Детская энциклопедия

Меню сайта











Тысяча и одно применение

Одна из самых распространенных в настоя­щее время пластических масс — полиэтилен (сырье — этилен). По химическому составу он подобен продуктам нефтепереработки — бензину,  маслам,  парафину,  но  его  молекулы — гиганты.  Высокая химическая стойкость, пол­ная  безвредность,  легкость  обработки  —  эти качества  полиэтилена  открыли ему широкие двери в жизнь.

Пластмасса полиэтилен гибка и прочна, может быть бесцветной и легко окрашивается, хорошо прессуется, штампуется, вальцуется, обрабатывается на станках, отливается в фор­мы. Из нее можно делать цистерны и контейне­ры, ведра и бочки, трубы, нити и ленты, листы и тонкие пленки, которые не боятся ни масел, ни бензина, не пропускают водяные пары и газы.

Близкий «родственник» полиэтилена — по­липропилен, который получают из пропилена.

Материалом «тысяча и одного применения» называют пластмассу поливинилхлорид. Как и широко известный полиэтилен, она исполь­зуется в самых различных отраслях. Трубы и кабельная изоляция, плитки для полов и грампластинки — все это производится из поливинилхлорида. Причем из 1 т его можно изготовить, например, водопроводные трубы для 250 квартир.

Большое будущее у полиформальдегида. Он прекрасно противостоит воде, легко окраши­вается в любой цвет. Изделия из него отли­чаются высокой прочностью, упругостью и же­сткостью, у них красивый внешний вид. Особенно стойки они к износу. Из него уже делают водопроводные трубы и автодетали, электро­технические изделия и столовые приборы. При этом стоимость пластмассы невысока.

Очень перспективны и поликарбонаты полимеры с высокой теплостойкостью и пре­красными механическими свойствами. Их полу­чают из фосгена, фенола и ацетона. Стеклотекстолиты из поликарбоната выдерживают при растяжении до 2500—2800 кг на 1 см2. Поли­карбонаты найдут широкое применение в маши­ностроении и электротехнике.

Серьезным «соперником» металла в машино­строении становится синтетическая смола кап­рон. Это прекрасный материал для деталей машин. Подшипники, втулки, зубчатые пере­дачи, манжеты из капрона отличаются механи­ческой прочностью. Они очень устойчивы к воз­действию масел, горючего, щелочей, различных растворителей, коррозии. К тому же стоимость пластмассовых деталей в 5—10 раз ниже брон­зовых и в 15 раз ниже баббитовых.

Завод «Коммунар» в Запорожье производит из капрона подшипники скольжения для сель­скохозяйственных машин, втулки шатунов, ста­нины и маховики эксцентриковых прессов. Только при ремонте оборудования пластмассы экономят более 20 т ценной бронзы.

Каждая замена металла пластмассой сулит немалые выгоды. Тонна пластических материа­лов заменяет в машиностроении в среднем 3— 4 т цветных металлов. При этом примерно в 5 раз снижается трудоемкость изготовления изделий и в 4—8 раз — себестоимость про­дукции.

Все шире применяются в строительстве дре­весностружечные и древесноволокнистые пла­стики. Сырьем для них служат древесные стружки, спрессованные с синтетической смо­лой, или же специально обработанная древес­ная масса. Древеснослоистый пластик ДСП-Б близок по прочности к алюминиевому сплаву, а фанера, созданная на основе бакелита, пре­восходит в этом отношении некоторые сорта стали.

Детали из древесины, «облагороженной» по­лимерами, очень выгодны. Сегодня экономия от замены цветных металлов древеснослоистыми пластиками уже достигает десятков миллио­нов рублей.

Наиболее важная проблема при создании новых полимеров — получение материалов с высокой механической прочностью и устой­чивых к большим температурам. В этом отно­шении образец — армированные и слоистые пластмассы типа текстолита, стеклопластика и др. Их получают горячим прессованием ткани, бумаги или фанеры, пропитанных смолой.

Текстолит  это слоистый прессованный материал из ткани, пропитанной раствором смолы бакелита. Шестеренки из текстолита в несколько раз легче и прочнее стальных, а подшипники выдерживают огромную нагруз­ку — до 2,5 т на 1 см2. А если вместо ткани взять стеклянное волокно, мы получим стекло­пластик. Насколько он прочен, судите сами: сделанные из стеклопластика пружины по проч­ности и упругости превосходят стальные!

Кузов автомобиля, ванна в квартире, обо­рудование в шахте — все это можно сделать из стеклопластиков. В машиностроении они при­ходят теперь на смену стали и дюралюминию. Они почти в 2,5 раза легче алюминия, а по проч­ности поспорят с лучшими сортами стали. Что же касается устойчивости к воздействию атмос­ферных условий, то тут стеклопластику вооб­ще трудно подыскать соперника.

Последние годы на речных и морских пу­тях появились необычные суда, легкие и дол­говечные. Их корпуса — из стеклопластиков. У таких судов немало преимуществ. Они в 3—4 раза легче обычных. Судну из пластмассы не страшна ржавчина. Оно немагнитно. Для его создания не нужны стапеля, отпадает необхо­димость в сварке.

На железнодорожном транспорте «работают» пластмассовые цистерны для нефти и других продуктов. Стеклопластиковые кузова шахтных вагонеток вдвое долговечнее металлических и весят почти в 2,5 раза меньше.

И надо подчеркнуть, что стеклопластик не только обладает очень ценными качествами. Он очень экономичен. Замена в шахтах дере­вянного и металлического крепления (стоек и верхляков) на 50% крепью из стеклопласти­ков сэкономит нашему государству около 100 млн. руб.

Пластмассовый токарно-винторезный ста­нок... Такой необычный станок уже существует, Шестерни, направляющие, втулки, гайки, мно­гие другие детали этого станка пластмассовые. В чем его преимущество? Работает он бесшум­но, станок более точен и быстроходен. Его проще и дешевле изготовить, а работать он будет значительно дольше.

Пластические массы дают огромную эко­номию в сырье, в средствах. Сколько труда нужно затратить, например, при изготовлении водопроводных труб из металла! Между тем стоит перейти на производство таких труб из полиэтилена — и все значительно упрощается. Сравнительно несложная машина быстро изго­товляет такие трубы из полиэтиленового порош­ка. Особенно заманчивы пластмассовые трубо­проводы в полевых условиях. Например, при орошении полей можно применять особый ком­байн, который будет рыть траншеи, тут же готовить, сваривать и на ходу укладывать в них пластмассовые трубы.

А какую экономическую выгоду может дать применение пластмассовой тары всех ви­дов! Ежегодно у нас изготовляется 2 млн. стек­лянных бутылей и затрачивается около 25 т металла для производства металлической тары. Нетрудно понять, какое народнохозяйственное значение имеет создание тары из материала, который мог бы надежно служить в течение ряда лет. Кроме того, применение полиэтилена, поли­пропилена, поликарбонатов позволит значитель­но уменьшить вес транспортной тары. Молочные фляги и цистерны, изготовленные из полиме­ров типа полиэтилена и поликарбонатов, в 4—5 раз легче металлических. Это новый источ­ник экономии — на этот раз на транспорте.

 





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016