. КАК ПОЛУЧАЮТ И ОБРАБАТЫВАЮТ МЕТАЛЛЫ. Непрерывное преобразование металла
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

КАК ПОЛУЧАЮТ И ОБРАБАТЫВАЮТ МЕТАЛЛЫ. Непрерывное преобразование металла

КАК ПОЛУЧАЮТ И ОБРАБАТЫВАЮТ МЕТАЛЛЫ. Непрерывное преобразование металла

Удивительные изменения испытывает металл, сока он превратится из руды в чугун, сталь, медь, алюминий, а затем воплотится в машину, засверкает блеском на крыльях комфортабель­ных автомобилей, чудесных пассажирских лай­неров.

Преобразование металла от руды до детали— процесс сложный и длительный. Максимально сократить его, ускорить путь к получению го­товой машины — вот задача, которую решают советские ученые. Видная роль в этом принад­лежит металлургии, и в частности современной

прокатной технике, над созданием которой тру­дится коллектив Всесоюзного научно-исследо­вательского института металлургического маши­ностроения.

В прокатку поступают громадные металличе­ские слитки весом в десятки тонн, полученные после выплавки в доменных и мартеновских печах. На одних прокатных станах из этих слитков получают квадратные заготовки — блю­мы и плоские — слябы, на других из блюма делают круглые заготовки, из сляба — листы, на третьих — рельсы, ленту, трубы. Отсюда и названия станов: заготовочные, листовые, трубные, рельсобалочные и др.

За последние два десятилетия советским ис­следователям и конструкторам удалось создать много высокопроизводительных прокатных ста­нов. Характерная их особенность — высокая скорость. Стан для прокатки тонкой ленты может ежесекундно выдавать до 35 м готовой продукции. Металл движется сквозь него со скоростью самого быстрого скорого поезда—125 км/час. Причем самой высокой скоростью в мире обладают спроектированные в нашей стране непрерывные агрегаты печной сварки труб, работающие на Челябинском и Таганрог­ском металлургических заводах.

Каждый такой агрегат — это цех-великан, внутри которого в одной технологической ли­нии работают десятки взаимодействующих ма­шин. У агрегата почти безлюдно. Управляет сложным процессом один оператор. На всем пути изделия, равном 320 м, к агрегату не при­касается рука человека — все операции меха­низированы и автоматизированы. Бесконечно плывет стальная лента. По мере ее движения машины нагревают ленту, формуют ее, свари­вают в трубу, вытягивают в длину, уменьшают в диаметре, калибруют, разрезают на одинако­вые части, нарезают резьбу, надевают муфты. Ежеминутно стан выдает 500 м водопроводных труб.

Прокатка вышла за пределы металлургии. Все увереннее вторгается она в самые различ­ные области машиностроения, открывая перед машиностроителями заманчивые перспективы. Немало лет потратили ученые на то, чтобы соз­дать машины, которые могли бы «лепить» из металла изделия для самых разнообразных машин. И эта задача успешно разрешена.

Учеными Всесоюзного научно-исследователь­ского института металлургического машиностро­ения впервые в мире разработана оригинальная технология изготовления машиностроительных изделий круглой и конусной формы на прокат­ных станах.

Один из таких станов работает на Москов­ском заводе малолитражных автомобилей. При­водные валки, стремительно вращаясь, обжи­мают раскаленное тело заготовки, вписывая его в форму и размеры будущего изделия — ав­томобильные полуоси. Прокатка вытеснила тру­доемкие операции: ковку на специальных прес­сах и механическую обработку на токарных станках.

Московский завод — не исключение. На та­ких же станах в Коломне получают шпиндели текстильных веретен, в Минске — тракторные полуоси, в Днепропетровске — 70 изделий для тракторов, а также для электродвигателей, бу­ровых машин. Общая экономия от внедрения трехвалковых станов — 300 тыс. рублей в год. Так выглядит сегодняшний день отечествен­ного прокатостроения.

А перспектива? Она определена Программой партии, предусматривающей значительный рост производства стали и проката. Одна из важ­нейших задач — создание автоматических агре­гатов, совмещающих разливку с прокаткой металла .Такие агрегаты будут оснащены устрой­ствами программного управления. Пользуясь электронными приборами, оператор сможет ре­гулировать температуру нагрева, менять ско­рости прокатки, поддерживать ее строгий тех­нологический режим. Разрабатывается и такой агрегат, на котором из жидкого металла можно получать чугун, затем перерабатывать его в сталь, а из стальных слитков изготовлять про­волоку диаметром до 6 мм.

Внедрение непрерывных процессов в метал­лургию и машиностроение имеет огромное зна­чение для все более широкой механизации и ав­томатизации всех видов производства. А это, как известно, позволит значительно увеличить выпуск лучших в мире машин, приборов, техно­логического оборудования.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ