.
Меню сайта
|
КАК ПОЛУЧАЮТ И ОБРАБАТЫВАЮТ МЕТАЛЛЫ. Непрерывное преобразование металлаКАК ПОЛУЧАЮТ И ОБРАБАТЫВАЮТ МЕТАЛЛЫ. Непрерывное преобразование металлаУдивительные изменения испытывает металл, сока он превратится из руды в чугун, сталь, медь, алюминий, а затем воплотится в машину, засверкает блеском на крыльях комфортабельных автомобилей, чудесных пассажирских лайнеров. Преобразование металла от руды до детали— процесс сложный и длительный. Максимально сократить его, ускорить путь к получению готовой машины — вот задача, которую решают советские ученые. Видная роль в этом принадлежит металлургии, и в частности современной прокатной технике, над созданием которой трудится коллектив Всесоюзного научно-исследовательского института металлургического машиностроения. В прокатку поступают громадные металлические слитки весом в десятки тонн, полученные после выплавки в доменных и мартеновских печах. На одних прокатных станах из этих слитков получают квадратные заготовки — блюмы и плоские — слябы, на других из блюма делают круглые заготовки, из сляба — листы, на третьих — рельсы, ленту, трубы. Отсюда и названия станов: заготовочные, листовые, трубные, рельсобалочные и др. За последние два десятилетия советским исследователям и конструкторам удалось создать много высокопроизводительных прокатных станов. Характерная их особенность — высокая скорость. Стан для прокатки тонкой ленты может ежесекундно выдавать до 35 м готовой продукции. Металл движется сквозь него со скоростью самого быстрого скорого поезда—125 км/час. Причем самой высокой скоростью в мире обладают спроектированные в нашей стране непрерывные агрегаты печной сварки труб, работающие на Челябинском и Таганрогском металлургических заводах. Каждый такой агрегат — это цех-великан, внутри которого в одной технологической линии работают десятки взаимодействующих машин. У агрегата почти безлюдно. Управляет сложным процессом один оператор. На всем пути изделия, равном 320 м, к агрегату не прикасается рука человека — все операции механизированы и автоматизированы. Бесконечно плывет стальная лента. По мере ее движения машины нагревают ленту, формуют ее, сваривают в трубу, вытягивают в длину, уменьшают в диаметре, калибруют, разрезают на одинаковые части, нарезают резьбу, надевают муфты. Ежеминутно стан выдает 500 м водопроводных труб. Прокатка вышла за пределы металлургии. Все увереннее вторгается она в самые различные области машиностроения, открывая перед машиностроителями заманчивые перспективы. Немало лет потратили ученые на то, чтобы создать машины, которые могли бы «лепить» из металла изделия для самых разнообразных машин. И эта задача успешно разрешена. Учеными Всесоюзного научно-исследовательского института металлургического машиностроения впервые в мире разработана оригинальная технология изготовления машиностроительных изделий круглой и конусной формы на прокатных станах. Один из таких станов работает на Московском заводе малолитражных автомобилей. Приводные валки, стремительно вращаясь, обжимают раскаленное тело заготовки, вписывая его в форму и размеры будущего изделия — автомобильные полуоси. Прокатка вытеснила трудоемкие операции: ковку на специальных прессах и механическую обработку на токарных станках. Московский завод — не исключение. На таких же станах в Коломне получают шпиндели текстильных веретен, в Минске — тракторные полуоси, в Днепропетровске — 70 изделий для тракторов, а также для электродвигателей, буровых машин. Общая экономия от внедрения трехвалковых станов — 300 тыс. рублей в год. Так выглядит сегодняшний день отечественного прокатостроения. А перспектива? Она определена Программой партии, предусматривающей значительный рост производства стали и проката. Одна из важнейших задач — создание автоматических агрегатов, совмещающих разливку с прокаткой металла .Такие агрегаты будут оснащены устройствами программного управления. Пользуясь электронными приборами, оператор сможет регулировать температуру нагрева, менять скорости прокатки, поддерживать ее строгий технологический режим. Разрабатывается и такой агрегат, на котором из жидкого металла можно получать чугун, затем перерабатывать его в сталь, а из стальных слитков изготовлять проволоку диаметром до 6 мм. Внедрение непрерывных процессов в металлургию и машиностроение имеет огромное значение для все более широкой механизации и автоматизации всех видов производства. А это, как известно, позволит значительно увеличить выпуск лучших в мире машин, приборов, технологического оборудования. |
ПОИСК
Block title
|