. Составление маршрутной ленты в походе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Составление маршрутной ленты в походе

В ПОХОДЕ

Приготовления к походу за­кончены. Маршрут выбран и нанесен на схематическую карту района. Назначается день похо­да. Отправляться в путь лучше пораньше, чтобы пройти боль­шую часть дневного маршрута утром, пока солнце не припе­кает. В жару идти труднее. Перед отправлением про­верьте в последний раз, все ли нужное взято с собой.

СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТНОЙ ЛЕНТЫ

Бригада географов-топографов выходит в поход первой. У каждого из них планшет — фанерный прямоугольник 30 х 40 см с чистым листом бумаги, линейка и компас. У бригадира к планшету прикреплена схема района. Его бригада должна не только следить за правильностью маршрута, но и вычерчивать маршрутную ленту. Маршрутной лентой называется такой то­пографический план, на котором изображается только узкая полоска местности по обеим сто­ронам дороги. Для этого производится глазо­мерная съемка местности. По ходу маршрута вся группа путешествен­ников время от времени должна останавливаться, чтобы каждый турист записал в свою полевую книжку все интересное, что встрети­лось в пути. Удобный размер полевой книжки — 10 х 12 см. Книжка должна быть в твердом кар­тонном или клеенчатом переплете. В конец ее можно вложить несколько листиков миллимет­ровки и прозрачной бумаги — кальки.
Остановки для наблюдений и записей надо делать на поворотах дорог или в тех местах, от­куда далеко видно по сторонам, например на вершине холма. На каждой такой останов­ке юные путешественники должны точно определить свое местоположение и описать местность. Запись в полевой книжке следует начинать примерно так: «Дата и время — 6 августа 1964 г., 8 часов 30 минут; точка наблюдения — первая».
Затем нужно указать точное местоположение, например: «100 м севернее деревни Киреевки, у оди­нокого дерева на проселочной дороге к деревне Новоселки». После этого можно описывать всю окрестность. Начинают обычно с рельефа и геологиче­ского строения (если рядом на склоне оврага или в береговых обрывах видны слои горных пород), затем описывают почву, раститель­ность и те местные предметы, которые видны вокруг. Если же наблюдатели находятся у какого-нибудь объекта, интересного в географическом отношении, на берегу озера или реки, у гео­логического обнажения или в населенном пунк­те, который они изучают, то этот объект нуж­но описать как можно подробнее. Но всегда надо начинать описание с окружающей местно­сти в целом, а затем переходить к отдельным объектам и их деталям. Записывайте в полевой книжке только на правой стороне. Левую — заполняйте рисун­ками, чертежами, схемами. Не каждый может сразу научиться хорошо рисовать. Но даже самая грубая, схематическая зарисовка силуэта холма, крутого поворота реки, формы листа какого-нибудь растения может помочь при обработке полевых записей, оживив в памяти виденное. На левой стороне полевой книжки нужно вычерчивать также схематическую маршрутную ленту похода. Записывать в полевую книжку можно только простым карандашом средней жесткости: запись химическим карандашом превратится после пер­вого же дождя в сплошную кляксу. Карандаш удобно привязать шнурком к книжке, чтобы он не потерялся. На каждой следующей точке наблюдения описывают не только все окружающее, но и то, что встретилось на пути к ней. Нужно обяза­тельно указывать пройденное расстояние и взя­тое направление (например, на север, восток или юго-запад). В полевую книжку записывают рассказы экскурсовода на фабрике, в колхозе или музее, беседы о районе маршрута с местным краеведом, охотником или другими людьми, хорошо зна­ющими эту местность. Запись — отражение того, что видел наблю­датель. Поэтому для юного географа или крае­веда крайне важно научиться наблюдать все интересное. А для этого надо знать, на что именно следует обращать внимание в турист­ском походе.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ