Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Сократ и Платон. Аристотель

Софисты

За 27 лет Пелопоннесской войны в Афинах произошло много всяких перемен в общественной жизни. Прежде греческие учёные занимались главным образом вопросами о происхождении мира, о начале всех вещей. Теперь же, в связи с обострением классовой и партийной борьбы, основными вопросами стали общественные: о государстве, обществе, о долге и обязанностях гражданина.
Этими вопросами и занимались софисты. Оли были странствующими мудрецами, которые за деньги обучали риторике, т. е. умению убедительно и красиво говорить и искусно спорить. Своей деятельностью софисты способствовали просвещению народа.
Софисты утверждали, что в мире не существует общих для всех людей правил жизни. У каждого человека, у каждого народа свои взгляды на добродетель, свои законы и свои правила жизни. «Поэтому, — говорили софисты, — в Афинах один общественный строй, в Спарте —другой, а в Персии—третий». Из софистов наиболее известным был Протагор.

Сократ

Против софистов выступил философ Сократ. Главной задачей он считал достижение знаний, правильных и обязательных для всех людей. Про себя Сократ говорил, что он «знает лишь то, что ничего не знает». Правилом его жизни была надпись на дельфийском храме: «Познай самого себя».
Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Сократ стремился, чтобы собеседник сам убедился в неверности своих положений.
Таким образом, целью Сократа было не самое знание, а пробуждение у людей любви к знанию. В этом была суть сократовского метода рассуждений.
Сократ был обвинён в деятельности против государства и привлечён к суду. Суд приговорил его к смертной казни. Ученики и родственники Сократа приходили в тюрьму прощаться с ним. Они предлагали устроить ему побег из тюрьмы или отказаться от своих взглядов. Но Сократ не согласился. Он предпочёл умереть, выпив назначенную ему чашу с ядом. Сократ умер 70 лет отроду (399 г. до н. э.).

Платон и его ученики


Учение Сократа продолжал его ученик Платон, происходивший .из знатного и богатого рода. Платон двадцатилетним юношей начал слушать Сократа и в течение десяти лет учился у него.
После смерти своего учителя Платон сам стал преподавать философию. В большом саду с тенистыми аллеями, где находилось здание для гимнастических упражнений (Академия), собирались слушатели Платона.

В противоположность Демокриту Платон считал, что основой мира является не материя, а бог, мысль, или идея. Платон был первым крупным идеалистом. По сравнению с Демокритом, Платон сделал шаг назад от попыток научного объяснения природы и общества.
Молодость Платона совпала с периодом Пелопоннесской войны. Наблюдая войну, послевоенные события и в особенности борьбу между аристократией и демократией, Платон старался понять эти события.
В одном своём сочинении, которое называется «Государство», Платон даёт проект «идеального», т. е. самого лучшего,  по его мнению, устройства государства.
Все люди в идеальном государстве делятся на три сословия: философов, воинов и трудящихся. Философы управляют государством, воины его охраняют, а трудящиеся работают.
Для философов и воинов Платон отменяет частную собственность. Они пользуются всем сообща. Для трудящихся же всё остаётся по-старому. Они обязаны работать и содержать философов и воинов. Трудящиеся не должны вмешиваться в управление государством, они не имеют гражданских прав и находятся на положении рабов. Так представлял себе аристократ Платон идеальное государство.
Всех людей Платон делил на свободных, которые обладают рассудком, и рабов, которые могут лишь исполнять приказания господ. Это была типичная рабовладельческая философия.

Аристотель


Греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым крупным учёным древности. Большинство его произведений дошло до нас. Аристотель подытожил развитие науки за весь период до него и изложил её по различным областям. Дошедшие до нас произведения Аристотеля посвящены самым разнообразным вопросам науки (физики, зоологии, философии, истории искусства и др.).
Аристотель сумел воспитать ряд учеников, ставших потом видными учёными. Учёные труды Аристотеля способствовали развитию самых различных наук: философии, математики, механики и др. Аристотеля за его обширные знания и крупные научные труды называют исполином античной науки. Но при всех своих знаниях он, как и многие другие философы, считал рабство нормальным явлением. Аристотель говорил, что все варвары (т. е. негреки) должны быть рабами и что рабство — вечный закон природы.
Даже этот великий мыслитель древности не мог освободиться от взглядов, свойственных рабовладельческому классу.




 
 
---------------------------------------------------- 
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика


     




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017