Цейлон. Шри-Ланка
Цейлоном называется и остров и молодое государство на юге Азии. Площадь его— 65,6 тыс. км2. Население — 11,5 млн. человек. Государственный язык — сингальский.
Природа Цейлона поражала своей роскошью всех приезжавших сюда путешественников, и они не скупились на похвалы: «изумруд, подвешенный к Индостану», «райский остров» и будто бы… первое прибежище Адама и Евы на земле после изгнания их из рая. Одна из красивейших вершин острова так и названа Адамовым пиком, а гряда коралловых рифов, перегородившая цепью островков и мелей Полкский пролив,— Адамовым Мостом.
Три четверти острова — равнина, словно выстроганная в ходе миллионнолетних процессов выравнивания. И только в центре острова возвышается ступенчатое нагорье с крутыми склонами. Участки выровненных поверхностей встречаются и здесь, но они подняты на разные уровни.
Разломы древнейших недр происходили в недалеком геологическом прошлом, поэтому многие реки еще спрыгивают водопадами с уступов, не успев прорезать ущелья.
Над верхними плоскогорьями высятся грубо обрубленные вершины, в том числе пирамидальный Адамов пик. На его вершину совершают восхождения толпы паломников разных верований, чтобы поклониться «священной» вмятине на камнях. Буддисты считают ее следом ноги Будды, индуисты — отпечатком пяты бога Шивы, а мусульмане — оттиском ступни Адама.
Высочайшая вершина Цейлона — гора Пидуруталагала, похожая на каравай. Она постепенно поднимается над плоскогорьями до 2524 м над уровнем моря.
Остров лежит недалеко от экватора, поэтому и климат здесь жаркий, почти экваториальный. Материк совсем рядом, и с него в зимние месяцы дуют сухие северо-восточные ветры — континентальный муссон. Цейлона эти ветры достигают, «надышавшись» влагой Бенгальского залива и отдают ее первым же возвышенностям. Поэтому для севера и востока острова зима — влажный сезон. А летом ветры устремляются в сторону прогретого континента — это океанический муссон. Он поит обильными дождями юго-запад Цейлона. Кроме того, остров орошают поздневесенние и раннеосенние зенитальные дожди, называемые так потому, что послеполуденные дождевые тучи образуются в те месяцы, когда солнце достигает зенита.
В итоге на влажном юго-западе за год выпадает около 2000 мм осадков, а на более сухом северо-востоке — лишь 1000 мм. На вершины нагорья, которым достается влага от обоих муссонов и где дожди бывают поэтому круглый год, выливается пятиметровый слой воды.
Цейлон — остров вечного лета. Здесь в любое время года жарко, на низменности температура почти никогда не бывает ниже +26°, и только на верхних плоскогорьях можно отыскать прохладные места с климатом вечной весны. Тут созданы комфортабельные курорты; наиболее известен среди них Нувара-Элия («Город света»).
В предгорьях и на равнинах природа напоминает роскошные тропические сады с красными дорожками. Тропинки среди чайных плантаций, да и вся почва, тоже красные — это результат характерного для жарких стран латеритного (красноземного) почвообразования.
Дождливый юго-запад Цейлона когда-то славился девственными влажнотропическими лесами. Сейчас уцелели лишь ничтожные их участки в заповедниках да на самых крутых склонах — только здесь можно видеть многоярусный лес из сотен видов деревьев с висячими воздушными и стоячими досковидными корнями. Это саговники, терминалии, смоковницы, древовидные папоротники и др. Все деревья увиты тенетами лиан, среди них особенно примечательна лазающая пальма ротанг. К ветвям деревьев лепятся причудливые орхидеи.
Уже с 70-х годов XIX в. эти роскошные леса пошли под топор, и на месте дебрей появились кофейные плантации колонизаторов. Однако кофейное дерево на Цейлоне не прижилось, и вскоре все плантации кофе погибли. Они были поражены местным грибком, с которым тогда не умели бороться. Но плантаторы насадили на расчищенных склонах чайный куст, и теперь все влажные склоны нагорья вплоть до высоты 2 км — это грандиозная чайная плантация, занятая вечнозеленым плюшевым ковром из чайных кустов. Цейлон — крупнейший в мире после Индии поставщик чая.
У подножия нагорья чайный ландшафт сменяется по виду лесным, но в действительности это не леса, а культурные лесосады, т. е. тоже плантации: повыше — рощи каучуконоса гевеи, а ниже и ближе к морю — насаждения высокоствольных кокосовых пальм. Натуральный каучук и продукты, которые дает кокосовая пальма,— важнейшие после чая товары экспорта Цейлона.
Юго-запад острова густо заселен. На десятки километров во все стороны от столицы Коломбо среди пальмовых садов тянутся города и селения. Совсем другой мир — север и восток Цейлона. Другой не только потому, что это низменность. При взгляде с самолета видно, что равнина здесь почти сплошь покрыта лесом. Лес невысокий, теряющий листву в сухой сезон. Мы привыкли видеть деревья обнаженными в холодное время года. В сухотропических джунглях Цейлона нагие кроны выглядят особенно мертвенно при палящем солнечном зное.
В этих лесах до сих пор обитают легионы обезьян, мелкие олени и оленьки, леопарды, лемуры, сотни ярко окрашенных птиц, огромные бабочки. Сохранились на Цейлоне и слоны — не только домашние, рабочие, но и дикие. Их насчитывают до 700 голов.
Леса равнин густы и непролазны, но все-таки это не девственные джунгли: в древности и даже в средние века большая часть цейлонских равнин была обжита и возделана. Сингалы — выходцы из Северной Индии, населившие древний Цейлон,— были большими мастерами искусственного орошения. Они создали тысячи водохранилищ, чтобы перехватывать воду у рек, питаемых обильными дождями нагорья и пересекающих засушливую равнину. Одна за другой сменяли друг друга древние столицы Цейлона: Анурадхапура, Сигирия, Полоннарува. До наших дней сохранились среди развалин этих городов замечательные произведения древней архитектуры, скульптуры, красочной наскальной живописи. Очень выразительны статуи Будды, его учеников и цейлонских царей. Особенно внушительны дагобы — каменные надгробия куполообразной формы высотой до 100 м.
Незабываема прелесть «небесных фей», изображенных в красках на скалах Сигирии еще в V в. н. э.
Древнесингальская культура рухнула под натиском тамилов — воинственных пришельцев из Южного Индостана. Сингалы были оттеснены на юг, к нагорью. Но северные завоеватели не укоренились на Цейлоне. Теперь их дальние потомки населяют преимущественно северную и восточную часть острова. Ирригационные сооружения на равнине были разрушены, и заброшенные поля зарастали унылыми чащами субтропических деревьев. Только бесчисленные водные зеркала — остатки прежних водохранилищ — да руины бывших столиц рассказывают об исчезнувшей культуре древних сингалов.
Для нагорья, куда переселились сингалы, навыки равнинных земледельцев-рисоводов были мало пригодны, и жизнь их стала и трудней и бедней. Но еще более тяжкой бедой, приведшей к большому упадку хозяйства и культуры, было появление европейских колонизаторов на Цейлоне.
В начале XVI в. у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Полтораста лет португальцы грабили остров; они вывозили отсюда перец, корицу, копру, драгоценные камни. В начале XVII в. сюда стали проникать голландцы, в дальнейшем сумевшие вытеснить португальцев. На лучших землях, отнятых у жителей, колонизаторы создали плантации коричного дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих плантациях.
В конце XVIII — начале XIX в. Цейлон был завоеван англичанами. Новые хозяева еще полтора столетия эксплуатировали народ. Завезенные из Индии батраки-тамилы обрабатывали плантации чайного куста, каучуконосов, а плоды их труда доставались иноземным владыкам.
Народ не раз поднимался на борьбу против угнетателей, но колонизаторы безжалостно подавляли восстания. Особенно усилилась борьба цейлонцев за свободу под влиянием Октябрьской революции в России. В 1919 г. была организована партия Цейлонский национальный конгресс, а в 1935 г.— Социалистическая партия. Последовательную борьбу за свободу и независимость проводит Коммунистическая партия Цейлона, сформировавшаяся в 1943 г.
Особенно усилилось сопротивление колонизаторам после второй мировой войны. В 1948 г. национально-освободительная борьба народа вынудила англичан предоставить Цейлону независимость с правами доминиона, входящего в Содружество наций. Главой государства является королева Великобритании; от ее имени на Цейлоне действует генерал-губернатор. С первых лет независимость Цейлона оказалась неполной — к власти пришла реакционная партия ставленников английских империалистов. В 1956 г. на выборах в парламент победила более прогрессивная буржуазная Цейлонская партия свободы во главе с Соломоном Бандаранаике. Она выдвинула программу широких демократических реформ. Цейлон встал на путь независимой политики, установил дружеские отношения с Советским Союзом и другими социалистическими странами, занял позицию неприсоединения к военным блокам.
В 1959 г. агенты реакционеров убили Соломона Бандаранаике, но и это не заставило Цейлон свернуть с пути активного нейтралитета. В течение нескольких лет ту же политику продолжала его вдова Сиримаво Бандаранаике — первая в мире женщина премьер-министр. Под ее руководством Цейлон добился определенных успехов в обеспечении экономической независимости, избавился от многолетней власти англо-американских нефтяных компаний. Теперь само государство ведет торговлю нефтепродуктами.
После выборов 1965 г. к власти пришли представители консервативной партии. Цейлонская партия свободы и левые прогрессивные партии перешли в оппозицию к правительству.
Большинство жителей Цейлона — сингалы, народ с европеистами чертами лица, но с бронзовым, до коричневого, цветом кожи. Сингалов около 9 млн. Господствующая религия у них — буддизм. Более 2 млн.— выходцы из Южной Индии — тамилы, принадлежащие к более темнокожей, негроидной расе дравидов. Большая часть тамилов — последователи индуистской религии, они поклоняются, как и индусы, многим богам (Шиве, Вишне, Лакшми и др.), но часть тамилов исповедует ислам. Торговлей и мореплаванием заняты многочисленные потомки давних поселенцев-арабов, так называемые мавры, также исповедующие мусульманскую веру. Своеобразна еще одна небольшая группа населения — бюргеры — потомки голландцев, смешавшихся с местным населением. Бюргеры, часть сингалов и тамилов, особенно в столичном районе, исповедуют христианство — католичество. Католическая церковь активно поддерживает реакционные партии.
В лесах восточной части острова живет совсем малочисленное племя веддов—древнейших коренных обитателей Цейлона.
Колонизаторы создали на острове однобокое хозяйство: лучшие земли они заняли под плантации для производства на экспорт чая, каучука и копры. Поэтому своего риса цейлонцам. хватает только наполовину, остальное приходится закупать. Теперь страна взялась за раскорчевку джунглей и восстановление ирригационных систем. Дело это нелегкое и дорогое, но, если полностью возделать северные и восточные равнины, остров может дать рис с избытком.
На Цейлоне есть промышленность, но это преимущественно мелкие фабрики, перерабатывающие то, что дают плантации,— чай, каучук, кокосовое масло. Из недр острова добывают графит, слюду и прославленные цейлонские самоцветы — рубины, сапфиры, лунные камни. Рядом океан, но рыболовство и рыбная промышленность слабо оснащены техникой, так что значительная часть рыбы все еще привозится извне.
Монтаж прокатного стана на металлургическом заводе, который строится при содействии СССР.
В последние годы Цейлон приступил к созданию более мощных промышленных предприятий. Поднимать экономику страны помогли дружественные страны. Немалую помощь Цейлону уже оказал и продолжает оказывать Советский Союз. Наши инженеры, геологи и гидротехники участвуют в строительстве предприятий, с их помощью в двух районах раскорчеваны джунгли под плантации сахарного тростника и хлопчатника. Советский Союз выстроил для Цейлона металлургический и шинный заводы. Частыми гостями на острове стали советские писатели, художники, артисты, преподаватели.
Избавленный от колониального гнета, народ Цейлона с увлечением и подъемом строит свое хозяйство, свою национальную культуру. На русский язык переведено уже несколько произведений крупнейшего писателя Цейлона — Мартина Викрамасингхе. Несколько раз показывали свое искусство в Москве и других городах нашей страны цейлонские художники и танцоры.
На весь мир прославился мальчик Сенака Сенанаяке, ему в 1967 г. исполнилось 16 лет. Картины, написанные им в возрасте 7 — 11 лет, выставлялись в десятках стран. Видели их и москвичи.
Столица страны — Коломбо. Это главный промышленный, торгово-финансовый и культурный центр, один из крупнейших портов Индийского океана. Он возник на перекрестке мировых морских путей (из Кейптауна к Сингапуру, от Суэца в Австралию). Утопающий в зелени город вмещает около полмиллиона жителей. Его деловой, внешне европейский центр называется Фортом (он вырос на месте крепости). А рядом — колоритные восточные базары, кварталы богатых особняков — бенгалоу, в пригородах — скромные рабочие домики. Улицы заполнены красочно одетыми людьми. На мужчинах длинные белые саронги, напоминающие юбки; женщины — в изящных кофточках и разноцветных сари индийского типа.
Еще сохранившиеся рикши перевозят пассажиров, впрягшись в оглобли двуколок. Горбатые бычки зебу тащат арбы. И тут же современная техника — двухэтажные автобусы, множество автомобилей и особенно велосипедов, неоновые рекламы. Аэродромы близ Коломбо — узлы местных и международных авиалиний. Из Коломбо во многие места острова ведут превосходные шоссе и железные дороги. Лучшая и самая популярная трасса проложена в Канди — старосингальскую столицу нагорного Цейлона, где находится почитаемый буддистами всего мира храм Святого Зуба (будто бы зуба Будды!). Неподалеку, в городе Перадения, работает университет, а рядом находится мирового значения большой ботанический сад — энциклопедия тропической и экваториальной флоры.
Цейлонцы любят свой остров. Свободный от колониальной зависимости, народ прилагает все усилия, чтобы сингальское название Цейлона «Ланка» («Благословенная») относилось не только к природе острова, но и к его общественному устройству, к культурной и хозяйственной жизни страны.