.
Меню сайта
|
Без крыльевБез крыльевИдея полета без крыльев очень давняя. Она родилась, пожалуй, даже раньше, чем идея самолета. Она увлекала гениального Леонардо да Винчи. Известно, что М. В. Ломоносов не только много занимался теоретическими исследованиями в этой области, но и построил модель геликоптера, которую успешно демонстрировал в Петербургской академии наук. Принцип действия такого летательного аппарата сравнительно прост. Если над фюзеляжем расположить винт, вращающийся в горизонтальной плоскости и развивающий тягу несколько большую, чем вес машины, аппарат оторвется от земли и будет набирать высоту. Идея проста! Но ее осуществлению долгие годы препятствовали многие трудности. Трудность номер один: инженеры долго не могли создать такого мощного и в то же время достаточно легкого двигателя, который был бы в состоянии поднимать самого себя. А когда необходимая силовая установка была создана, возникли новые проблемы: надо было тщательно изучить проблему устойчивости вертолетов, создать сложные схемы управления, обеспечить безопасность экипажа на случай остановки двигателя в полете. Все эти препятствия были преодолены. Сегодня вертолеты летают над всеми континентами. Вертолет не заменил крылатую машину — самолет,— но великолепно ее дополнил. Авиация, обогатившись новой машиной, стала еще многостороннее. Основное преимущество вертолетов в том, что им не нужна специально оборудованная площадка для взлета и посадки. Они поднимаются с «пятачка» и свободно приземляются на него. Вертолет — единственная летающая машина, способная неподвижно висеть в воздухе и передвигаться задним ходом. Удивительная его подвижность объясняется просто. Несущие винты вертолета устроены так, что могут в полете наклоняться вперед, назад, в стороны. Смещая направления силы тяги, летчик выполняет на вертолете самые энергичные повороты. Наиболее популярны у нас вертолеты «МИ»— детище конструкторского бюро профессора М. Л. Миля — и «КА», названные так по имени конструктора А. И. Камова. Чтобы познакомиться с устройством вертолета несколько подробнее, взглянем на рисунок-схему весьма распространенной в наше время машины МИ-1. Просторный фюзеляж вертолета, подобно самолетному, собран из лонжеронов, шпангоутов и стрингеров. Обшивка дюралюминиевая. Внутри фюзеляжа расположен мотор, от которого вращение передается и на несущий и на хвостовой винты. Вертолеты, созданные за последние годы советскими конструкторами,— машины широчайшего диапазона. Среди них есть и такие, в которых свободно помещаются два автомобиля, и совсем крошечные машины, предназначенные, например, для людей, наблюдающих за высоковольтными линиями электропередач. Вертолеты успешно используются на самых неожиданных, казалось бы, совсем не авиационных работах. Строители тянут новый трубопровод через горы. Надо доставить и уложить трубы на перевале. Без дорог, не опасаясь круч и скал, пролетает над свежей траншеей вертолет и с высоты в несколько метров точно, аккуратно сбрасывает трубу за трубой. Не так просто водрузить сложную металлоконструкцию на вершине домны. Обычно здесь прибегают к помощи могучего, громоздкого подъемного крана. А что если обратиться к летчикам? Они застропят многотонное сооружение и вертолетом поднимут его к самой маковке домны! Пройдет всего несколько минут — и трудоемкая операция будет завершена. Первые вертолеты, подобно старым самолетам, оснащались поршневыми моторами. Более поздние конструкции получили уже турбовинтовые двигатели. Однако вечно живая человеческая мысль не останавливается и на таких высоких достижениях. Дело в том, что вертолеты, обладающие многими существенными преимуществами по сравнению с самолетами, не лишены, к сожалению, и серьезных недостатков. Главнейшая беда этих машин — малая скорость полета. Оснащенные громоздкими винтами, они по природе своей не в состоянии развивать большую скорость. Винт — слишком серьезная для этого помеха. Но и на этот раз конструкторская мысль, напряженно работая над тем, чтобы соединить преимущества вертолета с преимуществами реактивного самолета, победила. Новая машина уже имеет имя — конвертоплан. Так ее называют во всех странах. Первые полеты конвертоплана дали весьма обнадеживающие результаты. Эта машина может взлетать и садиться, подобно вертолету, вертикально, а в воздухе ведет себя, как обычный реактивный самолет. Конечно, создать надежную машину с отклоняющимися в полете двигателями — задача сложная, но идея такой конструкции прогрессивна. Авиация началась с мечты. Авиация и сегодня живет дерзкими мечтами, и бурное ее развитие не останавливается ни на час. |
ПОИСК
Block title
|