Древнерусское искусство

Искусство Древней Руси охватывает не­сколько веков — от времен Ярослава Мудрого до эпохи Петра I.

У своих истоков древнерусское искусство было тесно связано с предшествовавшей ему культурой восточнославянских племен, кото­рые, в свою очередь, унаследовали многие ху­дожественные традиции скифо-сарматского ми­ра и античных колоний Северного Причерно­морья (см. ст. «Искусство народов нашей Родины в древности»). Искусство древних славян уже в первых веках нашей эры было очень разнообразно. Утварь, оружие, одежда укра­шались орнаментами; магические статуэтки от­ражали языческие верования, почитание сил природы — солнца, земли, стихий и живот­ных. Славяне сооружали сложные комплексы жилых домов, крепости, храмы и погребальные постройки из дерева, камня, глины и земли. Велико было мастерство плотников и резчиков. К X в. искусство славян достигло высокого совершенства. Киевская Русь была в это время мощным и богатым государством, центром русского ремесла и международной торговли. Рост новых городов, развитие феодального землевла­дения определили общий характер киевской культуры. Старая языческая религия славян­ских племен в 988—989 гг. уступила место еди­ной государственной религии — христианству. Это содействовало сближению Киевской Руси с Византией и странами Западной Европы. Ино­земную культуру русский народ перерабатывал в духе традиций своей культуры. Высшего рас­цвета искусство Киева достигло в годы правле­ния Ярослава Мудрого (1019—1054). Широко развернулось строительство, из дерева и камня возводились грандиозные монументальные соо­ружения (при раскопках обнаружены фунда­менты обширных дворцовых построек). При Ярославе Мудром границы Киева были раздви­нуты, сооружены новые земляные валы с камен­ными проездными башнями-воротами. Глав­ным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.). Это храм, имеющий в плане крест, с пятью полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. К западным углам собо­ра примыкают две могучие круглые башни с лестницами на хоры для князя и его свиты. Внутри собор отличается великолепием убран­ства: мозаикой, фресками, отделкой полиро­ванным и резным камнем, майоликой.

Этот монументальный каменный собор XI в. олицетворял величие и силу Киевского госу­дарства и являл собой согласованный ансамбль всех видов искусства. Роспись Софийского со­бора прославляла торжество христианства и мо­гущество государственной власти (портрет Яро­слава с его семейством).

Величественные каменные соборы с некото­рыми местными отличиями в XI в. были созданы также в Чернигове (Спасо-Преображенский, заложен ок. 1036 г.), Полоцке (Софийский, вто­рая половина XI в.), Новгороде (Софийский, 1045-1050).

Монументальная живопись Киева представ­лена фресками и мозаикой. Мозаики Ми­хайловского Златоверхого мо­настыря, созданные константинопольски­ми мастерами при участии русских во второй половине XI в., поражают изяществом пропор­ций фигур, красотой колорита. В более поздние эпохи мозаика уступила место фреске, техника которой допускала большую свободу художест­венных решений.

Мастера древнерусской живописи были стес­нены религией и строгими правилами иконо­графии, и все-таки они сумели в условных формах создать образы, отражающие действи­тельность, запечатлеть идеалы своего народа.

В Киевской Руси процветало прикладное искусство. Шитье, отделка оружия и доспехов, украшение утвари, окладов книг отмечены вкусом и мастерством исполнения. Успехи прикладного искусства объясняются высоким развитием всевозможных ремесел (Киевская Русь знала их свыше 60). Среди украшенных миниатюрами рукописей примечательны «Остромирово Евангелие» (1056—1057) и «Изборник Святослава» (1073).

Круглая скульптура не получила развития в Древней Руси, поскольку православная цер­ковь считала это искусство языческим. Русские мастера отдавали предпочтение плоскому рель­ефу, они переносили в резьбу по камню навыки и приемы древнего народного искусства резь­бы по дереву.

В XI — XII вв. усиливается феодальное дробление Руси. В отдельных городах и кня­жествах складываются местные художественные школы (Галич, Полоцк, Смоленск, Владимир, Новгород и др.).

В XII в. на основе киевского наследия бле­стящего расцвета достигает искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерно, что все виды искусства этого княжества — и жи­вопись, и скульптура, и зодчество — прони­заны идеями преодоления феодальной раздроб­ленности и объединения русских земель. Основные особенности владимиро-суздальского зодчества — сочетание гражданских и культо­вых зданий в одном комплексе, превосходное чувство пропорций, совершенство техники бело­каменной кладки, широкое использование де­коративных элементов (арочно-колончатые поя­са, скульптурные маски, резные рельефы и т. д.).

В годы правления Андрея Боголюбского (1157—1174) столицей княжества стал город Владимир. В первые 7 лет своего княжения Боголюбский предпринял здесь обширное строительство, было сооружено много зданий и оборонительных валов с деревянными и бело­каменными башнями. Одна из них — башня с проездной аркой, увенчанная надвратной церковью Золотые ворота (1164), со­хранилась до наших дней. Центром городского ансамбля был Успенский собор (1158—1161; перестроен после пожара в 1185— 1189 гг.). Это величественный шестистолпный храм стройных пропорций. Стены его украшены декоративными колонками, каменной резьбой и фресками. Среди доныне сохра­нившихся фресок можно увидеть работы замеча­тельного художника Древней Руси Андрея Руб­лёва (см. ст. «Андрей Рублев»).

В 1158—1165 гг. создается дворцовый ан­самбль в Боголюбове, а неподалеку, на реке Нерли, воздвигается в 1165 г. церковь Покрова Богородицы — один из лучших памятников русской архитектуры. Стройность, легкость и компакт­ность, а также подчеркнутая вертикальность всех линий делают этот храм необычайно изящ­ным и устремленным ввысь. Декоративные дета­ли и резные украшения оживляют белокамен­ную поверхность стен.

В сходном по типу одноглавом четырехстолпном Дмитриевском соборе во Владимире (1193—1197) больше массивности. Собор входил некогда в состав княжеского дворца и торжественностью своего облика сви­детельствовал о могуществе заказчика — князя Всеволода III (1176—1212). Стены собора богато украшены резными рельефами. Среди изобра­жений святых, растений и зверей помещен портрет князя с сыновьями, есть и фольклорные образы. Все это сообщает облику здания зем­ной, жизнеутверждающий характер. Композиция рельефов нередко напоминает народные вышивки, а их обработка — деревянную резь­бу. Владимирские соборы — образец органи­ческого слияния скульптуры с архитектурой.

Дмитриевский собор был также расписан фресками. В иконах этой эпохи проявляется тонкое колористическое мастерство. Образы святых нередко наделяются чертами русских людей (иконы «Знамение», начало XIII в., «Дмитрий Солунский», конец XII — начало XIII в.),

В XIII в. татаро-монгольское нашествие прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные достижения и вдохновлявшие его идеи объеди­нения Руси подхвачены и развиты позднее искусством Москвы.

Совсем иным было искусство Новгорода и особенно новгородское зодчество начала XII в. В нем усиливается проявившееся уже в новгородском соборе Софии стремление к строгости и лаконизму форм. Собор Антониева монастыря (1117) и особенно суровый и мощный Геор­гиевский собор Юрьева мона­стыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы.

В середине второй половины XII в. культура Новгорода, ставшего в 1136 г. феодальной рес­публикой, делается более демократичной (см. ст. «Господин Великий Новгород»). В художественных вкусах новгородцев прояви­лась их любовь ко всему строгому, простому, но сильному, мужественному и выразитель­ному. В XII в. многочисленные каменные хра­мы сооружались обычно на средства городских общин, бояр или купцов. Это небольшие одно­главые постройки кубического типа с тремя апсидами. Новгородские строители не стреми­лись к геометрической правильности. Кривиз­ной линий, неровностью плоскостей они под­черкивали осязаемость стен, мощь массы. Мо­нолитные объемы их построек достигают почти скульптурной пластичности. Внутри эти храмы предельно просты. Типичные постройки такого рода — церкви Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII в.) и Спаса на Нередице (1198). Фресковая роспись этих церквей примечательна суровой мощью образов.

Географическое положение Новгорода по­могло ему в период татаро-монгольского наше­ствия избежать разорения и сохранить незави­симость, победа над шведами и ливонским орденом усилила его могущество.

Каменное строительство, приостановленное военными событиями, оживляется в конце XIII в. Но храмы этого периода имеют уже иной вид, чем раньше. Во второй половине XIV в. складывается классический тип новго­родского храма, представленный церквами Федора Стратилата (1360—1361) и Спаса на Ильине улице (1374), имеющими совершенно новый облик. Неодно­кратно перестраивался в XII — XIV вв. нов­городский детинец (кремль). В 1335 г. началось строительство стен и башен внешнего пояса укреплений.

Живопись в Новгороде до­стигла очень высокого подъема. Новгородские фрески XIV в. отличаются эмоциональной на­пряженностью, смелой трактов­кой движения, свободой живо­писного исполнения. Примеча­тельны по силе внутренней взволнованности фрески церк­ви Спаса на Ильине улице, выполненные обрусевшим уро­женцем Византии Феофаном Греком (см. ст. «Искусство Ви­зантии»), а также фрески церк­вей Федора Стратилата и Успе­ния на Волотовом поле.

Иконопись Новгорода пере­жила высший расцвет в XV в. Контрастное сопоставление чис­тых, ярких цветов, особенно красного и белого, придает колориту новгородских икон особую напряженность. Им при­сущи также лаконизм компози­ции, обобщенность и выразительность силуэтов. Иной раз в иконные ком­позиции проникают живые реалистические сценки («Деисус с молящимися новгородцами», 1467), а в миниатюрах рукописей орнамент нередко сочетается с юмо­ристическими и бытовыми изображениями. Новгородскому искусству во многом близка художественная школа Пскова, также избежавшего тягот татаро-монгольского ига. Для архитектуры Пскова, как и для архитектуры Новгорода, характерны простота форм, скром­ность украшений, тесная связь с народной традицией. Такова, например, церковь Василия на Горке (1413) и др.

Живописи псковских иконописцев XIII — XIV вв. свойственны фольклорное простодушие образов, яркие краски, динамика композиции. Среди монументальных росписей особенно зна­чительны фрески собора Мирожского монастыря (ок. 1156), Снетогорского монастыря (1313) и церкви в Мелётове (1465).

С конца XIV в. ведущая роль в художествен­ной культуре переходит к Москве, возглавив­шей объединение русских земель и борьбу за освобождение от татаро-монгольского ига.

При Иване I Калите были возведены деревянные укрепления Московского Кремля и первые каменные соборы — Успенский и Архангельский (они не сохрани­лись; церкви того же названия, которые находятся на их месте ныне, выстроены позднее). Особенно усилилось каменное строительство после победы в Куликовской битве (1380). Идеи объединения Руси, духовного единства русских людей, вера в человека вдохновляют в этот период гениального живописца Анд­рея Рублева.

С образованием централизованного мощ­ного Московского княжества возрастает роль монументального искусства, прославляющего силу и величие государства. В Москве создает­ся замечательный ансамбль Кремля. К его строительству привлекаются лучшие зодчие других городов, а также итальянские архитек­торы. В 80—90-е годы XV в. артель русских мастеров, возглавляемых итальянцами М. Руффо и П. Солари, строит кремлевские кре­постные стены с башнями (ны­нешние шатровые1 покрытия сделаны в XVII в.) н Грановитую палату. Аристотель Фиораванти возводит Успен­ский собор (1475—1479); Алевиз Новый сооружает Архангельский со­бор (1505—1509). Псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Выстроенная в 1505 —1508 гг. колокольня «Иван Великий» (архитектор Бон Фрязин; надстроена в 1600 г.) становится гос­подствующим высотным сооружением Кремля и завершает его ансамбль.

Развивающаяся под влиянием искусства Андрея Рублева московская живопись XV-XVI вв. отличается утонченностью, красотой композиции, светлой радостной красочной па­литрой (мастер Дионисий и его сыновья — Вла­димир и Феодосии).

По образцу Московского Кремля сооружа­лись крепости других городов — Нижнего Нов­города (1500—1511), Коломны (1525—1531), Тулы (1514—1521). Развивается монастырское и гражданское каменное строительство. Приме­чательно решительное обращение к формам народного деревянного зодчества. Шатровые по­стройки из дерева послужили прототипами ка­менных зданий башнеобразной композиции с шатровым покрытием. Замечательные образцы таких зданий — церковь Вознесения в селе Коломенском (1532, ныне в черте Моск­вы) и всемирно из­вестный храм Василия Блажен­ного на Красной площади в Москве (по­строен в 1555—1560 гг. в память взятия Ка­зани; зодчие Барма и Посник Яковлев).

В живописи XVI в.— фресках и иконах — развивается повествовательность, усиливаются жанровые моменты, интерес к бытовым дета­лям. В конце XVI в. складывается так назы­ваемая строгановская школа ико­нописи, отличающаяся ювелирной тщательно­стью письма, тонкостью рисунка. Ее заслуга — введение в иконы мотивов пейзажа.

В середине XVI в. печатники Иван Фёдо­ров и Петр Мстиславец (см. ст. «Перво­печатник Иван Федоров») создают первые печатные книги — «Евангелие» (1556), «Апостол» (1564), а вместе с ними и первые гравюры на дереве. Развиваются и все виды прикладного искусства — шитье, юве­лирное дело, литье, чеканка и т. п.

XVII столетие в истории Русского государст­ва ознаменовалось бурными историческими со­бытиями. Вместе с тем XVII век был периодом интенсивного экономического развития Рус­ского государства и ослабления влияния церк­ви. Растет национальное самосознание, разви­вается светская культура, расширяются зна­ния и кругозор людей. В архитектуре появля­ется стремление к свободной планировке, живо­писности композиции и богатству убранства. Эти черты видны и в гражданской и в церковной архитектуре Москвы (Терем­ной дворец Московского Кремля, 1635—1636; церковь Троицы в Ни­китниках, 1628—1653, и др.), а затем и в архитектуре других городов, прежде всего богатых торговых центров — Ярославля, Кост­ромы, Мурома.

Очень разнообразны и живописны декора­тивные элементы архитектуры — кокошни­ки, наличники, порталы. Ши­роко применяются резьба и цветные изразцы.

Монументальная живопись второй поло­вины XVII в. (в церквах Яро­славля, Ростова Великого, Ко­стромы) отличается сказочной занимательностью, пестротой и нарядностью красок, узорностью и свободой композиции.

Во всех видах изобразитель­ного творчества этого периода усиливается тенденция к свет­ской жизнерадостности, кото­рая облегчает развитие новых реалистических форм искусства в эпоху петровских реформ, открывающих следующий этап нашей культуры (см. ст. «Рус­ское искусство XVIII в.»).

* * *

На всем протяжении своего сложного и длительного разви­тия — с X до конца XVII сто­летия — древнерусское искус­ство было тесно связано с исто­рическими судьбами народа, с его борьбой за независимость, с укреплением его национального самосознания. Даже в услов­ных символических образах и формах религиоз­ного искусства художники Древней Руси суме­ли воплотить идеалы и мечты своего народа. Их произведения запечатлели народные пред­ставления о добре и справедливости, о достоинстве человека и красоте природы. Различные стороны русской жизни, различные историче­ские моменты отражены и в нарядных белока­менных храмах Владимира и Суздаля, и в суро­вой мощи крепостных сооружений Новгорода и Пскова, и в духовном горении святых отшель­ников Феофана Грека, и в просветленном спо­койствии рублевских ангелов. Искусство Древ­ней Руси — блестящая страница летописи на­шей национальной культуры. Прочесть ее дол­жен каждый, кому дороги жизнь и деяния наших предков, славное прошлое Родины.

1 Этот термин объяснен в словаре-указателе.

Print Friendly, PDF & Email