Петропавловский Собор

Над гладью Невы, над серой горизонталью стен Петропавловской крепости поднимается грандиозный золоченый шпиль колокольни Петро­павловского собора.

Едва была заложена крепость и работные люди стали насыпать ее первые земляные стены, как 29 июня 1703 г. (в день праздника апосто­лов Петра и Павла, по церковному календарю) началось строительство первого Петропавловского собора. Он был деревянный, «о трех шпицах», расписанный под желтый мрамор.

Когда Санкт-Петербург стал сто­лицей Российской империи, Петр I приказал «строить каменный собор Петра и Павла, с колокольней выше «Ивана Великого». (Высота коло­кольни Петропавловского собора 122,5 м. Это и до сих пор самая высо­кая архитектурная точка Ленинграда.) Собор был построен в 1712 —1733 гг.

по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини, воздвигнувшего тогда многие здания Петербурга.

Петропавловский собор — один из шедевров русской архитектуры начала XVIII в. (петербургское барокко). Фасады его украшает только игра света и тени на ступенчатом карнизе и лепных головках над окнами. Уди­вительно стройная по пропорции трехъярусная колокольня плавно соединяется с основным объемом зда­ния круто изогнутыми завитками — волютами. Шпиль обшит мед­ными позолоченными листами. На конце шпиля крест, вокруг которого поворачивается по ветру флюгер — изображение ангела, с размахом крыль­ев 3 м 80 см. Три этажа колокольни занимают старинные часы — куранты. Механизм их сохранился без изме­нения. До Октябрьской революции куранты играли царский гимн, потом они долгие годы молчали, а с 1952 г. одиннадцать колоколов автоматически 4 раза в сутки ис­полняют мелодию Гимна Советского Союза.

Петропавловский собор страдал от пожаров и наводнений. В 1830 г. во время урагана у флюгера-ангела ото­рвало крыло, покосился крест. Крепо­стной кровельщик Петр Телушкин взобрался на шпиль без лесов, без лестниц, и выполнил все ремонтные работы. Недаром об этом русском человеке, о его подвиге, смекалке и отваге в народе до сих пор ходят легенды.

Собор неоднократно ремонтиро­вался, и его внешний вид и внутреннее убранство были искажены. Во вре­мя блокады Ленинграда в 1941 — 1944 гг. Петропавловский собор силь­но пострадал от осколков, мороза, сырости. В 1957 г. начался первый, по-настоящему научный ремонт собо­ра. Трудом советских мастеров-рестав­раторов Петропавловский собор восстановлен в своем первоначальном виде. Большие широкие окна пропускают много света и воздуха, высокие своды опираются на мощные стол­бы — пилоны, которыми собор внутри разделен на три прохода — нефа. Это необычный план. Как правило, русская церковь строилась так, чтобы в плане ее был равноко­нечный крест. И по внутреннему убранству Петропавловский собор на­поминает скорее не церковь, а наряд­ный зал из особняка начала XVIII в. На стенах, окрашенных в светлые бирюзовые и розоватые тона, трофей­ные знамена, взятые в сражениях со шведами и турками. В Петропавловском соборе можно увидеть первые образцы русской скульптуры. Своды расписаны гирляндами цветов, орна­ментами. Это работа опытных мастеров Михаила Негрубова и других — учеников Художественной школы при Оружейной палате в Москве.

Особую историческую ценность представляют картины над карнизом художников XVIII в. Андрея Матвеева, Михаила Захарова, Василия Ерошевского и др. Картины на евангельские сюжеты написаны на холсте масля­ными красками, в них передается глу­бина пространства, естественное освещение.

Но прежде всего входящих в собор поражает иконостас (стена для икон)— настоящее чудо русского, уходя­щего в глубину веков национального искусства.

Иконостас вырезан из дерева и вызолочен артелью мастеров-рез­чиков в 1722 — 1726 гг. Высота ико­ностаса 20 м; легко, смело входит он в купол собора, как бы соединяясь с его архитектурой.

Петропавловский собор — усы­пальница Романовых. В нем похоро­нены русские императоры от Петра I до Александра III и члены царской семьи. Это образец русской архитек­туры, живописи, скульптуры первой половины XVIII в.

Print Friendly, PDF & Email