.
Меню сайта
|
Тысяча и одно применениеТысяча и одно применениеОдна из самых распространенных в настоящее время пластических масс — полиэтилен (сырье — этилен). По химическому составу он подобен продуктам нефтепереработки — бензину, маслам, парафину, но его молекулы — гиганты. Высокая химическая стойкость, полная безвредность, легкость обработки — эти качества полиэтилена открыли ему широкие двери в жизнь. Пластмасса полиэтилен гибка и прочна, может быть бесцветной и легко окрашивается, хорошо прессуется, штампуется, вальцуется, обрабатывается на станках, отливается в формы. Из нее можно делать цистерны и контейнеры, ведра и бочки, трубы, нити и ленты, листы и тонкие пленки, которые не боятся ни масел, ни бензина, не пропускают водяные пары и газы. Близкий «родственник» полиэтилена — полипропилен, который получают из пропилена. Материалом «тысяча и одного применения» называют пластмассу поливинилхлорид. Как и широко известный полиэтилен, она используется в самых различных отраслях. Трубы и кабельная изоляция, плитки для полов и грампластинки — все это производится из поливинилхлорида. Причем из 1 т его можно изготовить, например, водопроводные трубы для 250 квартир. Большое будущее у полиформальдегида. Он прекрасно противостоит воде, легко окрашивается в любой цвет. Изделия из него отличаются высокой прочностью, упругостью и жесткостью, у них красивый внешний вид. Особенно стойки они к износу. Из него уже делают водопроводные трубы и автодетали, электротехнические изделия и столовые приборы. При этом стоимость пластмассы невысока. Очень перспективны и поликарбонаты полимеры с высокой теплостойкостью и прекрасными механическими свойствами. Их получают из фосгена, фенола и ацетона. Стеклотекстолиты из поликарбоната выдерживают при растяжении до 2500—2800 кг на 1 см2. Поликарбонаты найдут широкое применение в машиностроении и электротехнике. Серьезным «соперником» металла в машиностроении становится синтетическая смола капрон. Это прекрасный материал для деталей машин. Подшипники, втулки, зубчатые передачи, манжеты из капрона отличаются механической прочностью. Они очень устойчивы к воздействию масел, горючего, щелочей, различных растворителей, коррозии. К тому же стоимость пластмассовых деталей в 5—10 раз ниже бронзовых и в 15 раз ниже баббитовых. Завод «Коммунар» в Запорожье производит из капрона подшипники скольжения для сельскохозяйственных машин, втулки шатунов, станины и маховики эксцентриковых прессов. Только при ремонте оборудования пластмассы экономят более 20 т ценной бронзы. Каждая замена металла пластмассой сулит немалые выгоды. Тонна пластических материалов заменяет в машиностроении в среднем 3— 4 т цветных металлов. При этом примерно в 5 раз снижается трудоемкость изготовления изделий и в 4—8 раз — себестоимость продукции. Все шире применяются в строительстве древесностружечные и древесноволокнистые пластики. Сырьем для них служат древесные стружки, спрессованные с синтетической смолой, или же специально обработанная древесная масса. Древеснослоистый пластик ДСП-Б близок по прочности к алюминиевому сплаву, а фанера, созданная на основе бакелита, превосходит в этом отношении некоторые сорта стали. Детали из древесины, «облагороженной» полимерами, очень выгодны. Сегодня экономия от замены цветных металлов древеснослоистыми пластиками уже достигает десятков миллионов рублей. Наиболее важная проблема при создании новых полимеров — получение материалов с высокой механической прочностью и устойчивых к большим температурам. В этом отношении образец — армированные и слоистые пластмассы типа текстолита, стеклопластика и др. Их получают горячим прессованием ткани, бумаги или фанеры, пропитанных смолой. Текстолит это слоистый прессованный материал из ткани, пропитанной раствором смолы бакелита. Шестеренки из текстолита в несколько раз легче и прочнее стальных, а подшипники выдерживают огромную нагрузку — до 2,5 т на 1 см2. А если вместо ткани взять стеклянное волокно, мы получим стеклопластик. Насколько он прочен, судите сами: сделанные из стеклопластика пружины по прочности и упругости превосходят стальные! Кузов автомобиля, ванна в квартире, оборудование в шахте — все это можно сделать из стеклопластиков. В машиностроении они приходят теперь на смену стали и дюралюминию. Они почти в 2,5 раза легче алюминия, а по прочности поспорят с лучшими сортами стали. Что же касается устойчивости к воздействию атмосферных условий, то тут стеклопластику вообще трудно подыскать соперника. Последние годы на речных и морских путях появились необычные суда, легкие и долговечные. Их корпуса — из стеклопластиков. У таких судов немало преимуществ. Они в 3—4 раза легче обычных. Судну из пластмассы не страшна ржавчина. Оно немагнитно. Для его создания не нужны стапеля, отпадает необходимость в сварке. На железнодорожном транспорте «работают» пластмассовые цистерны для нефти и других продуктов. Стеклопластиковые кузова шахтных вагонеток вдвое долговечнее металлических и весят почти в 2,5 раза меньше. И надо подчеркнуть, что стеклопластик не только обладает очень ценными качествами. Он очень экономичен. Замена в шахтах деревянного и металлического крепления (стоек и верхляков) на 50% крепью из стеклопластиков сэкономит нашему государству около 100 млн. руб. Пластмассовый токарно-винторезный станок... Такой необычный станок уже существует, Шестерни, направляющие, втулки, гайки, многие другие детали этого станка пластмассовые. В чем его преимущество? Работает он бесшумно, станок более точен и быстроходен. Его проще и дешевле изготовить, а работать он будет значительно дольше. Пластические массы дают огромную экономию в сырье, в средствах. Сколько труда нужно затратить, например, при изготовлении водопроводных труб из металла! Между тем стоит перейти на производство таких труб из полиэтилена — и все значительно упрощается. Сравнительно несложная машина быстро изготовляет такие трубы из полиэтиленового порошка. Особенно заманчивы пластмассовые трубопроводы в полевых условиях. Например, при орошении полей можно применять особый комбайн, который будет рыть траншеи, тут же готовить, сваривать и на ходу укладывать в них пластмассовые трубы. А какую экономическую выгоду может дать применение пластмассовой тары всех видов! Ежегодно у нас изготовляется 2 млн. стеклянных бутылей и затрачивается около 25 т металла для производства металлической тары. Нетрудно понять, какое народнохозяйственное значение имеет создание тары из материала, который мог бы надежно служить в течение ряда лет. Кроме того, применение полиэтилена, полипропилена, поликарбонатов позволит значительно уменьшить вес транспортной тары. Молочные фляги и цистерны, изготовленные из полимеров типа полиэтилена и поликарбонатов, в 4—5 раз легче металлических. Это новый источник экономии — на этот раз на транспорте.
|
ПОИСК
Block title
|