.
Меню сайта
|
Воспитывать культуру поведения у детейВоспитывать культуру поведения у детейС первого учебного дня школа предъявляет всем учащимся «Правила для учащихся», выполнять которые должен каждый ученик. Поэтому родители, подготавливая детей к школе, должны обратить серьезное внимание на воспитание у них послушания, сдержанности, вежливого отношения к людям, умения культурно вести себя в обществе детей и взрослых.Наблюдения за первоклассниками показывают, что не все они в состоянии успешно выполнять -предъявляемые к ним школьные правила. Наряду с детьми, отличающимися умением удивительно точно и хорошо выполнять каждое требование учите-ля, способными быть внимательными и сидеть спокойно в продолжение урока, встречаются дети, которые буквально с первого вступления в школу проявляют все признаки дурного воспитания. Они непоседливы, болтливы, невнимательны, несдержанны. Не дожидаясь разрешения учителя, они выкрикивают ответы на вопросы, заданные всему классу, мешают и детям и учителю своими разговорами, развязностью, неумением вести себя дисциплинированно. Маруся А., ученица I класса одной из ленинградских школ, пришла домой огорченная. В школе ее опять наказали. Она, по ее словам, так старалась быть хорошей. Она ничего плохого не делала, только, когда решали примеры, она не могла удержаться и громко говорила, сколько получится. А когда на уроке чтения учительница вызвала ее соседку Лену к доске и велела ей сложить из букв слово мама, Маруся опять не могла удержаться и громко рассмеялась, когда увидела, что Лена вместо слова ма-ма сложила ам-ам. Маруся не могла удержаться от желания исправить ошибку Лены, поэтому она без разрешения учительницы соскочила с места, подбежала к доске, за что и была наказана. Маруся умная и сообразительная девочка и могла бы отлично заниматься, если бы у нее была воспитана сдержанность. Почему же Маруся не умеет сдерживать свои порывы?. Да потому, что с самого раннего детства, по-видимому, в семье мало обращали внимания на поведение девочки, на ее отношение к окружающим. Марусю не останавливали, когда она перебивала речь говорящих, вмешиваясь в разговор. А может быть, и поощряли смехом ее отдельные реплики, находя их забавными для ее лет и остроумными! Толя И. учится в том же классе, где и Маруся. Когда Толя возвращается из школы домой, он почти никогда не знает, что объясняла учительница, что она задала на дом. И часто его маме приходится справляться у других ребятишек, одноклассников Толи, что было задано на дом. Хотя Толя учится в школе совсем недавно, он уже имеет много замечаний и неприятностей. На первом же уроке физкультуры Толе пришлось сидеть в сторонке: его не допустили к занятиям, так как он не принес тапочек. Толе так хотелось побегать и поиграть со всеми ребятами, что он от огорчения даже заплакал. А тапочки он не принес только потому, что не слышал, когда учительница накануне предупреждала ребят о том, что завтра будет урок физкультуры; не слышал он, как она напоминала всем первоклассникам, что надо принести к уроку физкультуры. Родителям Маруси и Толи следует задуматься, могут ли их дети успешно учиться, если они не умеют быть внимательными к словам взрослых, не умеют выполнять указания, требования и распоряжения с первого слова. Ведь в школе учительница не будет одно и то же объяснять несколько раз! А между тем не все родители серьезно относятся к воспитанию у детей твердых привычек послушания. Некоторые злоупотребляют словами, бесконечно повторяя одно и то же приказание, часто повышая при этом голос, а иногда и прибегая к угрозе. Кому не приходилось быть свидетелем таких сценок? — Леня! Иди домой! — раздается из окна голос матери или бабушки. Леня невозмутимо играет с ребятами. — Леня! Ты слышишь или нет? — слышится опять голос, но в тоне его уже чувствуется некоторое раздражение. Леня по-прежнему невозмутим, как будто сказанное не относится к нему. И только тогда, когда слышится угрожающее: «Ну хорошо, хорошо! Только приди, тебе будет!» — он поворачивает голову в сторону окна и произносит: «Ну сейчас! Что ты? Не слышу, что ли!» И вот такие Лени в классе. — Достаньте буквари! — говорит учительница. Большинство учащихся выполняют требуемое, но такие, как Леня, никак не реагируют на слова учительницы, занимаясь в это время чем-то другим, часто не относящимся к уроку. Они не достают вовремя учебников, не открывают их на нужной странице, не слышат объяснений, как надо выполнять то или иное упражнение, решать примеры или новый тип задачи, не слышат и заданий на дом. Многое, сказанное учителем один раз и.спокойным тоном, ускользает из поля их внимания. Иногда такой ученик бывает искренне удивлен и смущен, когда учительница, непосредственно обращаясь к нему и называя его фамилию, просит повторить только что сказанное. — Я не слышал, что вы сказали, — говорит он. И действительно, он не слышал, но не потому, что не хотел этого, а потому, что его не приучали и не приучают слушать и немедленно выполнять указания взрослых с одного слова. .Частые неудачи и замечания как в учебном труде, так и в выполнении правил поведения являются одной из причин отрицательного отношения к школе и ученью, которое создается у некоторых первоклассников. Если сегодня первоклассник получил замечание за то, что он плохо сидит на уроке; завтра — за неумение быть сдержанным; послезавтра — за невыполнение домашних заданий, не сделанных только потому, что он не слышал, когда их задавали и «думал, что ничего не задано», ему не захочется идти в школу, с которой у него связаны только неприятные переживания. В воспитании культурного поведения, как и во всем воспитании, большое значение имеет выработка навыков культурного поведения, которые затем станут привычкой. Велико значение привычки в жизни человека. Каждый по опыту знает, что привычки, приобретенные в детстве, особенно сильны. Они влияют на характер человека, на его умственное, нравственное и физическое развитие. Поэтому воспитывать в детях навыки и привычки культурного поведения необходимо с самого раннего детства, еще до поступления ребенка в школу. В противном случае нам надо говорить не о воспитании, а о перевоспитании, о поправке ошибок, допущенных воспитателями, так как известно, что если у детей не будет воспитано культурное поведение, у них будут развиваться привычки некультурного, недисциплинированного поведения. Своевременное воспитание полезных привычек важно и потому, что облегчает формирование других ценных привычек. «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других, однородных» ,— писал К. Д. Ушинский. Ребенок, у которого до школы образовалась твердая привычка после игры убирать на место свои игрушки, будучи школьником, легко усвоит привычку убирать на место учебные принадлежности после того, как он приготовит домашние задания. Если ребенок с раннего детства приучен слушать и выполнять с одного слова указание взрослого, то при поступлении в школу он без особых усилий будет беспрекословно выполнять каждое требование и распоряжение учителей. Родители должны хорошо запомнить, что воспитание у детей культурных привычек поведения потребует систематической воспитательной работы, большого терпения и настойчивости. Чтобы воспитать у ребенка послушание, надо изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований старших с одного слова. В свою очередь взрослые в семье должны выработать у себя привычку давать четкие, определенные указания и не повторять своих приказаний несколько раз, не раздражаться, не быть многословными. — Толя, подойди ко мне! — говорит спокойно мать пятилетнему мальчику и ждет, когда мальчик выполнит приказание. Но ни в коем случае нельзя говорить с детьми так, как иногда делают взрослые. — Толя! Подойди ко мне! Ты слышишь или нет? Кому я говорю! Сейчас же подойди, а то будет тебе нагоняй! Недопустимо внушать ребенку, что он непослушный, что ему нужно сто раз повторить одно и то же, и тогда только он послушается. Иногда ребенок не выполняет указания взрослого только потому, что оно не дошло до его сознания, так как его внимание было в это время сосредоточено на чем-то другом. В таких случаях следует окликнуть ребенка, привлечь его внимание к себе и затем предложить повторить сказанное, но не повышать голоса, не упрекать в непослушании. Если ребенок не может повторить данное ему приказание, то надо, смотря на него, сказать ему еще раз внятно, не раздражаясь, доброжелательным, но твердым голосом, не допускающим возражения и непослушания. Надо объяснить ребенку, что в школе от него потребуют умения внимательно слушать слова учителя и выполнять все его указания, что только тогда он будет хорошо учиться. Некоторые дети приходят в школу с дурной привычкой все переспрашивать. Учительница, например, дает указание достать буквари. В классе сразу же раздается несколько голосов:
Необходимо до школы постараться искоренить эту дурную привычку. Если ребенок переспрашивает, не следует отвечать ему на вопрос, лучше всего попросить его или других детей повторить сказанное и похвалить их за умение быть внимательными и запоминать указания. Воспитывая привычку точно и быстро выполнять приказания, взрослые должны учитывать возраст ребенка и не давать указаний, требующих нескольких действий. Следует расчленять их на такие, которые потребуют от ребенка одного действия. Было бы неправильно, если бы, например, взрослый дал такое распоряжение пятилетнему ребенку: — Положи на место игрушки, принеси книжку для раскрашивания и цветные карандаши. Сядь за стол, найди картинку, где нарисован лес и река, и раскрась ее. Правильнее дать эти указания одно за другим: — Положи на место игрушки! И только тогда, когда ребенок уберет свои игрушки, ему дается следующее указание: — Теперь принеси книжку для раскрашивания и цветные карандаши! И опять надо дождаться, когда ребенок выполнит сказанное, и только тогда переходить к следующему: — Найди картинку, где нарисован лес и река и т. д. Результатом такого расчлененного указания явится безошибочное выполнение требуемого, что не может не вызвать у ребенка чувства удовлетворения от сознания, что он умеет быть послушным и хорошо выполнять то, что ему говорят взрослые. По мере развития детей можно постепенно приучать их выполнять более сложные указания, требующие двух, затем трех и большего количества действий. Воспитывая у детей культуру поведения, необходимо обратить внимание на осанку, походку детей, на их манеру говорить. Приучайте ребенка к здоровой осанке: в покое и движении держать голову и корпус прямо, плечи опущенными вниз и слегка отведенными назад. Не разрешайте во время ходьбы раскачиваться, шаркать ногами или волочить их, сильно размахивать руками. Хорошая осанка обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает фигуре ребенка стройность и красоту. Дети дошкольного возраста по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно до школы выработать у них привычку сдержанности, умение тормозить чувства, желания, если они противоречат интересам окружающих. Воспитывая спокойные, координированные движения, необходимо искоренять плохие привычки, с которыми приходят некоторые дети в школу: кусать ногти, сосать пальцы, все время находиться в движении, вертеть в руках случайно взятые предметы и т. п. Ненужные бесцельные движения, излишняя подвижность неприятны .для окружающих и будут отвлекать внимание ребенка на уроке. Очень важно с самого раннего детства упражнять детей в умении быть спокойными в течение определенного времени, сдерживать порывы к разговорам и смеху. — Пока бабушка спит, — внушает мать маленькой Вале,—ты поиграй спокойно: не стучи, говори шепотом. Чтобы выработать у детей привычку тормозить свои движения, можно рекомендовать специальные упражнения. Полезно, например, в игровой форме упражнять детей в умении тихо вставать, тихо садиться, тихо ходить (ходить на цыпочках), тихо и шепотом говорить. Последнее очень важно, так как многие дети-первоклассники не умеют говорить, когда это требуется, тихо и шепотом. В воспитании культуры поведения большое место должно занять воспитание у детей скромности. Нельзя разрешать детям быть болтливыми и назойливыми своими разговорами и желанием все время быть на глазах взрослых. Воспитывая у детей скромность, взрослые должны остерегаться много говорить при ребенке и посторонних о его достоинствах, как бы ни был он хорош и умен, А бывает и так, что родители превращают своих детей в игрушку, заставляя их делать все напоказ: говорить стихотворения, петь песенки, повторять то, что когда-то рассмешило или удивило родителей. В таких случаях у детей воспитываются неприятные для окружающих черты: самомнение, хвастливость, зазнайство, нескромность, развязность. Дети, у которых не воспитана скромность, будучи школьниками, часто страдают от того, что, по их мнению, учителя несправедливо оценивают их ответы и труд, не видят всех их достоинств. Приучая ребенка к сдержанности в словах, в поступках и поведении, мы этим самым воспитываем у него дисциплинированность, общую культуру поведения, самоконтроль. Эти качества потребуются не только в школе для успешного обучения, но и в жизни, в семье. Привычка, как и навык, представляет собой автоматизированные действия и создается путем многократных повторений одних и тех же действий. Поэтому воспитатели должны строго следить за тем, чтобы при выполнении того или иного требования не допускалось никакого перерыва во времени, никаких отклонений в действиях. Всякий перерыв, всякое отклонение — это шаг назад в образовании привычек. Чтобы создать привычки культурного поведения, необходимо изо дня в день требовать и контролировать правильность выполнения того или иного правила и пресекать всякое нарушение его. И делать это неустанно, терпеливо и настойчиво до тех пор, пока у ребенка не создастся твердая привычка поступать именно так, а не иначе. Так, например, чтобы создать у 'ребенка привычку мыть руки перед едой, необходимо изо дня в день следить за тем, чтобы каждый раз, перед тем как брать в руки пищу, ребенок мыл руки. И делать это до тех пор, пока у него не выработается твердая привычка: без напоминания взрослых всегда перед едой мыть руки. Но прежде чем требовать от детей правильного выполнения того или иного правила поведения, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок ясно представлял себе, что от него требуется и как следует выполнять предъявленное требование. Недостаточно сказать ребенку: «Веди себя скромно и прилично» или «Будь вежливым и почтительным со старшими». Ребенку может быть непонятно и содержание слов вежливость, почтительность, скромность. Он может и не знать, как должны проявляться в отношениях с окружающими людьми вежливость, почтительность, скромность. Родители должны объяснить детям, что уважение и почтительное отношение к окружающим людям проявляются в спокойном и приветливом обращении с ними, в умении быть внимательными к их спокойствию и здоровью. Вежливое и культурное отношение к окружающим проявляется и в речи. Родители объясняют и учат детей с самого раннего детства высказывать свои мысли ясно и отчетливо. В разговоре употреблять слова вежливости: спасибо, будьте добры пожалуйста, благодарю вас и др.Воспитывая уважение к людям, старшие обращают внимание не только на слова, которые произносит ребенок, но и на тон, которым они произносятся, на выражение лица. Родители не должны разрешать ребенку употреблять грубые слова, говорить невнятно, смотреть исподлобья. Постепенно с ростом ребенка расширяется круг требований культурного поведения. С шести-семи лет родители начинают приучать детей вставать при входе взрослого, подавать стул вошедшему и не садиться, пока не получат разрешения сесть. Почтительное и вежливое отношение к взрослым сказывается в том, что к взрослым всегда обращаются на в ы, что дети всегда первыми здороваются со старшими. Родители объясняют ребенку, что при приветствии старших следует встать прямо и поклониться. Неприлично подавать старшим первым руку: руку можно дать только тогда, когда старший протянул руку первый. Нехорошо кричать в спину взрослым: «Здравствуйте!» Здороваться нужно тогда, когда поравняешься с кем-либо из взрослых, и только тогда следует остановиться и, поклонившись, сказать «здравствуйте!», назвав по имени и отчеству того, с кем здороваешься. Если же ребенок не знает имени и отчества того, с кем он здоровается, то надо просто, смотря на того, с кем здоровается, сказать «здравствуйте!» или «до свидания!», если он прощается. Дома дети каждое утро и вечер должны пожелать родителям и всем членам семьи доброго утра и спокойной ночи. При разговоре со старшими надо стоять прямо, опустив вдоль тела руки, говорить спокойно, смотреть на того, с кем говоришь. Неприлично перебивать старших, когда они разговаривают, вмешиваться в разговор. Дети не должны говорить слишком много, но невежливо молчать в ответ на обращение взрослого, дичиться незнакомых. Систематически родители воспитывают у детей дружелюбное отношение к людям, чувство коллективизма и товарищества, готовность помогать им. Воспитывая в детях ласковое и дружелюбное отношение друг к другу, необходимо обращать внимание на то, как говорят дети между собой. Следует запрещать им называть друг друга прозвищами или грубыми именами: Танька, Мишка, Колька. Воспитание привычек культурного поведения не только облегчит и сделает детям приятной жизнь и труд в коллективе, но явится основой формирования нравственных качеств, убеждений и всего морального облика человека. Дети, живущие в городе, конечно, должны знать правила уличного движения и быть приучены выполнять их. Родители должны разъяснить ребенку, что на улице и на тротуаре нельзя играть и бегать. Ходить по тротуару следует спокойно, всегда придерживаясь правой стороны. Семилетний ребенок должен твердо знать, что переходить через улицу можно только на перекрестках, пешеходных дорожках или в местах, где имеются специальные указатели: желтые стрелы или стеклянные шары с надписью «переход». В больших городах необходимо приучить детей переходить через улицу только при зеленом сигнале светофора или когда милиционер-регулировщик обращен боком к желающим перейти дорогу. Еще до поступления ребенка в школу родители должны изучить дорогу в школу, выбрать для ребенка наиболее безопасный путь и приучить всегда ходить по указанному пути и не задерживаться на улице. Знания правил уличного движения и привычка выполнения их явятся серьезным средством охраны здоровья и жизни ребенка. |
ПОИСК
Block title
|