому языку
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Обучение правильному русскому языку

Обучение правильному русскому языку

В подготовке детей к школе большое место должно занять обучение правильному русскому языку.
Ясная и выразительная речь ребенка является основой успешного обучения.
Если ребенок развивается нормально, то уже к 5—6 годам он в состоянии произносить правильно все звуки в словах.
Однако наблюдения показывают, что при поступлении в школу далеко не все дети говорят чисто. Некоторые шепелявят, картавят, неотчетливо произносят отдельные слова и окончания слов. Неправильная и нечистая речь детей в большинстве случаев является следствием вред­ной привычки: вяло и нечетко произносить отдельные зву­ки в словах. Ребенок произносит каса, зук, саса, мыска, лама или гама вместо каша, жук, Саша, мышка, рама, так как он не привык и не хочет делать усилие, чтобы отчетливо произнести звуки ш, ж, с, р.
При требовании учителя говорить правильно такие дети без особого труда произносят ясно только что ска­занное ими невнятно. Но в своей обычной речи по уко­ренившейся у них привычке они продолжают говорить не­чисто и неотчетливо эти же слова и звуки.
Поэтому родители и старшие в семье должны внима­тельно отнестись к речи ребенка с самого раннего его детства и приучать правильно произносить слова..
Надо хорошо запомнить, что вредная привычка непра­вильно и неотчетливо произносить слова и отдельные зву­ки в словах может явиться серьезной помехой в выработ­ке грамотного письма у школьника.
Если ученик, например, неправильно произносит ши­пящие (ж,ш, ч, щ), то и в письменных работах он будет допускать ошибки на правописание шипящих.
Такого рода ошибки изживаются с большим трудом и встречаются в письменных работах даже у учащихся старших классов.
В воспитании правильной речи большое значение име­ет речь взрослых. При разговоре даже с самыми малень­кими детьми старшие обязаны говорить правильно, на­зывая все предметы и действия соответствующими ело-вами, не коверкая их и не подделываясь под детский ле­пет.
Нельзя, повторяя за ребенком, называть собаку «ам, ам», корову «му», гулять «тпруа»; сюсюкать с ребенком, злоупотреблять уменьшительными и ласкательными суф­фиксами, называя трамвай трамвайчиком, пароход паро­ходиком, руки и ноги взрослого человека ручками и нож-ками,
Детям нравится, когда взрослые говорят с ними как с равными себе.
Родители должны прислушиваться к речи ребенка, к его манере говорить и, заметив те или иные недостатки в речи, постараться устранить эти недостатки до поступле­ния в школу.
В случае картавости надо показать ребенку, как про­износятся звуки р и л (при произнесении л губы раздви­гаются, язык упирается в зубы; при произнесении р кон­чик языка дрожит).
Если ребенок шепелявит, путает звуки с и ш, з;з и ж ч и ц, надо показать также способы произнесения этих звуков и непременно поупражнять в произношении их, чтобы закрепить правильное произношение.
Упражнениям этим можно придать игровую форму, но уделять им не больше 10 минут, чтобы не надоесть ребен­ку. Так, например, ребенок неотчетливо или неправильно произносит звук ж. Кто-либо из старших показывает и разъясняет ему, как следует правильно произносить этот звук. Затем затевается игра в самолет.
— Как летит самолет?
И ребенок в ответ жужжит: «ж... ж... ж..!»
Для упражнения в произнесении звука ш проводится игра в «Гуси». Взрослый — пастух. Он пасет гусей. Ког­да он хочет их загнать, они вытягивают шею и шипят: «Ш...Ш...Ш..!»
При организации игр очень важно привлечь других детей. Игры со сверстниками интересны детям и увле­кают их. Играя, ребенок без всякого напряжения вы­полняет необходимые упражнения по исправлению речи.
Коллективные игры имеют и большое воспитательное значение: у детей воспитывается коллективизм, умение подчиняться правилам игры, считаться с интересами то­варищей, выдержка, находчивость и другие ценные ка­чества, необходимые в школьной жизни.
В целях исправления недочетов речи можно использо­вать специальные тексты: четверостишия, небольшие пе­сенки, загадки, скороговорки. Так, например, для упраж­нений в правильном произнесении звука р можно реко­мендовать скороговорки:

Шел Е-гор че-рез двор,
нес  то-пор чи-нить за-бор.

На дворе трава,
на траве дрова.

На горе Арарат
рос крупный виноград.

Организуются эти упражнения-игры так: детям пред­лагается под команду (такт) произнести одну из скоро­говорок. Скороговорка сперва произносится детьми вме­сте со взрослыми медленно, приближаясь к слоговому чтению, при этом все слова выговариваются четко и яс­но, особенно выделяется Р

Шел Е-гор че-рез двор,
нес то-пор чи-нить за-бор.

После трех-четырех повторений темп чтения скорого­ворки ускоряется, передышка делается после каждого слова:

Шел/Егор/через/двор,
нес/топор/чинить/забор.

Затем темп чтения еще более ускоряется, приближа­ясь к темпу чтения скороговорок. Тот, кто допустит ошиб­ку, выходит из игры до чтения следующей скороговорки.
Упражнение это можно закончить и индивидуальным чтением: каждый ребенок по очереди произносит скоро­говорку.
Ниже мы приводим тексты для упражнений в пра­вильном произношении отдельных звуков и их сочетаний.
На звуки ч, ш   и щ

Песенка-шутка

Чудо-чудо-чудеса:
на пеньке стоит лиса,
палочкою  машет,
два оленя пляшут.

Скороговорки
Летят три пичужки
через три пустых избушки.
Жили еж и три леща
жи, чи, ша, ша.

Шутка
Два щенка, щека к щеке,
грызли щетку в уголке.

На звук С
Соне снился страшный сон:
в спальню Сони скачет слон.

На  звук  3
Резиновую Зину
купили в магазине.

На   звуки   ТР
Тридцать три  трубача
трубят тревогу.
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
а  проснуться и  вставать!

Эти тексты можно рекомендовать также для упражне­ний по выправлению и других недостатков речи, с кото­рыми приходят дети в школу: когда дети не умеют регу­лировать силу голоса, говорят или очень тихо, сквозь зу­бы, или, наоборот, громко, крикливо, когда в речи отдель­ных ребят встречается так называемое захлебывание: не умея справляться с дыханием во время речи, ребенок де­лает остановку на полслове или в самом неожиданном ме­сте предложения.
Чтобы научить детей владеть своим голосом, слышать самого себя и улавливать различие в силе голоса, полез­но читать скороговорки, четверостишия, отдельные риф­мованные предложения под такт (счет) с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением силы голоса.
Детям предлагается громко и отчетливо произнести скороговорку:

Тише, мыши!
Кот на крыше.

Затем эту же скороговорку дети произносят немного тише. Потом еще тише. Затем совсем тихо, потом шепо­том и, наконец, беззвучно при энергичной работе языка и губ.
Чтобы научить детей справляться с дыханием, можно поиграть с ними в игру «У кого дольше хватит воздуха?» Дети делают глубокий вдох, забирая в легкие достаточно воздуха, затем медленно расходуют его при выдыхании, произнося какое-либо предложение или слово.
Такие упражнения проходят обычно живо и вызыва­ют часто веселый смех ребятишек.
Из наблюдений над детьми мы знаем, что они любят произносить хором отдельные слова, рифмованные предложения, считалочки, а иногда и просто набор слов, не имеющих смысла.
Вот группа ребятишек 5—6 лет, увидев в небе летящий самолет, громко, нараспев произносит:

— Самолет! Самолет!
Посади меня на лед!

И скандируют эти слова до тех пор, пока самолет не скроется из вида.
Эта потребность детей произносить хором рифмован­ные предложения как нельзя лучше согласуется с упраж­нениями по приучению детей говорить ясно и отчетливо; громко и тихо, шепотом; медленно и скоро.
Все упражнения по выправлению недостатков речи, рекомендуемые нами, проводятся с нормально развиваю­щимися детьми.
Если же дефекты произношения связаны с органиче­скими недостатками: с неправильным строением речево­го аппарата, с недостаточно развитым слухом, необходи­мо в таких случаях обратиться к врачу-логопеду, специа­листу по выправлению недостатков речи.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ