. Как управляют самолетом
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Как управляют самолетом

Как управляют самолетом

Управлять самолетом — это значит изме­нять его положение в полете или противодей­ствовать порывам ветра. Для этого используют как опору окружающий его воздух. Предполо­жим, что летчику нужно вывести самолет из горизонтального положения так, чтобы левое крыло оказалось ниже правого. Такое положе­ние называется креном влево. Для этого служат элероны — отклоняющиеся рули на крыле (рис. 14). Если элерон на правом крыле откло­нить вниз, увеличивая подъемную силу этого крыла, и одновременно отклонить вверх элерон левого крыла, самолет накренится влево.

Для управления по курсу (вправо, влево) служит руль направления. Он нахо­дится на вертикальном хвостовом оперении (на киле). А для продольного управления (вверх, вниз) служит руль высоты, рас­положенный на горизонтальном оперении. Для хорошего управления нужно, чтобы все рули были размещены как можно дальше от центра тяжести самолета. Поэтому элероны распола­гают на концах крыльев, а рули высоты и на­правления — на хвосте.

Рулем направления летчик управляет, на­жимая на педали. Нажал педаль под правой ногой — и руль направления принимает поло­жение, при котором самолет повернет в правую сторону. Элероны и руль высоты присоединены к одному рычагу — к ручке управления. Если летчик потянет эту ручку на себя, рули высоты отклонятся вверх. На хвосте возникнет аэроди­намическая сила, направленная вниз, которая и заставит самолет увеличить угол атаки. Если же летчик переместит ручку управления влево, то отклонятся элероны и самолет начнет кре­ниться влево. Ручку управления летчик дер­жит правой рукой, а левой управляет тягой двигателя и множеством различных приборов.

На большом самолете, которым управляет не один летчик, а целый экипаж (летчик, борт­инженер, радист, штурман), за приборами и двигателем есть кому смотреть, а летчик управ­ляет только самолетом. Вместо ручки управле­ния на таком самолете часто ставят штурвал, похожий на «баранку» в автомобиле.

На сверхзвуковых или больших дозвуко­вых самолетах у летчика не хватит силы, чтобы самому отклонять рули. Тогда в проводку управ­ления встраивают специальные сервомо­торы. Они-то и отклоняют рули, а летчик лишь вводит их в действие. Чаще всего такой механизм представляет собой цилиндр, в ко­тором масло под большим давлением (около 200 атм) перемещает поршень, связанный с ка­ким-либо из рулей.

Такой механизм называется бустером, а управление этого типа — бустерным. Тяга сервомотора достигает нескольких тонн, или десятков тысяч ньютонов, потребляемая мощ­ность — нескольких десятков киловатт.

Летчику приходится управлять рулями не только для того, чтобы совершить какой-нибудь маневр. Даже если самолет летит прямо, руль высоты, например, должен быть отклонен. Из механики известно, что для равновесия всяко­го тела необходимо, чтобы равнодействующая всех сил, действующих на тело, а также момент этих сил равнялись нулю. Подъемная сила кры­ла уравновешивает вес самолета, тяга двигате­ля — сопротивление, а момент подъемной силы на хвостовом оперении должен уравновешивать момент подъемной силы крыла относительно центра тяжести самолета (рис. 15).

Чем дальше в самолете расположен центр тяжести от точки приложения подъемной силы крыла, тем большая нужна подъемная сила на оперении. Может возникнуть мысль: а если рас­положить центр тяжести самолета как раз в том месте, куда приложена аэродинамическая подъемная сила? Ведь тогда управлять самоле­том будет очень легко. Оказывается, так посту­пить нельзя. Это опасно.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ