. Прочность и безопасность
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Прочность и безопасность

Прочность и безопасность

Каждый тип самолета должен пройти в спе­циальных лабораториях испытания на проч­ность. Если самолет выдерживает нагрузку боль­ше расчетной, это... очень плохо: конструкцию надо облегчить, чтобы самолет мог брать боль­ше горючего или груза.

Очень важно поэтому знать, какие на­грузки в полете будут действовать на само­лет. Эти нагрузки будут больше, если самолет должен выполнять различные маневры. Но даже тяжелые, неманевренные самолеты долж­ны выдерживать порывы ветра, скорость ко­торых на высоте около 11 км иногда достигает 200 км /час.

Самолет может разрушиться в воздухе не только от порыва ветра. Ведь конструкция са­молета не может быть, как говорят специалисты, абсолютно жесткой, и при определенных воз­действиях он деформируется. А при деформа­циях, например, крыла изменятся и аэродина­мические силы. На большой скорости и при неправильной конструкции изменения аэроди­намических и инерционных сил могут вызвать очень опасные колебания, которые за несколь­ко секунд способны разрушить самолет. Такое явление называется флаттером. Предот­вращение флаттера — трудная и сложная задача.

Пилотируя самолет, летчик должен быть уве­рен, что двигатель и все другие основные си­стемы работают нормально, что самолет нахо­дится в правильном положении, что скорость полета вполне допустима. Только тогда полет будет безопасным. Этому помогают различ­ные пилотажные приборы и специальные автоматические системы управления.

Самые важные из пилотажных приборов — указа­тель скорости, махметр, высотомер, авиаго­ризонт, компас. (Подробно об устройстве этих приборов и автопилоте рассказано в ст. «Тех­ника помогает водить самолеты)) в т. 5 ДЭ.)

Действия летчика в полете должны быть точными и быстрыми. Поэтому перед тем, как лететь на новом самолете, летчик много часов проводит в кабине, тренируясь в управлении. Для такой тренировки существует даже спе­циальное устройство — тренажер. Он со­стоит из кабины самолета, электрической счет­ной машины и экрана с проектором (рис. 17). Сигналы при отклонении рычагов управления подаются в счетную машину, которая опре­деляет, как при этом должен двигаться самолет. По сигналам счетной машины изменяются по­казания приборов и одновременно изменится изображение на экране. Если, например, летчик потянет ручку управления на себя, то сразу изображение горизонта на экране начнет опус­каться, как будто действительно самолет уве­личил свой угол атаки. Изображение на экран дается через подвижный проектор или с помощью телевизионной установки.

Однако, как бы хорошо ни был подготовлен летчик, при больших скоростях ему очень труд­но уследить за показаниями всех приборов. Чтобы облегчить ему пилотирование, особенно при длительных полетах, применяют автопи­лоты. Современные самолеты оснащены очень сложными и совершенными автопилотами, которые позволяют хорошо летать даже на ма­лоустойчивом самолете, надежно осуществлять посадку в тумане и т. д.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ