.
Меню сайта
|
Обучение правильному русскому языкуОбучение правильному русскому языкуВ подготовке детей к школе большое место должно занять обучение правильному русскому языку.Ясная и выразительная речь ребенка является основой успешного обучения. Если ребенок развивается нормально, то уже к 5—6 годам он в состоянии произносить правильно все звуки в словах. Однако наблюдения показывают, что при поступлении в школу далеко не все дети говорят чисто. Некоторые шепелявят, картавят, неотчетливо произносят отдельные слова и окончания слов. Неправильная и нечистая речь детей в большинстве случаев является следствием вредной привычки: вяло и нечетко произносить отдельные звуки в словах. Ребенок произносит каса, зук, саса, мыска, лама или гама вместо каша, жук, Саша, мышка, рама, так как он не привык и не хочет делать усилие, чтобы отчетливо произнести звуки ш, ж, с, р. При требовании учителя говорить правильно такие дети без особого труда произносят ясно только что сказанное ими невнятно. Но в своей обычной речи по укоренившейся у них привычке они продолжают говорить нечисто и неотчетливо эти же слова и звуки. Поэтому родители и старшие в семье должны внимательно отнестись к речи ребенка с самого раннего его детства и приучать правильно произносить слова.. Надо хорошо запомнить, что вредная привычка неправильно и неотчетливо произносить слова и отдельные звуки в словах может явиться серьезной помехой в выработке грамотного письма у школьника. Если ученик, например, неправильно произносит шипящие (ж,ш, ч, щ), то и в письменных работах он будет допускать ошибки на правописание шипящих. Такого рода ошибки изживаются с большим трудом и встречаются в письменных работах даже у учащихся старших классов. В воспитании правильной речи большое значение имеет речь взрослых. При разговоре даже с самыми маленькими детьми старшие обязаны говорить правильно, называя все предметы и действия соответствующими ело-вами, не коверкая их и не подделываясь под детский лепет. Нельзя, повторяя за ребенком, называть собаку «ам, ам», корову «му», гулять «тпруа»; сюсюкать с ребенком, злоупотреблять уменьшительными и ласкательными суффиксами, называя трамвай трамвайчиком, пароход пароходиком, руки и ноги взрослого человека ручками и нож-ками, Детям нравится, когда взрослые говорят с ними как с равными себе. Родители должны прислушиваться к речи ребенка, к его манере говорить и, заметив те или иные недостатки в речи, постараться устранить эти недостатки до поступления в школу. В случае картавости надо показать ребенку, как произносятся звуки р и л (при произнесении л губы раздвигаются, язык упирается в зубы; при произнесении р кончик языка дрожит). Если ребенок шепелявит, путает звуки с и ш, з;з и ж ч и ц, надо показать также способы произнесения этих звуков и непременно поупражнять в произношении их, чтобы закрепить правильное произношение. Упражнениям этим можно придать игровую форму, но уделять им не больше 10 минут, чтобы не надоесть ребенку. Так, например, ребенок неотчетливо или неправильно произносит звук ж. Кто-либо из старших показывает и разъясняет ему, как следует правильно произносить этот звук. Затем затевается игра в самолет. — Как летит самолет? И ребенок в ответ жужжит: «ж... ж... ж..!» Для упражнения в произнесении звука ш проводится игра в «Гуси». Взрослый — пастух. Он пасет гусей. Когда он хочет их загнать, они вытягивают шею и шипят: «Ш...Ш...Ш..!» При организации игр очень важно привлечь других детей. Игры со сверстниками интересны детям и увлекают их. Играя, ребенок без всякого напряжения выполняет необходимые упражнения по исправлению речи. Коллективные игры имеют и большое воспитательное значение: у детей воспитывается коллективизм, умение подчиняться правилам игры, считаться с интересами товарищей, выдержка, находчивость и другие ценные качества, необходимые в школьной жизни. В целях исправления недочетов речи можно использовать специальные тексты: четверостишия, небольшие песенки, загадки, скороговорки. Так, например, для упражнений в правильном произнесении звука р можно рекомендовать скороговорки: Шел Е-гор че-рез двор, нес то-пор чи-нить за-бор. На дворе трава, на траве дрова. На горе Арарат рос крупный виноград. Организуются эти упражнения-игры так: детям предлагается под команду (такт) произнести одну из скороговорок. Скороговорка сперва произносится детьми вместе со взрослыми медленно, приближаясь к слоговому чтению, при этом все слова выговариваются четко и ясно, особенно выделяется Р Шел Е-гор че-рез двор, нес то-пор чи-нить за-бор. После трех-четырех повторений темп чтения скороговорки ускоряется, передышка делается после каждого слова: Шел/Егор/через/двор, нес/топор/чинить/забор. Затем темп чтения еще более ускоряется, приближаясь к темпу чтения скороговорок. Тот, кто допустит ошибку, выходит из игры до чтения следующей скороговорки. Упражнение это можно закончить и индивидуальным чтением: каждый ребенок по очереди произносит скороговорку. Ниже мы приводим тексты для упражнений в правильном произношении отдельных звуков и их сочетаний. На звуки ч, ш и щ Песенка-шутка Чудо-чудо-чудеса: на пеньке стоит лиса, палочкою машет, два оленя пляшут. Скороговорки Летят три пичужки через три пустых избушки. Жили еж и три леща жи, чи, ша, ша. Шутка Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке. На звук С Соне снился страшный сон: в спальню Сони скачет слон. На звук 3 Резиновую Зину купили в магазине. На звуки ТР Тридцать три трубача трубят тревогу. С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! Утром надо не зевать, а проснуться и вставать! Эти тексты можно рекомендовать также для упражнений по выправлению и других недостатков речи, с которыми приходят дети в школу: когда дети не умеют регулировать силу голоса, говорят или очень тихо, сквозь зубы, или, наоборот, громко, крикливо, когда в речи отдельных ребят встречается так называемое захлебывание: не умея справляться с дыханием во время речи, ребенок делает остановку на полслове или в самом неожиданном месте предложения. Чтобы научить детей владеть своим голосом, слышать самого себя и улавливать различие в силе голоса, полезно читать скороговорки, четверостишия, отдельные рифмованные предложения под такт (счет) с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением силы голоса. Детям предлагается громко и отчетливо произнести скороговорку: Тише, мыши! Кот на крыше. Затем эту же скороговорку дети произносят немного тише. Потом еще тише. Затем совсем тихо, потом шепотом и, наконец, беззвучно при энергичной работе языка и губ. Чтобы научить детей справляться с дыханием, можно поиграть с ними в игру «У кого дольше хватит воздуха?» Дети делают глубокий вдох, забирая в легкие достаточно воздуха, затем медленно расходуют его при выдыхании, произнося какое-либо предложение или слово. Такие упражнения проходят обычно живо и вызывают часто веселый смех ребятишек. Из наблюдений над детьми мы знаем, что они любят произносить хором отдельные слова, рифмованные предложения, считалочки, а иногда и просто набор слов, не имеющих смысла. Вот группа ребятишек 5—6 лет, увидев в небе летящий самолет, громко, нараспев произносит: — Самолет! Самолет! Посади меня на лед! И скандируют эти слова до тех пор, пока самолет не скроется из вида. Эта потребность детей произносить хором рифмованные предложения как нельзя лучше согласуется с упражнениями по приучению детей говорить ясно и отчетливо; громко и тихо, шепотом; медленно и скоро. Все упражнения по выправлению недостатков речи, рекомендуемые нами, проводятся с нормально развивающимися детьми. Если же дефекты произношения связаны с органическими недостатками: с неправильным строением речевого аппарата, с недостаточно развитым слухом, необходимо в таких случаях обратиться к врачу-логопеду, специалисту по выправлению недостатков речи. |
ПОИСК
Block title
|