. Знакомить детей с природой
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Знакомить детей с природой

Знакомить детей с природой

Знакомство с природой является одним из основных средств всестороннего развития ребенка.
Наблюдения за детьми, пришедшими в I класс, пока­зывают, что основной особенностью развитых и отлично успевающих детей является большой, накопленный ими до школы опыт наблюдения за явлениями природы и окружающей их жизни.
Такие дети уже до школы непосредственно наблюда­ли природу, имеют ясные представления о деревьях, тра­вах, кустарниках, цветах, пчелах и птицах. Они имеют представления о восходе и заходе солнца, умеют безоши­бочно по внешнему виду отличить березу от тополя, ель от сосны, ворону от галки. Они наблюдали, как зелене­ют всходы, растут и наливаются колосья в поле. Они хо­рошо знают, какую пользу приносят человеку домашние животные и птицы, значение поливки и прополки для огородных растений и многое другое.
Интерес к природе у детей развивается очень рано. С малых лет они жадно тянутся к познанию окружаю­щих предметов и явлений природы.
Внимание их привлекает разнообразный мир живот­ных своими движениями, повадками, звуками; всевоз­можные растения—яркой окраской, ароматом цветов, плодами.
Еще на руках матери малыш тянется к кошке, со­баке. Он следит за полетом бабочки, прислушивается к мычанию коровы, лаю собаки, чириканью воробья.
Общение с природой будит у детей любознательность, желание узнать как можно больше о наблюдаемых пред­метах и явлениях природы.
Вот летит бабочка. Ребенок следит за ее полетом. Он видит, «то бабочка села на цветок. В голове ребенка воз­никает мысль, ему интересно, что делает там бабочка.
Вот неслышно крадется кошка. Ребенок наблюдает за ней. Он старается узнать, почему она может так бес­шумно двигаться.
Детей интересует и неживая природа: небо, солнце, звезды, луна; явления природы: гроза, дождь, облака.
—- Что гремит в небе? — вот вопросы, с которыми об­ращаются шести- и даже пятилетние дети к взрослым.
С большим интересом наблюдают они, как люди трудятся в поле и огороде, в саду, на животноводческой ферме. Однако интерес к окружающим предметам и яв­лениям природы у большинства маленьких детей отли­чается неустойчивостью, вследствие эмоциональности и неустойчивости внимания ребенка младшего возраста.
И если взрослые не будут поддерживать и развивать этого интереса, он может постепенно угаснуть, приту­питься.
Бывает, что юноши и девушки, живя среди богатой природы, не замечают разнообразия и красоты окружа­ющего, пассивно и безразлично относятся к явлениям природы и часто предпочитают просмотр кинофильмов о природе непосредственному общению с ней.
Поддерживать и развивать у детей интерес к приро­де, систематически приучать их наблюдать ее, получать удовольствие от непосредственного общения с приро­дой, видеть красоту в окружающем — важнейшая задача родителей.
При умелом руководстве со стороны старших в семье интерес и-внимание детей к природе станет устойчивым, постоянным.
Привычка как можно больше находиться среди при­роды, наблюдать и изучать ее перейдет в потребность. Всем известно, что интересы и привычки, воспитанные в детстве, отличаются особой прочностью и устойчиво­стью и оказывают огромное влияние на формирование всей личности человека.
Малыши любят играть с предметами природы. Их привлекают камешки, песок, вода, палочки, ракушки, цветы.
Понаблюдайте, как много творчества, находчивости и изобретательности проявляют они в этих играх.
Чего-чего они только ни придумают! Листья лопуха — тарелки для угощения. Из цветов клевера они готовят кашку; из лепестков ромашки — блинчики. Круглый пе­нек служит им то столом для угощения, то местом для поста милиционера, то вышкой для полетов с пара­шютом.
Родители, предоставляйте возможность детям как можно чаще играть с природным материалом!
Такие игры дадут возможность детям познакомиться с различными свойствами и качествами предметов, накопить четкие и конкретные представления о явлениях при­роды.
Играя с песком, ребенок в процессе игровой деятельности познаёт, например, свойства сухого и влажного песка. Он убедится на опыте, что сухой песок «сып­лется» и из него не получается «куличика». Влажный песок можно лепить, из него выходят красивые «куличики».
Ребенок задумал вырезать лодочку. Он пробует сде­лать ее из дерева и замечает, что легче вырезать ее из коры, кора мягче дерева, но быстрее ломается и т. п.
Все эти сведения будут способствовать в дальнейшем сознательному усвоению знаний о предметах природы.
Непосредственное общение с природой и отдельными предметами благотворно сказывается на развитии всех органов чувств ребенка: зрения, обоняния, слуха, осяза­ния, вкуса.
Поэтому в каждой семье, особенно городской, должна быть создана традиция: в выходной день совершать с детьми прогулки, экскурсии, выезды в поле, в лес, на озеро, в колхоз, на огород. Каждая прогулка даст ребенку много новых сведений, особенно если взрослые не по-ленятся отвечать на вопросы детей.
Как часто наблюдаемое ребенком бывает для него настоящим открытием.
— Это так растет хлеб? — удивился шестилетний Ди­ма, когда впервые увидел поле, засеянное пшеницей.— Я думал, что муку делают в магазине.Прогулки и выезды за город благотворно влияют на нервную систему детей, закаляют и оздоровляют весь его организм, что особенно важно для детей, живущих в го­роде, которых утомляет городской шум, а летом еще ду­хота и пыль.
В лесу, в поле, на речке ребенок не только отдыхает, играет, переживает различные чувства: радость, удоволь­ствие, но и мыслит.
Непосредственное наблюдение природы в ее бога­том разнообразии обогащает словарь ребенка, развива­ет его речь и мышление, способность сравнивать, под­мечать сходство и различие в окружающих пред­метах.
Очень важно во время прогулок и экскурсий в приро­ду обратить внимание детей на красоту окружающего. Пусть ребенок испытает чувство радости и удовольствия при виде ясного голубого неба, живописного уголка в ле­су, спокойной глади озера или бушующего моря. Пусть он испытывает наслаждение, вдыхая аромат цветка, любу­ясь яркими красками пейзажа, прислушиваясь к пению птиц.
Эмоциональные переживания при непосредственном общении с природой будут способствовать воспитанию у детей чувства красоты.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в сознании детей и явятся основой воспитания любви к Родине, основой формирования у них патриотических чувств.
Полезно привлекать детей к посильной помощи по вы­ращиванию растений и уход)* за растениями и животны­ми, к участию в истреблении вредителей садов и огоро­дов, к охране и подкормке птиц.
Все это будет укреплять и развивать интерес у детей к животным, птицам, растениям, даст им богатую воз­можность наблюдать за повадками животных, за разви­тием растений и влиянием ухода на развитие.
Дело взрослых — помочь детям привести в порядок и осознать наблюдаемое, подвести их к доступным обоб­щениям.
Очень важно О1знакомить детей с воздействием челове­ка на природу, рассказать о значении труда человека, преобразующего ее. Все это будет способствовать воспи­танию материалистического понимания природы.



 
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ