.
Меню сайта
|
Шокальский, Анучин, ВавиловСоветские географические исследованияКак ни велики были достижения русских исследователей в дореволюционный период, все же на карте нашей Родины оставалось еще немало «белых пятен». В Заполярье, Восточной Сибири, Средней Азии простирались обширные пространства неисследованных земель. Слабо изученными оставались не только малонаселенные и неосвоенные окраины, но и значительные территории центральных, казалось бы, давно известных частей нашей страны. Еще в тяжелые годы разрухи и гражданской войны по решению партии и правительства началась организация планомерного и всестороннего исследования природы нашей Родины. Эта важнейшая задача была поставлена В. И. Лениным перед учеными в апреле 1918 г. в знаменитом «Наброске плана научно-технических работ». Вскоре в различные районы молодой Советской республики направились экспедиции для разведки полезных ископаемых, изыскания трасс новых дорог, поисков районов добычи рыбы и морского зверя. С 1920 г. на Кольском п-ове работала комплексная экспедиция под руководством Александра Евгеньевича Ферсмана. Она обнаружила богатейшие месторождения апатитов, нефелинов и другого промышленного сырья. Гражданская война задержала претворение в жизнь ленинской идеи развития производительных сил отсталых районов и национальных окраин. К систематическому их исследованию ученые смогли приступить в середине 20-х годов. Особенно важные открытия были сделаны на северо-востоке страны в огромной малонаселенной области между р. Леной и Беринговым проливом. Эта огромная территория, равная по площади трети Европы, местами оставалась «белым пятном». Карта правильно отображала лишь морские берега, а реки и горы нередко имели фантастические очертания. В «Атласе мира», изданном в Петрограде в 1916 г., внутри дуги Верхоянского и Станового хребтов показывалась система горных цепей и гряд, простирающихся на северо-восток параллельно крупнейшим рекам этой области — Яне, Индигирке, Колыме. В 1926 г. экспедиция во главе с Сергеем Владимировичем Обручевым установила, что горные цепи Индигиро-Колымского района идут с северо-запада на юго-восток, т. е. поперек течения главных рек этой области. На месте предполагавшейся низменности оказались мощные горы. Вся эта горная система была названа хребтом Черского в честь отважного исследователя края, путешествовавшего по Колыме в 1892 г. вместе с женой и двенадцатилетним сыном. Экспедиция С. В. Обручева открыла в системе Верхоянского хребта четыре горные цепи, а не одну, как показывали на старой карте. После работ ряда экспедиций в 1928—1930 гг. в бассейне Колымы в верхнем течении реку пришлось «передвинуть» на карте Азии почти на 200 км к юго-востоку, а в нижнем — к северо-западу. В эти же годы географы установили, что огромная горная цепь, обозначавшаяся на карте под названием Яблонового или Станового хребта, состоит из ряда самостоятельных хребтов и имеет иные очертания, чем показывали на картах. В 1932—1933 гг. экспедиция С. В. Обручева с самолетов произвела картографическую съемку самой дальней окраины Родины — Чукотки и прилегающей к ней части материка, общая площадь которых равна Италии и Австрии. На Дальнем Востоке большие исследования провел Владимир Клавдиевич Арсеньев, автор увлекательных, известных каждому школьнику книг «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «В горах Сихотэ-Алиня». Арсеньев окончил юнкерское пехотное училище. В 1899 г. Владимир Клавдиевич был назначен в полк, находившийся во Владивостоке. Работая топографом, он вел исследования самых глухих районов дальневосточной тайги и там познакомился с замечательным охотником-следопытом — гольдом (нанайцем) Дерсу Узала, который стал его задушевным другом и верным спутником в походах. До 1912 г. Арсеньев исследовал pp. Улахе и Фудзин, район залива Ольга и Тетюхе, верховья pp. Иман и Бикин, девять раз пересекал хребет Сихотэ-Алинь. Однако самые крупные исследовательские работы Арсеньев выполнил после Великой Октябрьской революции. Тридцать лет жизни посвятил Арсеньев изучению полюбившегося ему Дальнего Востока. Он впервые снял на карту многие его районы, собрал ценные материалы о быте местных народностей, большие зоологические коллекции и гербарии. Владимир Клавдиевич был крупнейшим географом-краеведом, свободно читавшим «книгу природы». Его исследования имели большое практическое значение: они помогли осваивать природные богатства Дальнего Востока. В 1930 г. Арсеньев руководил сразу четырьмя экспедициями, которые вели изыскание трассы железной дороги в северной части Приморья. Это путешествие было для него последним. Тяжело заболев в экспедиции, он вскоре умер. Важные открытия были сделаны в советское время на севере Урала. Там нашли наивысшую точку Уральского хребта — гору Народную (1894 м), несколько самостоятельных горных кряжей и неизвестных прежде вершин, а также горные ледники. Ранее же географы считали, что оледенения на Урале нет. Значительные изменения претерпела карта Средней Азии. Западная часть Памира до конца 20-х годов была неизвестна. Экспедиция профессора Н. Л. Корженевского открыла здесь в 1926 г. северную часть огромного хребта, получившего имя Академии наук. В 1928 г. этот хребет и прилегающие к нему районы обследовала большая экспедиция Академии наук, в составе которой были такие видные исследователи, как О. Ю. Шмидт, Д. И. Щербаков, Н. В. Крыленко, Н. Л. Корженевский. Возглавлял эту экспедицию, получившую название Памирской, замечательный альпинист Н. Е. Горбунов. В средней части хребта Академии наук исследователи открыли высочайшую точку нашей Родины — пик Коммунизма (7495 м). Участники экспедиции обследовали среднюю и верхнюю части ледника Федченко, известного до этого лишь в своей нижней части. Было установлено, что это не только крупнейший ледник СССР, но и самый большой ледник на средних широтах Земли. Выяснилось, что длина ледника Федченко превышает 70 км, а его площадь 900 км2. В 1931 —1933 гг. продолжалось изучение Памира. Хребет Академии наук оказался длиной свыше 100 км; 24 вершины его имеют высоту более 6 тыс. м, а две превышают 7 тыс. м. Наивысшей точки хребта и нашей страны — пика Коммунизма впервые достиг в 1933 г. участник экспедиции знаменитый альпинист Е. М. Абалаков. В эти же годы завершилось составление точной карты другой крупнейшей высокогорной области Средней Азии — Тянь-Шаня. Интересные исследования проводились в 1929—1933 гг. в самом «сердце» Тянь-Шаня — в районе пика Хан-Тенгри. В 1931 г. эту вершину покорили участники экспедиции во главе с замечательным украинским альпинистом М. Т. Погребецким. В 1943 г. альпинисты открыли высшую точку Тянь-Шаня — пик Победы (7439 м). Большие «белые пятна» на картах в советское время были заполнены не только в области гор, но и пустынь Средней Азии. В 1925 г. в центре Каракумов работала экспедиция А. Е. Ферсмана и Д. И. Щербакова. Здесь нашли ценное промышленное сырье. Это открытие позволило создать вскоре заводы для производства серы и других важных химических продуктов. Крупнейший песчаный массив Средней Азии— пустыню Кызылкум — в 1932 г. впервые пересекла на автомобилях экспедиция А. Е. Ферсмана. Эта и последующие экспедиции нашли в Кызылкуме разнообразные минеральные богатства. Советские географы изучили впадину Карагие («Черная пасть») на юге п-ова Мангышлак и установили, что она одна из глубочайших на Земле и самая глубокая в нашей стране, Дно впадины Карагие расположено на 132 м ниже уровня океана1. Географические открытия в советское время совершались не только в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных местах. Слабо изученными до революции были и центральные районы. Так, на Русской равнине географы открыли новый хребет — кряж Ветреный Пояс, протянувшийся у южного побережья Онежской губы Белого моря. Этот хребет, издавна известный поморам, ни на одной старой карте не значился. Многочисленные экспедиции изучали не только сушу, но и моря нашей Родины. Эти исследования во многом связаны с деятельностью почетного академика Юлия Михайловича Шокальского. Он прожил долгую жизнь. Юлий Михайлович стал крупнейшим ученым-океанографом еще до революции. В 1880 г. закончил гидрографический факультет Морской академии и стал руководить отделом морской метеорологии Главной физической (ныне Геофизической) обсерватории. Под руководством Шокальского создавались в России прибрежные морские метеостанции для обеспечивания мореплавателей прогнозами погоды. Первая научная работа Шокальского «О предсказаниях вероятной погоды и штормов» была опубликована в 1882 г. В том же году он стал членом Географического общества, с которым навсегда связал свою замечательную научную деятельность. В 1914 г., после смерти Семенова-Тян-Шанского, Шокальский стал во главе Общества, а в 1931 г. был избран почетным президентом. Шокальский был ученым физико-географом с очень широким кругозором: его интересовали вопросы метеорологии, астрономии, картографии, геодезии, гидрографии. Но самые ценные его исследования — по океанографии. Капитальный труд Шокальского «Океанография», опубликованный в 1917г.,— классическая книга о Мировом океане, о природе водной оболочки Земли. В ней обобщены все знания о гидросфере, накопленные к тому времени наукой. До наших дней работой Шокальского пользуются океанографы всего света. Огромное достоинство этого научного труда — превосходный литературный язык, которым автор ясно, порой даже с художественной выразительностью излагает самые сложные научные положения. В этом, возможно, сказалась та среда, которая окружала Шокальского в детстве. Он рос в селе Тригорском у бабушки Анны Петровны Керн2, в доме которой глубоко чтили Пушкина. Бабушка привила мальчику любовь к стихам гениального поэта и вообще к художественному слову. Когда наступила Великая Октябрьская революция, Шокальский, несмотря на то что был в чине генерал-лейтенанта, без колебаний стал на сторону Советской власти. Он пользовался высоким авторитетом среди советских ученых, и они неизменно выбирали его своим делегатом на международные научные конгрессы. Шокальский с достоинством представлял советскую науку. В советское время Шокальский смог осуществить свою давнюю мечту и раскрыть «загадки Черного моря». Экспедиция на Черном море, возглавляемая Шокальским, работала с 1923 по 1935 год. Это море стало одним из наиболее полно и разносторонне изученных бассейнов в мире. Велики были заслуги Юлия Михайловича Шокальского и в подготовке кадров специалистов-мореведов, среди которых впоследствии оказалось немало ученых с мировыми именами. На Японском, Охотском, Беринговом морях в 30-х годах работали экспедиции под руководством профессора Константина Михайловича Дерюгина. Они собрали всесторонние материалы о природе этих морей. Успехам географических открытий и исследований в советское время способствовало то огромное внимание, которое наше правительство и лично В. И. Ленин уделяли подъему народного образования на уровень, отвечающий практическим задачам построения социалистического общества. В связи с этим естественные науки, в том числе и физическая география, стали занимать все более видное место в системе университетского образования. В решении большой государственной важности задачи — воспитания специалистов, способных проводить разнообразные экспедиционные исследования,— заслуга многих крупных ученых-географов, начавших свою деятельность задолго до Октябрьской революции. Эти люди отдали все свои силы и знания для обучения рабочей и крестьянской молодежи, заполнившей после 1917 г. аудитории высших школ. В числе таких ученых был Дмитрий Николаевич Анучин. В постановлении Советского правительства об увековечении памяти ученого он назван «крупнейшим русским географом, создателем русской университетской географической школы». Задолго до революции Анучин активно выступал вместе с другими прогрессивными общественными деятелями за введение географии в программу университетского обучения. В 1885 г., после того как этот вопрос был решен положительно, Дмитрий Николаевич становится первым преподавателем географии в Московском университете, а возглавляемая им новая кафедра впоследствии, уже в советское время, превратилась в географический факультет. Воспитанниками «анучинской» географической школы стали такие прославленные ученые, как Л. С. Берг, А. А. Борзов А. С. Барков и многие другие. Когда в 1921 г. возник вопрос о создании первого советского «Атласа мира», то для работы над ним были приглашены по указанию В. И. Ленина Анучин и его ученик профессор А. А. Борзов. После Анучина огромная заслуга в развитии всей системы географического образования в нашей стране принадлежит замечательному ученому-коммунисту Николаю Николаевичу Баранскому. С марксизмом Баранский знакомится еще будучи гимназистом в Иркутске, где его отец был учителем. Старшие сестры юноши состояли в основанном В. И. Лениным «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В VII классе гимназии юноша вступил в революционную организацию и начал вести агитацию среди рабочих. Окончив гимназию в 1899 г., он поступил в Томский университет, но учился там недолго: за участие в студенческих выступлениях против царизма его вскоре исключили. Николай Николаевич становится профессиональным революционером и, работая в социал-демократических организациях Сибири, последовательно отстаивает искровские, ленинские позиции в рабочем движении. Активный участник революции 1905 г., Баранский представлял сибирских большевиков на конференции РСДРП в Таммерфорсе. Здесь он познакомился с Лениным и выступил с докладом, о котором много лет спустя (в 1935 г.) вспоминала Н. К. Крупская. В 1906—1908 гг. Николай Николаевич вел революционную работу на Украине и в Сибири. Он подвергался арестам и ссылкам. В 1910— 1914 гг. Баранский учился в Московском коммерческом институте. В эти же годы он вел пропаганду среди студентов и рабочих. После революции Баранский работал в правительственных учреждениях — Высшем Совете Народного хозяйства, Народном Комиссариате рабоче-крестьянской инспекции. Одновременно он преподавал экономическую географию в Коммунистическом университете им. Свердлова и других высших учебных заведениях. С 1926 г. Николай Николаевич целиком отдается научной и педагогической деятельности. В Московском университете он создал кафедру экономической географии. Изучение этой дисциплины стало обязательным для всех получающих высшее географическое и экономическое образование. Благодаря творческому применению Баранским положений марксизма-ленинизма и использованию опыта строительства нашего социалистического народного хозяйства экономическая география стала подлинной наукой. Из науки описательной, содержащей лишь статистические экономические данные, она превратилась в науку действенную, показывающую пути развития народного хозяйства страны, возможности использования ее природных богатств и правильного размещения производства. Баранский установил, что планировать развитие промышленности, сельского хозяйства, строительства в любом районе страны нельзя без учета природных географических условий, экономических запросов соседних районов, а также страны в целом. Отстаивая самостоятельность экономической географии как науки, Баранский в то же время постоянно подчеркивал необходимость ее тесной связи с физической географией. Он отмечал важность экономико-географического и физико-географического познания как стран, так и районов. Особенно много сделал Баранский для улучшения постановки географического образования в средней школе. Им созданы ценные методические пособия для преподавателей географии. Николай Николаевич требовал, чтобы преподавание географии не сводилось к перечислению географических названий и описанию тех или иных стран, а отвечало запросам практики. В 1934 г. партия и правительство приняли постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В нем указывалось, что изучение географии должно соответствовать задачам социалистического строительства. Баранскому было поручено составление учебника по экономической географии. По этой книге училось несколько поколений советских школьников. Учебник имел большое политико-воспитательное значение для строителей социализма. Николай Николаевич — ученый с мировым именем. Он был крупнейшим специалистом по экономической географии СССР и зарубежных стран, особенно США. Большой вклад внес он в страноведение, в другие разделы географии. В общей сложности им написано около 500 разнообразных научных работ. Баранский принадлежит к тем ученым, значение которых определяется не только печатными работами. Он обладал редким самобытным даром речи. В блестящих выступлениях перед большими аудиториями ученых, работников просвещения, студентов, школьников, на собраниях трудящихся он щедро делился своими идеями и знаниями ученого-марксиста. Слышавший хотя бы однажды Николая Николаевича или беседовавший с ним запоминал навсегда эту встречу. Огромное обаяние его личности — в принципиальности, прямоте, скромности, простоте обращения. Главная черта этого ученого-коммуниста — страстная преданность любимому делу — развитию географии на благо Родины. Широкое распространение географического образования в нашей стране, разнообразные экспедиционные исследования способствовали развитию географической науки в целом, а также формированию ее новых отраслей. К числу таких молодых географических дисциплин, ставших самостоятельными в 20—30-е гг., относятся мерзлотоведение, карстоведение, палеогеография, биогеография. При этом физическая география не только не распалась на составные части, а, наоборот, из науки об отдельных сторонах географической среды она превратилась в цельное учение о единстве и взаимосвязанности природных элементов — рельефа, климата, почв, растительности и животного мира. В развитии физической географии виднейшее место принадлежит академику Льву Семеновичу Бергу, знаменитому естествоиспытателю-энциклопедисту нашего времени. Экспедиционную деятельность Берг начал с обследования соленых озер на юге Западной Сибири, а затем в продолжение трех лет (1900— 1902) изучал Аральское море. В 1903 г. он исследовал Балхаш и Иссык-Куль, а в 1904 г.— рыбные промыслы бассейна Волги. В 1905 г. Берг стал работать в Зоологическом музее в Петербурге. Он написал ряд классических трудов по ихтиологии3, а также книгу «Аральское море», за которую ему в 1909 г. присудили степень доктора географических наук. Позже Берг проводил исследование природы Черниговской губернии, на основе которого создал новую теорию образования лёсса. Он считал, что лёсс образуется на месте, а не отлагается из принесенных ветром частиц песка и глины. После революции Берг — профессор географии в Ленинградском университете. Он вел большую работу в Географическом обществе, президентом которого состоял с 1940 г. до своей кончины в 1950 г. Развивая учение В. В. Докучаева о зонах природы (см. т. 4 ДЭ), Берг написал широко известные книги «Географические зоны Советского Союза» и «Природа СССР». В этих работах Берг изложил свое учение о географических ландшафтах. Он показал, что земная поверхность делится на обширные естественные пояса, в которых почвы, климат, растительный покров и животный мир закономерно сочетаются. В пределах больших природных зон Берг выделил меньшие природные области — ландшафты, имеющие также свой характерный природный облик. Берг занимался самыми различными вопросами физической географии и зоологии. Им созданы многие интересные теории и гипотезы, поднявшие мировой авторитет нашей науки. Важные исследования в советский период выполнили наши ученые не только на Родине, но и за рубежом. Особенно плодотворными были экспедиции Николая Ивановича Вавилова, одного из наиболее выдающихся путешественников нашего времени. Вавилов в 1911 г. получил образование агронома и в молодости не думал, что эта специальность приведет его в самые отдаленные места Старого и Нового Света. Но, заинтересовавшись особенностями географического распространения культурных растений, он стал посещать заседания Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, на которых обычно председательствовал Анучин. Маститый ученый во многом способствовал развитию интереса Вавилова к изучению географии растений. В 1913 г. Николай Иванович поехал за границу и работал в лабораториях у виднейших представителей мировой агробиологической науки. Вернувшись в 1914 г. в Россию, Николай Иванович продолжает агрономические исследования и ведет педагогическую работу, а в 1916 г. совершает первое большое путешествие в Иран, Фергану, на Памир, где находит неизвестные формы хлебных злаков. В 1919—1920 гг. он изучает полевые культуры Поволжья и Заволжья. В 1921 г. Вавилов едет в командировку за границу для возобновления прерванных мировой войной и интервенцией международных научных связей нашей страны. Он побывал во многих государствах Западной Европы и в США, еще не признавших Советского государства. Николай Иванович достойно выполнил трудное поручение. Несмотря на бешеную кампанию клеветы белых эмигрантов и прямое противодействие ряда буржуазных правительств, он сумел рассказать иностранным ученым правду о нашей стране. Обобщая материалы своих экспедиций и все известные в мировой науке данные о географии растений, Вавилов создал теорию происхождения культурных растений. Ученый пришел к выводу, что они появились одновременно с зарождением древних цивилизаций, которые возникали в различных областях суши и в неодинаковых природных условиях. Вавилов посвятил свою жизнь выявлению всех полезных растений земного шара (как культурных, так и диких) и использованию их для нужд нашего социалистического государства. С этой целью ученый при прямом содействии В. И. Ленина организовал Всесоюзный институт растениеводства. Для сбора полезных растений ученый совершил ряд замечательных путешествий. В 1924 г. он ездил в Афганистан и первым из европейцев проник в его восточную пограничную с Индией область Кафиристан. За эту экспедицию, прошедшую караванными путями 5 тыс. км, Географическое общество присудило Вавилову золотую медаль имени Пржевальского. В 1925 г. Николай Иванович отправился в экспедицию в Хивинский оазис, впервые применив самолет в Средней Азии для научных целей. Результаты исследований Вавилова по географии растений уже к этому времени оказались настолько ценными, что он был в числе первых пяти ученых, удостоенных премии имени Ленина, установленной в 1926 г. Особенно выдающееся путешествие Николай Иванович совершил в 1926—1927 гг. Он исследовал почти все страны Средиземноморья, а затем Сомали, Эфиопию, Эритрею. В 1929 г. Вавилов путешествовал по Казахстану, Киргизии, Северному Китаю, Японии, Корее. В 1930—1933 гг. он охватывает своими маршрутами огромные территории в Северной, Центральной и Южной Америке. В эти же годы в других странах всех континентов (кроме одной Антарктиды) работали экспедиции сотрудников Вавилова. Таким образом, исследованиями, подчиненными единой цели, был охвачен весь земной шар. В результате Советский Союз стал обладателем наиболее полной и ценной по сравнению с другими государствами коллекции полезных растений, насчитывающей 200 000 образцов. Одновременно Вавилов организовал всестороннее изучение возможностей лучшего использования этих растений в сельском хозяйстве различных природных зон СССР. Под руководством Вавилова опыты велись на 115 станциях. В результате удалось вывести многие ценные сорта пшеницы и других сельскохозяйственных культур, занявших в наши дни огромные площади колхозов и совхозов. Последняя экспедиция ученого была в канун Отечественной войны на территории воссоединенных с нашей Родиной западных областей Белоруссии и Украины. Он был президентом Сельскохозяйственной академии им. В. И. Ленина. В 1931 г. Вавилов стал президентом Географического общества. Он участвовал на многих международных конгрессах ученых. В 1943 г. не стало этого замечательного ученого и человека — он пал жертвой произвола в период культа личности. Великая Отечественная война не приостановила изучения природы страны. Она только в значительной мере подчинила эти исследования интересам обороны. Усиленными темпами продолжались картографические работы, поиски минерального сырья и других природных богатств. Небывалый размах приняли экспедиционные работы в послевоенные годы. Ученые обнаружили новые ледники на севере Урала и в Средней Азии и значительное распространение ледников на Индигирско-Охотском водоразделе. За последние 10—15 лет значительно изменилось представление о горном оледенении Алтая, где в наши дни стало известно около 800 ледников общей площадью в 600 км2. В 1957—1958 гг. интересные исследования провела первая в мире заоблачная дрейфующая станция, созданная советскими ледоведами по программе МГГ4, на леднике Федченко. Домик лабораторию ученых установили на льду, движущемся со скоростью до 1 м в сутки. Небольшой коллектив ученых и альпинистов работал два года на высотах до 5 тыс. м над уровнем моря. На такой высоте зимой ранее не бывали люди. Отважные разведчики «высокогорной Арктики» вели разносторонние научные наблюдения, прошли сотни километров по неизведанным ледникам и ущельям и совершили восхождения на многие прежде неизвестные или безымянные вершины. В результате карта этого района Памира была значительно уточнена. На ней появились новые названия, например: ледники Щербакова, Улугбека, Спутник, МГГ, МГУ и др. Изучение режима ледника Федченко показало, что быстрее всего он движется в средней части, где его скорость до 360 м в год. В верх-лей и нижней зонах лед движется вдвое медленнее. Исследование верхней части ледника показало, что начинается он выше, чем предполагали. Общая длина ледника Федченко—77 км. Вся же площадь оледенения Памира (в пределах СССР) превышает 8 тыс. км2, что немногим меньше Онежского озера, а количество воды, скованной в ледниках Памира, равно объему воды Аральского моря. Изучение ледников имеет огромное народнохозяйственное значение. Многие большие реки начинаются в ледниках, в том числе Аму-Дарья, Сыр-Дарья и Зеравшан. Воды этих рек используются для орошения полей. Чем больше водоносность рек, тем большая площадь может быть отвоевана у пустынь и занята под посевы и сады, тем больше можно получить и гидроэлектроэнергии. Ученые добиваются увеличения водоносности рек с ледниковым питанием. Так, например, проводятся опыты: затемняют поверхность льда каменноугольной пылью, что резко усиливает поглощение солнечных лучей и таяние ледников. Чтобы реки несли больше живительной влаги, в горах должно быть больше снега. Зимой 1963 г. в Западном Тянь-Шане на высоте 3 тыс. м начала работать необычная экспедиция, вызывающая искусственные снегопады. Ученые «вносят» в облако химическое вещество, способствующее образованию снега. Делают это с помощью специальных минометных снарядов, а также аэростатов и воздушных шаров. Планомерное исследование открытых просторов морей и океанов стало возможно с вступлением в строй в 1949 г. самого крупного тогда в мире специального экспедиционного судна «Витязь», настоящего плавучего научно-исследовательского института. Свой первый рейс, во время которого опробовалось научное и техническое оснащение, «Витязь» совершил в еще слабо изученное Охотское море, где ученые обнаружили несколько подводных возвышенностей и впадин. Со следующего рейса «Витязь» приступил к последовательному изучению Тихого, а затем Индийского океана. В 1953 г. экспедиция на «Витязе» под руководством Л. А. Зенкевича исследовала Курило-Камчатскую впадину и нашла здесь глубину в 10542 м. Со дна ее удалось добыть разнообразных животных и доказать существование жизни на самых больших глубинах. Во время последующих плаваний «Витязя» были измерены глубины величайших впадин Мирового океана. На дне океана открыты десятки подводных гор, долин и возвышенностей, которым присвоены имена известных отечественных ученых. Впервые стало возможно составить достоверную карту рельефа морского дна. Много нового удалось выяснить при изучении течений на различных глубинах с помощью особого инструмента — «буйковой станции», изобретенной Н. Н. Сысоевым. Этот океанолог создал много новых великолепных приборов для исследований океанов. С их помощью выяснили, что даже на глубине в 1000 м течения бывают очень сильными, но обычно идут в направлении, обратном поверхностным. В местах, где глубина океана велика, от поверхности до дна может существовать несколько противоположно направленных движений водных масс толщиной в несколько сот метров: весь океан, таким образом, как бы «слоистый». Исследования в Атлантическом океане с 1957 г. ведет экспедиционный корабль «Михаил Ломоносов». Экспедиции на этом судне особое внимание уделяют изучению взаимодействия между океаном и сушей, а также вопросам теплообмена между океаническими водами и атмосферой. Собранные ценные материалы существенно пополнили сведения о климате и общей циркуляции атмосферы в Северной Атлантике. В 1958 г. на просторы океана вышла первая подводная лаборатория «Северянка», переоборудованная из подводной лодки. На «Северянке» ученые впервые могли изучать поведение рыб и других организмов в глубинах океана. Это имеет большое практическое значение. Исследователи пришли, например, к заключению, что можно значительно увеличить добычу рыбы за счет облова более глубоких слоев океана, чем это практикуется теперь.1 Наиболее глубокая впадина на Земле — котловина Мертвого моря в Малой Азии. Уровень этого моря ниже уровня океана на 392 м, глубина моря 356 м. 2 Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Керн. На слова этого стихотворения великий русский композитор М. И. Глинка написал известный романс, который посвятил матери Шокальского, дочери А. П. Керн. 3 Раздел естествознания, посвященный изучению рыб. 4 МГГ — Международный геофизический год — исследования геофизических явлений и процессов нашей планеты учеными различных стран по единой программе, проведенные в 1957—1958 гг. и продолженные в 1959 г. |
ПОИСК
Block title
|