Детская энциклопедия

Меню сайта











Математика стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока

II в. до н. э. — создание древнейшего дошедшего до нас китайского математического трактата «Матема­тика в девяти книгах», содержащего сведения по ариф­метике и геометрии. При решении задач в трактате при­меняется теорема Пифагора. Наиболее замечательным является единообразный метод решения системы ли­нейных уравнений. При этом появляются отрицательные числа, для которых формулируются правила сложения и вычитания. В трактате излагается также алгоритм вы­числения квадратных и кубических корней, аналогич­ный современному. Этот алгоритм в VII—XIII вв. был перенесен на случай вычисления корней общих уравне­ний третьей и четвертой степеней. Он совпадает в ос­новном с так называемой схемой Горнера, полученной в Европе в XIX в.

III в. н. э. — в трактате Сунь Цзы встречаются име­нованные десятичные дроби.

V VI вв. — создание в Индии десятичной пози­ционной системы счисления и введение в нее нуля как особой цифры.

499 г. — в астрономическом трактате Ариабхатты решается в целых числах неопределенное уравнение

ах +bу = с.

Около 628 г. — индийский астроном Брахмагупта, свободно оперируя отрицательными числами, дает единое правило для решения любого квадратного урав­нения. Он же формулирует правила действий с нулем, который благодаря этому становится числом, равно­правным с другими числами. Брахмагупта знал способ решения неопределенного уравнения

                                                                     ах2+1 = у2

в целых числах. Обоснование этого метода было дано Л. Эйлером и Ж. Лагранжем в XVIII в. Брахмагупта широко пользовался алгебраической символикой: спе­циальными знаками для обозначения неизвестных и их степеней, знаками для корня квадратного, для операций сложения и вычитания.IX в. — среднеазиатский ученый Мухаммед ал-Хорезми подробно объясняет правила действия с чи­слами, записанными в десятично-позиционной системе, и исследует квадратные уравнения. Слова «алгебра» и «алгоритм» впервые появились в переводе его тракта­тов. Первое из них означало операцию переноса членов из одной части уравнения в другую, а второе — иска­женное имя автора (ал-Хорезми Algorithmi) ; оно применялось первоначально только для обозначения правил вычисления по десятичной позиционной си­стеме.

XI в. — математик и поэт   Омар   Хайям в трактате по алгебре систематически исследует не только уравне­ния первой и второй степеней, но и кубические. Реше­ние их он строит геометрически при помощи пересечения параболы, гиперболы и окружности.

XIIв. — индийский ученый Бхаскара-акарья сфор­мулировал все правила действий с отрицательными чи­слами и специально   отметил,  что корень квадратный из отрицательного числа не имеет действительных зна­чений. Бхаскара отмечал также, что благодаря двузначности квадратного корня квадратное уравнение может иметь два решения.

XIII  в. — Насирэддин   Туей   систематически    из­лагает   .сферическую    геометрию,    исследует   все слу­чаи   решения   сферического   треугольника,   в   том  чи­сле и пр трем углам его,  развивает дальнейшие идеи Хайяма/ о сближении отношений с числами и подробно теорию составных частей.

XV в. — Гийяс ад-Дин Джемшид ал-Каши, рабо­тавший в обсерватории Улугбека близ Самарканда, вводит и систематически использует десятичные дро­би. Этим десятичная позиционная система была распро­странена для записи любых действительных чисел. Он вычислил число - с точностью до 17 десятичных знаков. Ал-Каши сформулировал в общем виде пра­вило возведения бинома в любую целую степень и опи­сал способ извлечения корня любой степени.

Летопись знаменательных дат развития математики

Зарождение математики

Возникновение математики как науки

Математика стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока

Математика европейского средневековья и эпохи Возрождения

Период математики переменных величин (ХVII-XVIII вв.)

Период современной математики (XIX-XX вв.)





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016