|
Покорение Арктики
Покорение полярных стран, занимающих обширные пространства вокруг географических полюсов,— одна из самых увлекательных страниц в истории научного завоевания Земли. За полярными кругами северного и южного полушарий расположены самые холодные места нашей планеты. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветры, снежные метели и мрак полярной ночи. Люди стремились в северные ледовитые моря, чтобы найти новые места для промысла рыбы и морского зверя, освоить эти моря для судоходства. Путешественники прилагали величайшие усилия, чтобы познать крайний север и юг земного шара. Их героическая борьба с суровой природой, мужество и отвага заслужили общее признание и уважение, а географические открытия навсегда вошли в историю науки. Первым, кто сообщил европейцам о морях, покрытых льдами, был греческий астроном Пифей. В средние века дальние плавания в северных морях в поисках рыбы и морского зверя совершали норманны (варяги). Норманнский промышленник Отер прошел из Северного моря в Белое вокруг мыса Нордкап. Эйрик Рыжий открыл в 982 г. о-в Гренландия. Его сын Лейф возглавил поход из Гренландии на поиски новых земель. Около 1000 г. норманны открыли берега Северной Америки под 40° с. ш. Русские мореходы на лодьях и кочах — крепких трехмачтовых судах собственной постройки — смело ходили в далекие моря Арктики за пушниной, на промысел рыбы и морского зверя. Уже в XII—XV вв. новгородцы разведали берега Кольского п-ова и Белого моря и поселились там. Русские поморы, как свидетельствуют летописи, положили начало плаванию во льдах и были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана. Они открыли о-ва Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Русским принадлежит честь открытия всего Европейского и Азиатского приполярного Севера, за исключением северной окраины Скандинавского п-ова. Замечательные географические открытия были сделаны экспедициями англичан и голландцев, которые отыскивали кратчайший путь к богатствам Востока вдоль северных берегов Америки и Евразии. Эти морские трассы, проходящие севернее Полярного круга, известны в географии под названием Северо-Западного и Северо-Восточного проходов. В конце XV в. Джон Кабот, итальянец на английской службе, и его сын Себастьян Кабот достигли северо-восточного побережья Америки. Английские суда прошли вдоль восточных берегов континента. Однако сплошные льды вынудили путешественников вернуться. Спустя несколько десятилетий неудачей окончилась и другая английская экспедиция — под руководством Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора (1553—1554). Она пыталась найти путь в восточные страны вдоль европейского и азиатского побережий Северного Ледовитого океана. Но экспедиции удалось достичь лишь о-ва Колгуев. Многие ее участники вскоре погибли. Еще две английские экспедиции — в 1556 и 1580 гг.,— устрашившись громадных ледяных полей в Карском море, отказались от попытки продолжать плавание на северо-восток. В судовых журналах этих экспедиций остались записи о том, что на всем пути англичане встречали следы пребывания русских рыбаков и охотников. Голландцы из экспедиции известного мореплавателя Виллема Баренца (1594) назвали сплошную ледяную преграду под 77° с. ш. у западных берегов Новой Земли «стадом гигантских лебедей». Не сумев пройти Северо-Восточным проходом, два судна вернулись назад, а двум другим удалось пробиться только в Карское море. Однако неудача не остановила голландцев. В следующем году они снарядили еще одну экспедицию из шести кораблей, груженных товарами для торговли с Китаем и Индией. Но и она отказалась у Новой Земли продолжать плавание. К этому ее вынудили тяжелые торосистые льды, цинга и сильные морозы. Это была самая крупная голландская экспедиция в Арктику. Печально окончилась и третья, последняя экспедиция голландцев, направившаяся в 1596 г. на поиски Северо-Восточного прохода. Она достигла о-ва Шпицберген, сделала несколько географических открытий, но из-за непроходимых льдов не могла продвинуться дальше. Судно Баренца остановилось на севере Новой Земли. Началась очень тяжелая арктическая зимовка. В 1597 г. Баренц скончался. Тело его опустили в море, которое впоследствии назвали Баренцевым. Спутников Баренца спасли от голода русские, промышлявшие зверя и рыбу. Попытки мореплавателей XVI в. найти Северо-Восточный проход из Европы в Восточную Азию не увенчались успехом. Стремясь получить большие выгоды от торговли с далекими восточными странами, Англия в конце XVI и в начале XVII в. вновь попыталась достичь их кратчайшим путем — северными морями Америки. С этой целью английские моряки совершили несколько выдающихся плаваний. Среди них особое место занимают плавания М. Фробишера, Г. Гудзона и В. Баффина. Экспедиции этого периода положили начало исследованию Канадского архипелага, впервые изучили природу айсбергов, закончили открытие всего северного побережья Лабрадора и доставили много научных сведений. Русские мореходы во главе с Семеном Дежневым в 1648 г. обогнули северо-восточную оконечность Азии и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, названный впоследствии Беринговым. Дежнев первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий. Его именем назван самый крайний восточный мыс Азии. Во время Великой Северной экспедиции в 1733—1743 гг., в которой приняли участие тысячи людей, на карту было нанесено почти все северное побережье России. Многочисленные отряды экспедиции исследовали моря и северное побережье Сибири на протяжении 10 тыс. км. В результате путешествия В. Беринга и А. Чирикова было открыто на значительном протяжении и северо-западное побережье Америки. Участник экспедиции Семен Челюскин в 1742 г. достиг самой северной точки Азии. Этот мыс носит его имя. Из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки прошла на нартах с запада на восток в 1853 г. английская экспедиция Р. Мак-Клура. Лишь спустя полвека (1903—1906) Р. Амундсен на судне «Йоа» совершил плавание с востока на запад от Гренландии до Аляски и исследовал этот проход. В 1878—1879 гг. Северо-Восточным проходом с запада на восток впервые прошла за две навигации экспедиция А. Норденшельда на паровом судне «Вега». Она была организована шведами совместно с русскими. Примечательными событиями в истории покорения Арктики ознаменовались конец XIX и начало XX в. Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен совершил в 1893—1896 гг. на корабле «Фрам» плавание, стремясь достичь Северного полюса. Дрейфующими льдами судно отнесло к 83°59' с. ш., откуда Нансен со спутником Иогансеном пошли к полюсу, но с 86°14' с. ш. возвратились обратно, удачно выйдя к Земле Франца-Иосифа. Во время дрейфа «Фрама» в Ледовитом океане Нансен провел важные исследования океанских глубин и течений, наблюдал за движением льдов. Спустя 40 лет советский ледокольный пароход «Георгий Седов» дрейфовал 812 дней из моря Лаптевых в Гренландское море параллельно линии дрейфа нансеновского «Фрама» и несколько раз пересекал ее. Полярники достигли 86°39' с. ш., где не бывало еще ни одно судно. Как показало сравнение научных материалов обоих дрейфов, в Арктике происходят серьезные климатические изменения. Выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров впервые в мире в 1899г. на ледоколе «Ермак» плавал в районе о-ва Шпицберген. Спустя два года Макаров возглавил на «Ермаке» экспедицию к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, Ледоколы, способные преодолевать крепкие льды и проводить караваны транспортных судов, открыли новую страницу в истории освоения Арктики. Большой вклад в изучение Арктики внесла и другая русская экспедиция — на шхуне «Заря» под командованием Э. Толля (1900—1902). Ее путь лежал к Новосибирским о-вам. Во время зимовок экспедиция обследовала архипелаг Норденшельда и побережье п-ова Таймыр. Толль с тремя спутниками пропал без вести, после того как они покинули шхуну, чтобы найти Землю Санникова. Поиски ее вели многие экспедиции, но только советские исследователи в 1938 г. окончательно установили, что такая «земля» не существует. Выдающимися географическими достижениями прославили свои имена В. А. Русанов, Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов, Б. А. Вилькицкий и другие русские полярные исследователи. Преодолевая трудности, они открыли новые пути, накопили богатейший материал о природных явлениях в почти неизученных областях. Экспедиция В. Русанова, одна из трех русских экспедиций, предпринятых в 1912 г., чтобы пройти по Северному морскому пути с запада на восток, окончилась трагически. Русанов направился на судне «Геркулес» к о-ву Шпицберген и открыл там залежи каменного угля. Отсюда он намеревался достичь Берингова моря, но в Карском море пропал без вести. Лишь в 1934—1936 гг. советские мореплаватели обнаружили на островах у западного побережья п-ова Таймыр вещи, документы и остатки лагеря Русанова и столб с надписью «Геркулес», 1913 г.». Другой русский полярный исследователь, лейтенант Г. Брусилов, решил проплыть в Тихий океан вдоль побережья Сибири через Югорский Шар. Паровую шхуну экспедиции «Св. Анна» сковали льды в Карском море у п-ова Ямал. Судно долго дрейфовало, и его вынесло в полярный бассейн. В 1914 г. под 83°17' с. ш. в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа, штурман экспедиции Альбанов с 13 матросами оставили шхуну. Путешественники пошли пешком по дрейфующему на запад льду. Альбанов и матрос Конрад добрались до Земли Франца-Иосифа, где их подобрало судно Г. Седова «Св. Фока». Все остальные участники экспедиции на шхуне «Св. Анна» погибли. Русский флаг развевался над ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», которые под командованием Б. А. Вилькицкого прошли Северным морским путем в 1913—1915 гг. с востока на запад с одной зимовкой. Эти суда водоизмещением по 1200 т были построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для изучения Северного морского пути. Хорошо оснащенная экспедиция Б. А. Вилькицкого описала берега и прилегающие к ним острова от Берингова пролива до устья Енисея, составила мореходные карты и лоции. Она открыла архипелаг Северная Земля, о-ва Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого и Ляхова. В 1915 г. оба судна прибыли в Архангельск. Обширные материалы экспедиции облегчили освоение морской трассы вдоль побережья Европы и Азии. Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами. В 1914 г. на Новую Землю был доставлен самолет — гидроплан типа «Фарман» — для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова. Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арктике. Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагурский несколько раз обследовал берега Новой Земли. Применение авиации стало поворотным пунктом в истории Арктики. Сотни советских самолетов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции. Авиацию стали широко использовать для научных исследований. Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский. Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики совершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах. Развитие советской полярной авиации сделало возможным в 1935 г. совершить несколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км. Длина пути перелета В. Молокова из Красноярска до мыса Дежнева и о-ва Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва — мыс Отто Шмидта, а оттуда на о-в Врангеля.Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» района Полюса относительной недоступности (81° с. ш.). Экспедиция совершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран о-в Врангеля. Летающая лаборатория позволила ученым собрать ценные материалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.
|
|