. Воспитывать культуру поведения у детей
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Воспитывать культуру поведения у детей

Воспитывать культуру поведения у детей

С первого учебного дня школа предъявляет всем уча­щимся «Правила для учащихся», выполнять которые должен каждый ученик. Поэтому родители, подготавли­вая детей к школе, должны обратить серьезное внимание на воспитание у них послушания, сдержанности, вежли­вого отношения к людям, умения культурно вести себя в обществе детей и взрослых.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что не все они в состоянии успешно выполнять -предъявляемые к ним школьные правила.
Наряду с детьми, отличающимися умением удивитель­но точно и хорошо выполнять каждое требование учите-ля, способными быть внимательными и сидеть спокойно в продолжение урока, встречаются дети, которые бук­вально с первого вступления в школу проявляют все признаки дурного воспитания. Они непоседливы, болтли­вы, невнимательны, несдержанны.
Не дожидаясь разрешения учителя, они выкрикивают ответы на вопросы, заданные всему классу, мешают и де­тям и учителю своими разговорами, развязностью, не­умением вести себя дисциплинированно.
Маруся А., ученица I класса одной из ленинградских школ, пришла домой огорченная. В школе ее опять нака­зали. Она, по ее словам, так старалась быть хорошей. Она ничего плохого не делала, только, когда решали примеры, она не могла удержаться и громко говорила, сколько по­лучится.
А когда на уроке чтения учительница вызвала ее со­седку Лену к доске и велела ей сложить из букв слово мама, Маруся опять не могла удержаться и громко рас­смеялась, когда увидела, что Лена вместо слова ма-ма сложила ам-ам.
Маруся не могла удержаться от желания исправить ошибку Лены, поэтому она без разрешения учительницы соскочила с места, подбежала к доске, за что и была на­казана.
Маруся умная и сообразительная девочка и могла бы отлично заниматься, если бы у нее была воспитана сдер­жанность.
Почему же Маруся не умеет сдерживать свои по­рывы?.
Да потому, что с самого раннего детства, по-видимому, в семье мало обращали внимания на поведение девочки, на ее отношение к окружающим.
Марусю не останавливали, когда она перебивала речь говорящих, вмешиваясь в разговор. А может быть, и поощряли смехом ее отдельные реплики, находя их за­бавными для ее лет и остроумными!
Толя И. учится в том же классе, где и Маруся. Когда Толя возвращается из школы домой, он почти никогда не знает, что объясняла учительница, что она задала на дом. И часто его маме приходится справляться у дру­гих ребятишек, одноклассников Толи, что было задано на дом.
Хотя Толя учится в школе совсем недавно, он уже имеет много замечаний и неприятностей.
На первом же уроке физкультуры Толе пришлось си­деть в сторонке: его не допустили к занятиям, так как он не принес тапочек.
Толе так хотелось побегать и поиграть со всеми ребя­тами, что он от огорчения даже заплакал.
А тапочки он не принес только потому, что не слышал, когда учительница накануне предупреждала ребят о том, что завтра будет урок физкультуры; не слышал он, как она напоминала всем первоклассникам, что надо принести к уроку физкультуры.
Родителям Маруси и Толи следует задуматься, могут ли их дети успешно учиться, если они не умеют быть вни­мательными к словам взрослых, не умеют выполнять указания, требования и распоряжения с первого слова.
Ведь в школе учительница не будет одно и то же объ­яснять несколько раз!
А между тем не все родители серьезно относятся к воспитанию у детей твердых привычек послушания. Неко­торые злоупотребляют словами, бесконечно повторяя одно и то же приказание, часто повышая при этом голос, а иногда и прибегая к угрозе.
Кому не приходилось быть свидетелем таких сценок?
—  Леня! Иди домой! — раздается из окна голос ма­тери или бабушки.
Леня невозмутимо играет с ребятами.
—  Леня! Ты слышишь или нет? — слышится опять го­лос, но в тоне его уже чувствуется   некоторое   раздраже­ние.
Леня по-прежнему невозмутим, как будто сказанное не относится к нему. И только тогда, когда слышится угрожающее: «Ну хорошо, хорошо! Только приди, тебе будет!» — он поворачивает голову в сторону окна и про­износит: «Ну сейчас! Что ты? Не слышу, что ли!»
И вот такие Лени в классе.
—  Достаньте буквари! — говорит учительница.
Большинство учащихся выполняют требуемое, но та­кие, как Леня, никак не реагируют на слова учительницы, занимаясь в это время чем-то другим, часто не относя­щимся к уроку.
Они не достают вовремя учебников, не открывают их на нужной странице, не слышат объяснений, как надо выполнять то или иное упражнение, решать примеры или новый тип задачи, не слышат и заданий на дом.
Многое, сказанное учителем один раз и.спокойным то­ном, ускользает из поля их внимания.
Иногда такой ученик бывает искренне удивлен и сму­щен, когда учительница, непосредственно обращаясь к нему и называя его фамилию, просит повторить только что сказанное.
—  Я не слышал, что вы сказали, — говорит он.
И действительно, он не слышал, но не потому, что не хотел этого, а потому, что его не приучали и не при­учают слушать и немедленно выполнять указания взрослых с одного слова.
.Частые неудачи и замечания как в учебном труде, так и в выполнении правил поведения являются одной из причин отрицательного отношения к школе и ученью, которое создается у некоторых первоклассников.
Если сегодня первоклассник получил замечание за то, что он плохо сидит на уроке; завтра — за неумение быть сдержанным; послезавтра — за невыполнение домашних заданий, не сделанных только потому, что он не слышал, когда их задавали и «думал, что ничего не задано», ему не захочется идти в школу, с которой у него связаны только неприятные переживания.
В воспитании культурного поведения, как и во всем воспитании, большое значение имеет выработка на­выков культурного поведения, которые затем станут привычкой.
Велико значение привычки в жизни человека. Каж­дый по опыту знает, что привычки, приобретенные в детстве, особенно сильны. Они влияют на характер человека, на его умственное, нравственное и физическое развитие. Поэтому воспитывать в детях навыки и привычки культурного поведения необходимо с самого раннего детства, еще до поступления ребенка в школу. В против­ном случае нам надо говорить не о воспитании, а о пере­воспитании, о поправке ошибок, допущенных воспитате­лями, так как известно, что если у детей не будет воспи­тано культурное поведение, у них будут развиваться при­вычки некультурного, недисциплинированного поведения.
Своевременное воспитание полезных привычек важно и потому, что облегчает формирование других ценных привычек. «Природа наша не только приобретает при­вычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она про­ложит дорогу и к установлению других, однородных» ,— писал К. Д. Ушинский.
Ребенок, у которого до школы образовалась твердая привычка после игры убирать на место свои игрушки, бу­дучи школьником, легко усвоит привычку убирать на ме­сто учебные принадлежности после того, как он пригото­вит домашние задания.
Если ребенок с раннего детства приучен слушать и выполнять с одного слова указание взрослого, то при по­ступлении в школу он без особых усилий будет беспре­кословно выполнять каждое требование и распоряжение учителей.
Родители должны хорошо запомнить, что воспитание у детей культурных привычек поведения потребует сис­тематической воспитательной работы, большого терпе­ния и настойчивости.
Чтобы воспитать у ребенка послушание, надо изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований старших с одно­го слова. В свою очередь взрослые в семье должны выра­ботать у себя привычку давать четкие, определенные ука­зания и не повторять своих приказаний несколько раз, не раздражаться, не быть многословными.
— Толя, подойди ко мне! — говорит спокойно мать пятилетнему мальчику и ждет, когда мальчик выполнит приказание. Но ни в коем случае нельзя говорить с деть­ми так, как иногда делают взрослые.
— Толя! Подойди ко мне! Ты слышишь или нет? Ко­му я говорю! Сейчас же подойди, а то будет тебе нагоняй!
Недопустимо внушать ребенку, что он непослушный, что ему нужно сто раз повторить одно и то же, и тогда только он послушается.
Иногда ребенок не выполняет указания взрослого только потому, что оно не дошло до его сознания, так как его внимание было в это время сосредоточено на чем-то другом. В таких случаях следует окликнуть ребенка, при­влечь его внимание к себе и затем предложить повторить сказанное, но не повышать голоса, не упрекать в непослу­шании.
Если ребенок не может повторить данное ему прика­зание, то надо, смотря на него, сказать ему еще раз внятно, не раздражаясь, доброжелательным, но твердым голосом, не допускающим возражения и непослушания.
Надо объяснить ребенку, что в школе от него потребу­ют умения внимательно слушать слова учителя и выпол­нять все его указания, что только тогда он будет хорошо учиться.
Некоторые дети приходят в школу с дурной привыч­кой все переспрашивать. Учительница, например, дает указание достать буквари. В классе сразу же раздается несколько голосов:
  • Доставать буквари?
  • Буквари достать?
В ответ на приказание открыть страницу третью слышатся вопросы:
  • Какую страницу? Третью?
  • Открыть третью страницу?
Такое переспрашивание у неопытного учителя явля­ется одной из причин плохой дисциплины на уроках и частых замечаний детям.
Необходимо до школы постараться искоренить эту дурную привычку. Если ребенок переспрашивает, не сле­дует отвечать ему на вопрос, лучше всего попросить его или других детей повторить сказанное и похвалить их за умение быть внимательными и запоминать ука­зания.
Воспитывая привычку точно и быстро выполнять при­казания, взрослые должны учитывать возраст ребенка и не давать указаний, требующих нескольких действий. Следует расчленять их на такие, которые потребуют от ребенка одного действия.
Было бы неправильно, если бы, например, взрослый дал такое распоряжение пятилетнему ребенку:
—  Положи    на место игрушки, принеси книжку для раскрашивания и цветные карандаши. Сядь за стол, най­ди картинку, где нарисован лес и река, и раскрась ее.
Правильнее дать эти указания одно за другим:
—  Положи на место игрушки!
И только тогда, когда ребенок уберет свои игрушки, ему дается следующее указание:
—  Теперь   принеси   книжку   для   раскрашивания и цветные карандаши!
И опять надо дождаться, когда ребенок выпол­нит сказанное, и только тогда переходить к следую­щему:
—  Найди картинку, где нарисован лес и река и т. д.
Результатом такого  расчлененного  указания  явится безошибочное выполнение требуемого, что не может не вызвать у ребенка чувства удовлетворения от сознания, что он умеет быть послушным и хорошо выполнять то, что ему говорят взрослые.
По мере развития детей можно постепенно приучать их выполнять более сложные указания, требующие двух, затем трех и большего количества действий.
Воспитывая у детей культуру поведения, необходимо обратить внимание на осанку, походку детей, на их ма­неру говорить.
Приучайте ребенка к здоровой осанке: в покое и дви­жении держать голову и корпус прямо, плечи опущен­ными вниз и слегка отведенными назад. Не разрешайте во время ходьбы раскачиваться, шаркать ногами или во­лочить их, сильно размахивать руками.
Хорошая осанка обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает фигуре ребенка стройность и кра­соту.
Дети дошкольного возраста по своей природе эмоцио­нальны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно до школы выработать у них привычку сдержанности, уме­ние тормозить чувства, желания, если они противоречат интересам окружающих. Воспитывая спокойные, координированные движения, необходимо искоренять плохие привычки, с которыми приходят некоторые дети в школу: кусать ногти, сосать пальцы, все время находиться в движении, вертеть в ру­ках случайно взятые предметы и т. п.
Ненужные бесцельные движения, излишняя подвиж­ность неприятны .для окружающих и будут отвлекать внимание ребенка на уроке.
Очень важно с самого раннего детства упражнять де­тей в умении быть спокойными в течение определенного времени, сдерживать порывы к разговорам и смеху.
— Пока бабушка спит, — внушает мать маленькой Вале,—ты поиграй спокойно: не стучи, говори шепотом.
Чтобы выработать у детей привычку тормозить свои движения, можно рекомендовать специальные упражне­ния. Полезно, например, в игровой форме упражнять де­тей в умении тихо вставать, тихо садиться, тихо хо­дить (ходить на цыпочках), тихо и шепотом говорить. Последнее очень важно, так как многие дети-первоклас­сники не умеют говорить, когда это требуется, тихо и ше­потом.
В воспитании культуры поведения большое место дол­жно занять воспитание у детей скромности. Нельзя разрешать детям быть болтливыми и назойливыми свои­ми разговорами и желанием все время быть на глазах взрослых.
Воспитывая у детей скромность, взрослые должны остерегаться много говорить при ребенке и посторонних о его достоинствах, как бы ни был он хорош и умен, А бы­вает и так, что родители превращают своих детей в иг­рушку, заставляя их делать все напоказ: говорить стихо­творения, петь песенки, повторять то, что когда-то рас­смешило или удивило родителей. В таких случаях у де­тей воспитываются неприятные для окружающих черты: самомнение, хвастливость, зазнайство, нескромность, раз­вязность.
Дети, у которых не воспитана скромность, будучи школьниками, часто страдают от того, что, по их мнению, учителя несправедливо оценивают их ответы и труд, не видят всех их достоинств.
Приучая ребенка к сдержанности в словах, в по­ступках и поведении, мы этим самым воспитываем у не­го дисциплинированность, общую культуру поведения, самоконтроль. Эти качества потребуются не только в школе для успешного обучения, но и в жизни, в семье.
Привычка, как и навык, представляет собой автома­тизированные действия и создается путем многократных повторений одних и тех же действий. Поэтому воспита­тели должны строго следить за тем, чтобы при выполнении того или иного требования не допускалось никакого пере­рыва во времени, никаких отклонений в действиях.
Всякий перерыв, всякое отклонение — это шаг назад в образовании привычек.
Чтобы создать привычки культурного поведения, не­обходимо изо дня в день требовать и контролировать пра­вильность выполнения того или иного правила и пресе­кать всякое нарушение его. И делать это неустанно, тер­пеливо и настойчиво до тех пор, пока у ребенка не создаст­ся твердая привычка поступать именно так, а не иначе.
Так, например, чтобы создать у 'ребенка привычку мыть руки перед едой, необходимо изо дня в день следить за тем, чтобы каждый раз, перед тем как брать в руки пищу, ребенок мыл руки. И делать это до тех пор, пока у него не выработается твердая привычка: без напомина­ния взрослых всегда перед едой мыть руки.
Но прежде чем требовать от детей правильного вы­полнения того или иного правила поведения, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок ясно представлял се­бе, что от него требуется и как следует выполнять предъявленное требование. Недостаточно сказать ребен­ку: «Веди себя скромно и прилично» или «Будь вежливым и почтительным со старшими». Ребенку может быть непо­нятно и содержание слов вежливость, почтительность, скромность. Он может и не знать, как должны проявлять­ся в отношениях с окружающими людьми вежливость, почтительность, скромность.
Родители должны объяснить детям, что уважение и почтительное отношение к окружающим людям проявля­ются в спокойном и приветливом обращении с ними, в умении быть внимательными к их спокойствию и здо­ровью.
Вежливое и культурное отношение к окружающим проявляется и в речи. Родители объясняют и учат детей с самого раннего детства высказывать свои мысли ясно и отчетливо. В разговоре употреблять слова вежливости: спасибо, будьте добры пожалуйста, благодарю вас и др.Воспитывая уважение к людям, старшие обращают внимание не только на слова, которые произносит ребе­нок, но и на тон, которым они произносятся, на выра­жение лица. Родители не должны разрешать ребенку употреблять грубые слова, говорить невнятно, смотреть исподлобья.
Постепенно с ростом ребенка расширяется круг тре­бований культурного поведения. С шести-семи лет роди­тели начинают приучать детей вставать при входе взрос­лого, подавать стул вошедшему и не садиться, пока не получат разрешения сесть.
Почтительное и вежливое отношение к взрослым ска­зывается в том, что к взрослым всегда обращаются на в ы, что дети всегда первыми здороваются со старшими. Ро­дители объясняют ребенку, что при приветствии старших следует встать прямо и поклониться. Неприлично пода­вать старшим первым руку: руку можно дать только тог­да, когда старший протянул руку первый.
Нехорошо кричать в спину взрослым: «Здравствуй­те!» Здороваться нужно тогда, когда поравняешься с кем-либо из взрослых, и только тогда следует остано­виться и, поклонившись, сказать «здравствуйте!», назвав по имени и отчеству того, с кем здороваешься.
Если же ребенок не знает имени и отчества того, с кем он здоровается, то надо просто, смотря на того, с кем здо­ровается, сказать «здравствуйте!» или «до свидания!», если он прощается.
Дома дети каждое утро и вечер должны пожелать ро­дителям и всем членам семьи доброго утра и спокойной ночи.
При разговоре со старшими надо стоять прямо, опу­стив вдоль тела руки, говорить спокойно, смотреть на то­го, с кем говоришь.
Неприлично перебивать старших, когда они разгова­ривают, вмешиваться в разговор. Дети не должны гово­рить слишком много, но невежливо молчать в ответ на обращение взрослого, дичиться незнакомых.
Систематически родители воспитывают у детей дру­желюбное отношение к людям, чувство коллективизма и товарищества, готовность помогать им.
Воспитывая в детях ласковое и дружелюбное отноше­ние друг к другу, необходимо обращать внимание на то, как говорят дети между собой. Следует запрещать им называть друг друга прозвищами или грубыми именами: Танька, Мишка, Колька.
Воспитание привычек культурного поведения не толь­ко облегчит и сделает детям приятной жизнь и труд в коллективе, но явится основой формирования нравствен­ных качеств, убеждений и всего морального облика че­ловека.
Дети, живущие в городе, конечно, должны знать пра­вила уличного движения и быть приучены вы­полнять их.
Родители должны разъяснить ребенку, что на улице и на тротуаре нельзя играть и бегать. Ходить по тротуару следует спокойно, всегда придерживаясь правой стороны.
Семилетний ребенок должен твердо знать, что пере­ходить через улицу можно только на перекрестках, пе­шеходных дорожках или в местах, где имеются специаль­ные указатели: желтые стрелы или стеклянные шары с надписью «переход».
В больших городах необходимо приучить детей пере­ходить через улицу только при зеленом сигнале светофо­ра или когда милиционер-регулировщик обращен боком к желающим перейти дорогу.
Еще до поступления ребенка в школу родители долж­ны изучить дорогу в школу, выбрать для ребенка наибо­лее безопасный путь и приучить всегда ходить по указан­ному пути и не задерживаться на улице.
Знания правил уличного движения и привычка выпол­нения их явятся серьезным средством охраны здоровья и жизни ребенка.



 
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ