. Революционная борьба в Афинах. Солон
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Революционная борьба в Афинах. Солон

Революционная борьба в Афинах. Солон

Афинский демос был недоволен этими, порядками. Постепенно недовольство возросло настолько, что народные массы выступили против своих поработителей. Афинский демос прежде всего потребовал составления писаных законов.

Законы Дракона в Афинах

До этого в Афинах не было писаных законов; судили по установившимся обычаям. Эвпатриды, в руках  которых был суд, пользовались этим и всегда судили в пользу богатых.
Под давлением народа эвпатридам пришлось пойти на уступки. В 621 г. до н. э. они поручили одному из архонтов — Дракону—составить писаные законы.
Законы, установленные Драконом, были чрезвычайно строги. Особенно жестоки были наказания за преступления против собственности. Даже за мелкое воровство полагалась смертная казнь. Позднее законы Дракона приводили в пример как образец жестокости, так что всякий новый строгий закон называли «драконовским законом». Таким образом, хотя законы и были записаны, но они не улучшили положения демоса. Поэтому волнения не прекратились.
Эвпатридам пришлось пойти на новые уступки. Результатом этого явилось законодательство Солона.

Уничтожение долговой кабалы в Афинах

В 594 г. до н. э. Солон был избран в Афинах первым архонтом, с поручением установить мир между  народом и знатью. Положение мелких землевладельцев было в это время крайне тяжёлым. Число долговых камней всё более и более увеличивалось. Много афинских граждан добровольно покидало свою родину или же продавалось в рабство. Чтобы положить конец такому положению вещей, Солон решил провести некоторые меры, носившие революционный характер.
Первым таким мероприятием было «снятие долгов». Солон приказал снять долговые камни с полей, отменил уплату долгов и запретил закабаление. Взятые за долги земельные участки были возвращены их прежним владельцам. Часть граждан, проданных в рабство в чужие страны, была выкуплена на государственные деньги. Все эти меры были направлены против землевладельческой знати. Хотя она во многом была ущемлена, но из боязни восстания демоса она вынуждена была пойти па уступки. Эвпатриды надеялись, что потом опять всё пойдёт по-старому.

Введение имущественного ценза

Солон ввёл новое деление граждан на разряды  в зависимости от их доходов. Таких разрядов устанавливалось четыре.
К первому разряду относились все те граждане, которые со своих полей получали не менее 500 медимнов (медимн — 52½ литра) ячменя; или соответствующее количество масла или вина. Этот высший и наиболее богатый разряд людей назывался «пятисотмерниками».
Ко второму разряду населения относились все те, которые получали доход со своих полей в размере не менее 300 медимнов.  Они назывались «всадниками», так как имели средства содержать коня; они служили в коннице.
К третьему разряду Солон отнёс тех, чей доход составлял не менее 200 медимнов. Их называли «зевгатами», так как они имели средства для приобретения упряжки волов (зевгос — упряжка).
И наконец, к четвертому разряду принадлежали все те, чей доход был еще меньше и кто земли не имел совсем. Это были феты.
Остальная часть населения состояла из так называемых метэков, т, е, иностранцев, занимавшихся в Афинах торговлей а ремеслом, и рабов, Рабы не имели никаких прав.

Права и обязанности граждан в Афинах


В соответствии с разделением граждан по имуществу   распределялись государственные и военные должности. Так, высшие государственные должности предоставлялись только первому, самому богатому разряду. Из его состава выбирались архонты и пополнялся ареопаг. Второй разряд нёс военную службу в коннице. Третий разряд служил в пехоте, имея полное тяжёлое вооружение (латы, щит, поножи, шлем, меч, копьё).
Из первых трёх разрядов избирались и члены созданного Солоном Совета четырехсот. По мысли Солона, ареопаг и Совет четырехсот должны были охранять государство от переворотов.
Четвёртому разряду — фетам—предоставлялось только право участвовать в народном собрании и в суде присяжных. Однако фактически они ничего не приобрели. Феты не могли избираться ни на одну государственную должность. Для участия же в суде присяжных нужно было свободное время, которым бедняки не располагали.
Таковы были государственные преобразования в Афинах, проведённые Солоном.
Значение реформ Солона было в том, что он подорвал власть эвпатридов. Но притом Солон не расправился с ними до конца. Он укрепил положение только средних рабовладельцев, бедноту же он не удовлетворил.

Недовольство реформами Солона


Сам Солон говорил, что он не хотел обидеть ни эвпатридов, ни демоса. Поэтому Солоном были недовольны и те, и другие. Эвпатриды были недовольны потому, что Солон поднял значение торговцев, ремесленников и мелких земельных собственников. Афинский же демос был недоволен Солоном потому, что не было произведено уравнения в земельной собственности и в правах. В самом деле, положение бедноты мало улучшилось от отмены старых долгов. Ей по прежнему ничего не оставалось, как делать новые долги. Поэтому после реформы Солона народные волнения не только не прекратились, а, наоборот, ещё более усилились.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ