. Плавание под водой
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Плавание под водой

Плавание под водой

Наибольшая глубина в Мировом океане— 11 км. Подводные же лодки не могут опускаться ниже 250 м; их корпус не выдержал бы большое давление воды. Ведь на такой глубине на каждый квадратный сантиметр поверхности лодки давит сила примерно в 250 н. Давление здесь в 20 с лишним раз больше атмосферного. Образно говоря, подводная лодка движется только под самым «потолком» океана.

В еще худшем положении находится водо­лаз. Если его скафандр сделан из мягкой водо­непроницаемой ткани, то внешнее давление воды передается через ткань на человека. Ниже 150 м он опуститься не может. Поэтому был соз­дан жесткий скафандр. Он представляет собой как бы прочный футляр и защищает от давления воды. В нем водолаз дышит воздухом с нормаль­ным атмосферным давлением. Водолаз внешне напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Такие скафандры дают возможность опу­скаться до 250 м, но они неудобны для работы под водой. Их используют главным образом для осмотра предметов, лежащих на дне. Сейчас не­обходимость в них уже миновала: для осмотра дна используют телевизионные камеры, погру­жаемые на дно.

Человек издавна мечтал «акклиматизиро­ваться» в океане. В научно-фантастическом рома­не А. Р. Беляева «Человек-амфибия», написанном в 20-х годах, ребенку сделали операцию, после которой он мог дышать не только легки­ми, но и жабрами. На глазах у человека-амфи­бии были большие выпуклые очки, а одежда его состояла из сверкающей чешуи. В наши дни эта фантазия писателя уже близка к осуществлению. За последние годы большое развитие получило подводное плавание. Люди часами плавают под водой, изучая жизнь моря и его обитателей. На ногах у них резиновые ласты, глаза и нос закры­ты водонепроницаемой полумаской, а во рту мундштук, соединенный с находящимся за спиной аппаратом с баллонами сжатого возду­ха — аквалангом.

В переводе на русский язык «акваланг» — подводные легкие. Средняя плотность аквалан­гиста со всем его оборудованием очень близка к плотности воды. Изменяя объем воздуха в своих легких, аквалангист может в небольших пределах изменять свою плавучесть, т. е. под­ниматься или погружаться.

Аквалангисты спускаются под воду не толь­ко для исследования растительной и животной жизни океана, но и для подъема затонувших грузов, и для археологических работ. Плавание под водой и подводная охота на рыб стали новым видом спорта. Аквалангисты могут достигать глубин до 100 м.

Один из пионеров подводного плавания — француз Ив Кусто сконструировал подвод­ный скутер, который может тянуть человека под водой со скоростью 10 км/час.

Подводное плавание дает возможность изу­чать «потолок» океана. Но человек стремится обследовать и его дно. Сначала он проник глу­боко в океан в прочном металлическом цилинд­ре. Затем для глубинных исследований стали применять стальные шары — батисферы с ил­люминаторами из толстого кварцевого стекла. В батисфере человек защищен от давления воды стальной броней.

В 1934 г. американским ученым Вильяму Бибу и Отису Бартону удалось опуститься в ба­тисфере на глубину 923 м. Во время спуска они обнаружили новые виды рыб. С помощью батисфер были проведены многие интересные исследования. Однако у этих аппаратов есть большой недостаток: с кораблем они связаны тросом. Трос позволял батисфере передвигать­ся только по вертикали, а обрыв его неминуемо кончился бы гибелью исследователей.

Эти недостатки были преодолены, когда за изучение морских глубин взялся знаменитый исследователь стратосферы бельгийский профес­сор Огюст Пикар. Он сконструировал для погру­жения на большие глубины батискаф — подвод­ный стратостат.

В батискафе исследователи и приборы на­ходятся в стальной шарообразной гондоле; она укреплена под металлическим продолговатым «поплавком», который наполнен бензином. Плотность бензина — 0,8 г!см3, поэтому такой «поплавок» дает подводному кораблю запас плавучести.

Если бы в «поплавке» батискафа был воз­дух, как, например, в цистернах подводной лодки, то на глубине в несколько километров его надо было бы защитить от громадного дав­ления толстыми стальными стенками. Это сни­зило бы плавучесть. Бензин же почти несжи­маем, как и вода, и тонкие стенки «поплавка» лишь не дают бензину растечься в воде. Для по­гружения батискафа использован балласт из стальных дробинок. Они удерживаются в специальной камере электромагнитом и могут быть мгновенно выброшены.

30 сентября 1953 г. батискаф, в котором на­ходились Пикар с сыном, достиг глубины 3150 м. Исследователи пробыли под водой 2 часа 20 мин. и непрерывно вели киносъемку. На случай встречи с невиданными морскими чудовища­ми батискаф был снабжен глубоководной пушкой.

В другом батискафе, построенном во Фран­ции по проекту инженера Вильяма, 15 февраля 1954 г. Гуо и Вильям установили новый рекорд погружения, опустившись на глубину 4050 м.

Сейчас усовершенствованные батискафы ос­нащены двигателем и винтами и могут уже самостоятельно передвигаться в любом направлении. В последние годы в батискафе до­стигли дна океана в Марианской впадине — в самом глубоком месте на Земле. Толща воды здесь достигает 11 000 м.

В батискафе были сын Пикара Жак и аме­риканский моряк Дон Уолш.

Может показаться, что на большой глубине, под колоссальным давлением в 800—1000 атм (1 атм=1,013 бар), вода так сжата и вес ее в объеме батискафа так велик, что это помешает дальнейшему погружению. На самом деле не так. Ведь жидкости почти не сжимаются. Плот­ность воды на дне Марианской впадины лишь на 5/6 больше, чем у поверхности. Поэтому и выталкивающая сила мало меняется при увели­чении глубины.

Это можно проверить на опыте. Для него нужен пластмассовый сосуд и мелкокалиберная винтовка. В сосуд наливается до половины его объема вода. Пуля, попавшая в верхнюю по­ловину сосуда, проделает две аккуратные круг­лые дырки, и только. Выстрел в нижнюю часть сосуда разнесет его на части. Объяснить это можно так: пуля проходит через жидкость за очень короткое время; вода сжимается на величину объема пули, но не успевает подняться. Давление за это мгновение настолько возрас­тает, что сосуд разлетается на куски. Поэтому и подводная лодка гибнет, когда на некотором рас­стоянии от нее взрывается глубинная бомба. Практическая несжимаемость жидкости исполь­зуется и в батискафе. Толщина стальных стенок у полой гондолы равна 9 см, а у бензинового «поплавка» — всего нескольким миллиметрам.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ