Андрей Рублев

(ок. I360— ок. 1430)

Искусство Андрея Рублёва — гениального художника Древней Руси — одно из высших достижений русского и всего мирового искус­ства. Творчество Рублева пронизано идеями патриотической борьбы русского народа про­тив татар, стремлением к объединению Руси. В своей живописи Рублев воплотил эстетические и этические идеалы народа, его представ­ление о красоте, достоинстве и нравственном совершенстве человека. В традиционных обра­зах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле.

Рублев был монахом, долго—жил в Троице-Сергиевом— монастыре-— одном из крупных культурных центров Руси той поры (этот мо­настырь находится в Загорске под Москвой), а позднее — в Андрониковом монастыре в Москве.

В 1405 г. вместе с замечательными иконо­писцами Феофаном Греком (см. стр. 221) и Про­хором из Городца Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Мос­ковского Кремля. Некоторые иконы этого собора в сохранившемся до наших дней иконостасе обнаруживают руку Рублева. Ему приписываются также и миниатюры рукописи «Евангелия Хитрово» (названо по имени владельца; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве), среди кото­рых особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью красок изображение ангела. В 1408 г. вместе со своим старшим другом иконописцем Даниилом Черным Рублев рас­писал Успенский собор во Вла­димире. Сохранились фрески на те­му «страшного суда», который, по евангельскому преданию, ждет всех людей после смерти. Здесь Рублев отказался от традицион­ного устрашающего истолкования «страшного суда» как наказания человека за грехи. Создан­ные им образы апостолов полны снисхождения и любви к людям. Особенно выразительно при­ветливое русское лицо апостола Петра, ведущего праведников в рай. Необычайно изящ­ны и одухотворенны изображения трубящих ангелов. Иконостас собора сделан Рублевым также в содружестве с Даниилом Черным и другими мастерами (иконы из этого иконоста­са ныне хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Ленинграде).

Для звенигородского собора Успения «на Городке» Рублев вы­полнил так называемый Звенигородский чин: иконы Спаса, архан­гела Михаила и апостола Павла (Третьяковская галерея, Москва).

Вершина творчества Рублева — созданная около 1411 г. икона «Троица» (Третьяковская галерея, Москва). Пре­красны задумчивые фигуры трех ангелов, си­дящих за трапезой. Склонясь друг к другу, они как будто ведут тихую беседу. Религиозная символика иконы («троица» означает един­ство божества в трех лицах) не затемняет ее реального содержания. Мирсогласие, единоду­шие — вот к чему призывает художник своих соотечественников. Это содержание «Троицы» отражало стремление русских людей к объеди­нению Руси и к единодушному отпору врагам.

Круговая композиция расположения анге­лов, тонкая продуманность ритма плавных повторяющихся линий, изысканная грация силуэтов фигур сообщают этой иконе необычай­ную гармоничность. Очень красивы и чисты ее краски, особенно звонкий и нежный «голу­бец» (синяя краска). В сочетании с золотистыми тонами она как будто повторяет цвет синего неба. Эта икона была создана Рублевым в зрелую пору творчества, и в ней воплотились лучшие достижения русской живописи той эпохи.

После 1422 г. Рублев расписал фресками Троицкий собор в Загорске (эти фрески не сохранились) и вместе со своими учениками создал его иконостас.

Последние годы жизни Андрей Рублев и Даниил Черный были монахами Андроникова монастыря в Москве. Они вместе расписали фресками церковь Спаса этого монастыря, которые, к сожалению, не сохранились, — а это была последняя работа Андрея Рублева.

Здесь, в этом московском монастыре, умер великий художник. Здесь он и погребен.

В 1947 г. в бывшем Андрониковой монастыре организован Музей имени Андрея Рублева. В нем собраны и изучаются произведения древнерусского искусства.

Print Friendly, PDF & Email