. Зачем нужно изучать случайные явления
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Зачем нужно изучать случайные явления

Зачем нужно изучать случайные явления

Приведенные примеры достаточно убеди­тельно показывают, что с игрой случая прихо­дится считаться в большинстве видов челове­ческой деятельности. Однако убедиться в этом— еще не означает, что становится ясной цель изучения случайных явлений. А ведь всегда полезно видеть, к чему следует стремиться, что может дать обществу вновь приобретенное знание. Мы постараемся выяснить этот во­прос на нескольких примерах.

Что может, скажем, дать нам знание зако­номерностей случайного прихода судов в порт? В первую очередь ясное представление о числе судов, с которыми придется иметь дело. А это уже многое. Действительно, руководитель пор­та должен так организовать работу, чтобы при­бывающие суда не простаивали в ожидании освобождения причала для погрузки или вы­грузки. Сколько нужно причалов, если известен грузооборот порта? Если мы поступим чисто арифметически, т. е. разделим количество пере­рабатываемых грузов на число часов в месяце и число тонн, которое в течение часа способны переработать механизмы порта, то такой под­счет будет ошибочным. Ведь при этом мы не уч­тем того обстоятельства, что моменты подхода судов случайны. Современная теория вероят­ностей позволяет произвести расчеты так, что будут учтены многие случайные факторы: под­ходы судов, случайные колебания длитель­ности обработки судна и пр. И при этом можно добиться такого положения, чтобы общая сумма затрат на содержание флота и причалов была минимальной. Таким образом, решение важной экономической задачи опирается на познание случайных явлений.

 Когда мы ставим какой-нибудь эксперимент или производим наблюдения, то нас в первую очередь интересует вопрос: сколько измерений нужно произвести или сколько раз следует поставить опыт, чтобы можно было быть уве­ренным в том, что полученный результат ока­жется достаточно точным? Поскольку наша задача состоит в том, чтобы уменьшить влияние случайных ошибок измерений, то для исклю­чения влияния случая мы должны знать законы случайных явлений.

Важное и часто встречающееся в практи­ческой деятельности использование наших знаний закономерностей случайных явлений проходит по такому пути: о составе большого числа предметов судят по сравнительно неболь­шой пробе (или, как часто говорят, «выборке»). Так, когда хотят составить представление о дли­не и крепости волокон хлопка, находящегося в кипе, то совершенно случайно выхватывают из этой кипы небольшой пучок (штапель). По результатам изучения длины и крепости волокон, содержащихся в штапеле, судят о ка­честве волокна во всей кипе. Этот способ дает прекрасные результаты. И исследование, про­веденное буквально над долями грамма, дает надежную основу для назначения последую­щего технологического процесса, которому должен быть подвергнут хлопок этой партии. Точно таким же способом судят о качестве боль­шой партии зерна по небольшой пробе, взятой из этой партии наудачу. В основе этих широко используемых практических методов лежат общие теоремы теории вероятностей, получив­шие название законов больших чисел.

При современном промышленном производ­стве зачастую нет возможности проверить ка­чество каждого отдельного изделия, так как либо этих изделий так много, что на их испы­тание необходимо потратить многие годы, либо изделия таковы, что при испытании приходят в негодность. Поэтому испытывают лишь не­большую долю продукции и по ней судят о ка­честве всей партии. Как следует выбирать такие доли продукции? Как много изделий при этом следует испытывать? Насколько точные резуль­таты при этом могут быть получены? Все эти вопросы таковы, что на них может дать опре­деленный ответ лишь наука о случае. И прак­тика в наше время этим ответом очень широко пользуется. Оказывается, что эти методы дают превосходные результаты, позволяющие эко­номить средства, материалы, труд и время.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ