Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Афины в период расцвета

(V в. до н. э.)

Когда смотришь на историческую карту древнего мира и сравниваешь громадные раз­меры Персидской державы с небольшой тер­риторией Греции, то кажется невероятным, что в борьбе этих двух стран, продолжавшейся всю первую половину V в. до н. э., Греция вышла победительницей.

Основную роль в победе греков над персами сыграло Афинское государство. Афиняне, соз­дав сильный флот из трехпалубных кораблей (триер) с таранами на носу, нанесли противнику ряд сокрушительных ударов на море. На суше греческие фаланги, выступая сомкнутым стро­ем хорошо обученных воинов, одержали победы над многочисленным противником. Основную массу персидского войска составляли воины из порабощенных племен и народов. Персидские военачальники пускали в ход бичи, чтобы заставить воинов идти в бой. А греки героически отстаивали свою родную землю. Греческий историк Геродот справедливо называл афинян спасителями Эллады.

После победы над персами наступает самый блестящий период в истории Афин.

Афины превращаются в могущественную морскую державу с высокоразвитыми ремес­лами, кораблестроением и торговлей. Много свободных и рабов из пленных, захваченных во время войны, работало в мастерских, рудни­ках, на строительстве, во флоте.

После окончания войн источником обога­щения афинской казны стал морской союз, организованный Афинами для борьбы с Пер­сией на море. Денежные взносы союзников, предназначавшиеся на постройку военных кораб­лей, афиняне стали расходовать на нужды своего государства.

V век до н. э. называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, кото­рые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и для потомков» (см. т. 12 ДЭ, ст. «Искусство древней Греции и Рима»).

«Золотой век» в Афинах был временем рас­цвета демократии, т. е. власти народа. В это время все лично свободные граждане полу­чили право участвовать в управлении госу­дарством. Главным государственным учрежде­нием было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на ры­ночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей по­вседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хлами­дах (плащах) и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне и мире и догово­рах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы и рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседнев­ного руководства жизнью государства и выпол­нения решений народного собрания начиная с 510 г. существовал «совет пятисот». Члены «совета» выбирались жребием по пятьдесят человек от каждого из 10 избирательных окру­гов — фил.

На каждый день избирался эпистат — пред­седатель, который руководил народным соб­ранием, принимал послов, хранил государст­венную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый афинский гражданин мог предло­жить новый закон. Но это не означало, что его было просто провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался, выяснялось, не про­тиворечит ли он прежним законам, не является ли он вредным для республики. Если призна­валось последнее, то автора его штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям.

После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкива­лись интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходи­лись без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера ору­жейники, поставщики военного снаряжения стояли за войну, ожидая от нее больших до­ходов. Земледельцы же знали, что война при­несет им разорение, и горячо протестовали против нее.

«Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копей­ного» — так изображает разгоревшееся на на­родном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан.

Если в Спарте на народном собрании при­нималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голо­сованием — поднятием рук или опусканием ка­мешков в урну.

Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон» — черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот человек, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.

Кроме участия в народном собрании, про­стые люди могли избираться на различные госу­дарственные должности. Перикл, вождь афин­ской демократии, ввел оплату некоторых госу­дарственных должностей, для того чтобы ремес­ленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избраны, мог­ли отрываться от своей работы без особого ущер­ба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и счи­тали пустым.

Больше всего в человеке ценилась любовь к отечеству. Отдать за него жизнь считалось высшей доблестью. Юноши, достигшие 18 лет, торжественно приносили присягу в том, что они всеми силами будут способствовать укреп­лению своего отечества.

Обычно обеспеченные афинские граждане (мужчины) много времени проводили вне дома: посещали общественные учреждения, занима­лись гимнастическими упражнениями (бег, ме­тание диска и копья, борьба), беседовали на улицах, в портиках и тенистых аллеях общест­венных садов и парков. Всюду было людно и интересно: обсуждались новости, спорили по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать «учителей мудрости», как на­зывали философов.

Афиняне ценили искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Умение убеждать слушателей способствовало продви­жению на государственные посты. Поэтому богатые люди не жалели денег на обучение своих сыновей ораторскому искусству. Непревзой­денным оратором считался Перикл. Его поли­тический противник говорил, что если, борясь с Периклом, он положил бы его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что он победил,

то все слушатели поверили бы Периклу, несмот­ря на очевидность положения.

Делом государственной важности считался театр. Ему придавалось большое воспитательное значение. Театр Диониса вмещал 17 тыс. зри­телей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось четыре-пять пьес. На это время деловая жизнь в городе за­мирала, народные собрания не созывались, мно­гие государственные учреждения закрывались.

Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавали так называемые зрелищные деньги из государственных средств.

Расходы на постановки спектаклей возлагались в виде общественной повинности на какого-нибудь богатого гражданина (хорега). За это его награж­дали бронзовым треножником и оказывали ему всяческие почести.

В Афинах, кроме театральных, музыкальных состязаний, происходили и гимнастические. Но, конечно, заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпий­ских играх (см. т. 7 ДЭ, ст. «Олимпийские игры»).

При Перикле Афины украсились зданиями и скульптурами замечательной красоты. Заново был построен Акрополь, возвышавшийся над городом. В центре Акрополя был воздвигнут из белого мрамора храм богини Афины—Парфе­нон. В храме возвышалась статуя Афины из золо­та и слоновой кости, изваянная знаменитым скульптором Фидием. Храм в честь легендарного героя Афин Эрехтея — Эрехтейон был знаме­нит своим портиком, где вместо колонн крышу поддерживали фигуры девушек — кариатиды. Небольшой храм бескрылой богини Ники был легким и нарядным. Поражала простотой и тор­жественностью колоннада входа на Акрополь — Пропилеи. Все постройки Акрополя восхищали совершенством пропорций и красотой. Белый Мрамор зданий четко вырисовывался на фоне яркого южного неба и синеющих гор. Построй­ки афинян воплощали греческий идеал кра­соты — ясной, спокойной, гармоничной. Нам понятны восторженные отзывы древних писа­телей об Афинах. «Неподражаемые по преле­сти очертания»,— писал один из них о храмах и статуях. «Акрополь казался обителью богов»,— заявлял другой.

Красота Афин вызывала у афинских граж­дан чувство уверенности в могуществе своего государства и гордости за него.

Однако нельзя забывать, что Афинское госу­дарство представляло собой демократию рабо­владельческую, а его блестящее для своего вре­мени развитие стало возможным благодаря эксплуатации рабов. Большинство свободного населения составляла беднота — ремеслен­ники, крестьяне, рыбаки, гребцы и т. д. Трудовой люд не имел возможности пол­ностью использовать свое право участвовать в управлении государством: для этого нужно было иметь средства и свободное время. Введе­ние оплаты некоторых государственных долж­ностей не изменило положения: богатые и влия­тельные люди имели значительно больше доступа к власти. Кроме того, нужно помнить, что афин­ский народ, т. е. полноправные граждане, составлял меньшинство населения Аттики. Ни метеки-чужеземцы, ни женщины, не говоря уже о рабах, не могли принимать никакого участия в общественно-политической жизни.

Но все же мы должны признать, что Афины V в. до н. э. были не только «школой Эллады», как о них говорил Перикл, но и школой для всего тогдашнего мира. Культурное наследие древних греков обогащает и нас.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017