.
Меню сайта
|
Путь должен быть по возможности пологим и прямымПуть должен быть по возможности пологим и прямымВыйдем к железнодорожной линии. Перед нами расстилается полотно железной дороги. Не случайно оно так называется — мы видим широкую, ровную полосу земли, по которой уложены рельсы, далеко убегающие в обе стороны. Железнодорожный путь должен быть ровным, пологим, иначе локомотив не сможет вести за собой тяжелый поезд. Поэтому главные железные дороги — магистрали — на обширных равнинах нашей страны строят так, чтобы крутизна подъемов и спусков на протяжении всего пути была небольшой. На многих наших магистралях она не превышает 9 м на каждую 1000 м пути, или, как говорят железнодорожники, не больше 9 тысячных. Но немало железных дорог построено еще более пологими, с подъемами и спусками, не превышающими 6, а то и 4 тысячных. Какое это имеет значение, мы поймем, если узнаем, что на подъем в 4 тысячные локомотив может вести почти вдвое более тяжелый поезд, чем на подъем в 9 тысячных. Железную дорогу стремятся сделать не только пологой, но и по возможности прямой. Например, железная дорога Москва — Ленинград построена с очень небольшими подъемами и уклонами и почти целиком по прямой. Однако таких дорог немного. Поверхность земли неровна, пересечена горами и холмами, реками и озерами, болотами и оврагами. Железная дорога должна «заходить» в попутные города и поселки. Со всем этим приходится считаться, когда трассу железной дороги наносят на карту, а затем проходят ее по местности с землемерными инструментами, чтобы установить ее в «натуре». Трассу дороги выбирают так, чтобы по возможности снизить затраты на ее строительство и содержание, «вписаться» в рельеф поверхности. Чем более пологим и прямым хотят построить железнодорожный путь и чем менее ровна поверхность земли, тем больше нужно земляных и строительных работ, тем выше насыпи в низинах и глубже выемки, прорезающие возвышенности, тем больше и длиннее мосты. Все это сильно удорожает постройку железной дороги, но зато удешевляет эксплуатацию. А в горах железную дорогу часто приходится прокладывать по очень извилистой трассе, строить виадуки через пропасти, пробивать тоннели. В настоящее время широко применяют землеройные машины — экскаваторы, скреперы,— а также самосвалы и другие средства транспорта (см. статьи раздела «Строительство»; Насыпи нужно строить так, чтобы они не осели. Надо их уплотнять и укреплять откосы камнем и дерном, а для отвода воды у подошвы насыпи прорыть канавы. Там, где железнодорожный путь проходит в выемке, надо также укреплять откосы и рыть канавы — кюветы для отвода воды. |
ПОИСК
Block title
|