. "Язык" пчел
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

"Язык" пчел

"Язык" пчел

У пчелы есть, как и у всех насекомых, хоро­шо развитая нервная система и связанные с ней органы чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус, которые позволяют ей ориентироваться в пространстве, поддерживать. связь внутри семьи, работать в улье, летать за взятком. Мно­гие действия пчел можно отнести к врожденным, наследственным инстинктам: кормление личи­нок, постройка сотов, ужаление и т. д. Неко­торые действия пчелы так сложны, что их нужно считать условными рефлексами (узнава­ние места, где находится улей, источник корма).

Наиболее сложно поведение пчелы, когда она сигнализирует другим пчелам об источнике корма. Такая сигнализация носит название вербовочного танца. Найдя хороший источник корма, пчела возвращается в улей и особыми движениями — танцем на сотах — привлекает внимание других пчел. Характер танца указы­вает им, куда и как далеко надо лететь, чтобы найти источник. Танец может быть круговым и виляющим. При круговом танце пчела быст­рыми прыгающими шагами описывает круг, затем резко поворачивается и пробегает круг в обратном направлении. Круговой танец про­должается от нескольких секунд до минуты. Он указывает на то, что источник корма надо искать вокруг улья не дальше 100 м. Если ис­точник корма находится дальше чем на 100 м от улья, пчела-разведчица выполняет виляю­щий танец. При этом танце пчела пробегает половину круга, затем по прямой линии воз­вращается обратно, поворачивается в другую сторону и пробегает вторую половину полного круга. По круговым линиям пчела пробегает спокойно, а в прямолинейном беге виляет телом и особенно брюшком, поэтому этот танец назы­вают виляющим. Темп танца указывает рас­стояние до источника корма: чем дальше он от улья, тем меньше делает пчела круговых и пря­молинейных пробегов и меньше виляет брюш­ком. Так, при расстоянии от улья до источника корма в 200 м брюшко делает 8—9 колебаний, при 300 м — 6—7 колебаний, при 500 м — 5 ко­лебаний. Число колебаний не является посто­янным, абсолютным и подвержено индивидуаль­ным для каждой семьи изменениям. Кроме того, пчела-разведчица может ошибиться при опре­делении расстояния, например когда полету препятствует встречный ветер или пчела летит в улей с горы. Виляющий танец указывает так­же и на направление полета к источнику кор­ма. Установлено, что «язык» пчел у ряда пород имеет свои особенности. Всегда легко расшиф­ровать направление виляющего танца, если мысленно представить соты в горизонтальном положении, так чтобы верхняя планка их рам­ки была обращена к солнцу. Тогда направле­ние прямолинейного пробега пчелы-разведчи­цы непосредственно ука­жет на источник корма. Например, ее голова об­ращена к нижней планке — лететь надо в сторону, противоположную солнцу.

Если же голова обращена к верхней планке рамки, лететь надо на солнце. В том случае, когда прямолинейный бег направлен вправо под углом в 30°, надо лететь под тем же углом, имея солнце слева.

Танцуя, пчела-разведчица как бы говорит: «Внимание! Я нашла новый источник корма, к нему надо лететь прямо по солнцу на 300 м от улья. Он пахнет так, как пахну я». При пер­вых же движениях танцовщицы окружающие ее пчелы приходят в возбуждение. Некоторые из них начинают следовать за ней, стараясь держать свои усики около брюшка танцующей пчелы. Они повторяют ее движения и одновре­менно воспринимают запах цветков, на которых она собирала нектар или пыльцу. Завербован­ные пчелы тотчас после танца вылетают из улья и самостоятельно ищут источник корма. Куда была обращена в прямолинейном беге головка танцовщицы, туда и полетят завербованные ею пчелы.

 

 
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ