. Патриции и плебеи
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Патриции и плебеи

Патриции и плебеи

На холмистом берегу Тибра, в двадцати пяти километрах от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н. э. возникли поселения пастухов и земледельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскорм­ленными волчицей. Римляне верили этой леген­де и вели свое летосчисление от вымышленной даты основания города.

Древнейшее население Рима жило родами, управляемыми старейшинами. Род первона­чально представлял собой сплоченный коллек­тив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков. Оскорбление, нанесенное члену рода, рассматривалось как оскорбление всему роду, а за убийство члена рода нес ответственность не только убийца, но и весь его род. Член рода носил родовое имя, часто производимое от свя­щенного для данного рода животного (собаки, свиньи, быка) или растения.

Со временем организация населения по ро­дам стала серьезным препятствием для развития общества. Среди родичей, занимавшихся не только земледелием, но и ремеслом, торговлей, появились богатые и бедные. Пленников, за­хваченных в войнах с соседями, стали превра­щать в рабов. Па территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из родов. Это были освобожденные рабы или их потомки, люди, добровольно поки­нувшие свои роды или изгнанные из них за нарушение родовых обычаев, наконец насильственно переселенные из покоренных городов.

Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

В ту пору, когда только принадлежность к роду обеспечивала человеку безопасность и давала определенные права, некоторые пле­беи добивались принятия в род путем усынов­ления их патрициями или каким-либо другим путем. Принятые в роды и допущенные к родо­вым святыням плебеи получали родовое имя и пользовались защитой рода. Но они не обла­дали теми же правами, какие имели члены рода. При переделе земли они получали меньшие участки. Они были обязаны участвовать в воен­ных походах патрициев и своей жизнью и кровью расплачиваться за то покровитель­ство, которое им оказывал род. Этих неполно­правных членов рода называли клиентами. Патриции были заинтересованы в увеличении числа клиентов. Чем больше было в роде кли­ентов, тем он был могущественнее в военном отношении, тем большим влиянием пользова­лись родовые старейшины в общине, управляе­мой советом старейшин, или, как его называли, сенатом.

Так в рамках родовой организации, некогда обеспечивавшей всем членам одинаковые пра­ва, появляется неравенство. В родах патрици­ям противостоят клиенты, а вне родов нахо­дятся плебеи, полностью лишенные каких-либо прав и защиты родовой организации, в то же время несущие определенные повинности.

В VI в. до н. э., когда Римом правили цари этрусского происхождения, поло­жение плебеев несколько улучшилось. Этрус­ские правители в борьбе с ненавидевшей их патрицианской знатью старались найти под­держку у плебеев, давали им различные обе­щания и некоторые льготы. В противовес родо­вым ополчениям этруски создают постоянное войско, в котором наряду с патрициями служат и богатые плебеи. Но в 510 г. до н. э. патри­ции изгнали этрусского царя Тарквиния Гор­дого и установили свою власть. Вместо царя стали править магистраты — должностные ли­ца, выбиравшиеся патрициями на народных собраниях. (Ежегодно выбирались два консула и их помощники — квесторы.) Позднее во время опасных войн стали выбирать командующего войском — диктатора (на 6 месяцев). Начиная с IV в. до н. э. выбирали также заместителей консулов — преторов, начальников городской стражи — эдилов и других старшин. Народные собрания принимали или отвергали законы, предлагаемые магистратами или сенатом. Сенат — совет родовых старейшин — стал высшим государ­ственным учреждением. Такое управление рим­ляне называли республикой.

В первые годы республики угнетение пле­беев усилилось. Как и при царях, плебеи участвовали в войнах. Но захваченные земли делились между патрициями и их клиентами. Плебеи же земли не получали. Они страдали от нищеты и безземелья. Нередко плебей брал у соседей патрициев взаймы зерно или скот. Не уплативший долга плебей терял свободу и попадал в кабалу к патрицию. Попавших в кабалу плебеев патриции не только застав­ляли работать на своей земле, они могли их продать в рабство за Тибр, т. е. за пределы Римского государства. Не исключалось и убий­ство должника, если он был стар и работа его не окупала содержания. Должник мог быть рассечен на куски, если он был в долгу у не­скольких лиц.

Однажды на людную улицу Рима выбежал человек преклонных лет. Тело его было исто­щено, одежда покрыта грязью, всклокоченные волосы и борода придавали его лицу дикий вид. С трудом плебеи узнали этого человека, бывшего когда-то римским воином и отличив­шегося в боях с врагами Рима. Человек сорвал с себя тунику и показал спину со следами све­жих ударов. И все поняли, что этот человек — кабальный должник патриция. Он задолжал во время войны, так как не собрал урожая со своего участка, а хижина его сгорела, скот был угнан. Богатый сосед патриций в уплату долга и процентов отнял у него участок, а по­том посадил плебея в тюрьму.

Такие сцены нередко наблюдали жители Рима. Возмущение плебеев росло. «Вот она, награда за службу, за пролитую кровь»,— говорили они. Постепенно плебеи организуются для отпора патрициям. У них появляются свои народные собрания, на которых они выбирают военачальников из своей среды — трибунов. Однажды плебеи под предводительством три­бунов покинули город и заявили о своем наме­рении основать новую общину на Священной горе (менее часа пути от Рима). Это событие относят к 494 г. до н. э.

Без плебеев патрицианская община не могла справиться с воинственными соседями, да и появление плебейского государства чуть ли не под самыми стенами Рима было невыгодно патрициям. Патриции, как говорит легенда, отправили на Священную гору своего послан­ца для переговоров. Римский посланец будто бы рассказал плебеям басню о восстании рук, которые не хотели работать на желудок и по­гибли вместе с ним. Выслушав эту притчу, плебеи вернулись в Рим.

На самом деле плебеи вернулись лишь после того, как их трибуны получили особые, очень большие права. Народные трибуны считались священными и неприкосновенными. Трибун мог наложить запрет (вето) на распоряжения пат­рицианских магистратов и сената, если эти рас­поряжения касались плебеев. Двери дома на­родного трибуна были всегда открыты. Там мог найти защиту любой плебей.

Борьба между патрициями и плебеями продолжалась.

Важнейшим преимуществом патрициев было то, что они обладали судебной властью. Писа­ных законов не было, а судили патриции по сво­им родовым обычаям, толкуя их так, как это им было выгодно. Римские плебеи были заин­тересованы в записи действующих обычаев, что давало им известную защиту от произвола патрицианских судей. Наконец в 450 г. до н. э. появились законы в виде 12 таблиц. За­коны 12 таблиц сохраняли жестокое долговое право и защищали собственность богатых лю­дей. Но в то же время они послужили основа­нием для последующих успехов плебеев. В 445 г. до н. э. особым законом был снят запрет с бра­ков между патрициями и плебеями. Дети от таких браков стали признаваться законными наследниками своих отцов.

Борьба плебеев против патрициев сопровож­далась раздорами среди самих патрицианских родов. Одни из патрициев переходили на сто­рону плебеев, другие решительно отстаивали привилегии патрициата, не склоняясь ни к ка­ким уступкам.

В эпоху борьбы между патрициями и пле­беями римляне вели войны с соседними наро­дами и племенами и в конце концов установили господство над большей частью Италии. Как и прежде, при распределении захваченной земли ее львиная доля доставалась патрициям. Но в войнах второй половины V в. до н. э. богатые плебеи играют все большую роль. Они вклады­вают свои средства в покупку вооружения и продовольствия, в постройку кораблей. Поэто­му патрицианский сенат был вынужден идти на новые уступки плебеям.

Самой крупной из них было создание новой военной организации взамен прежней, основан­ной на родовых началах. Новая организация была введена во второй половине V в. до н. э. Все население Рима, независимо от принадлежности к патрициям или плебеям, делилось на клас­сы и воинские подразделения — центурии. Первый класс состоял из самых богатых граж­дан. Имея больше средств для снаряжения воинов, он выставлял наибольшее количество центурий. На народных собраниях, созданных вновь, каждая центурия имела один голос.

Таким образом, отныне не знатность, не принадлежность к патрициям, а богатство оп­ределяло положение человека в обществе. Прав­да, богатых плебеев, могущих войти в первый класс, было сравнительно немного. Но им открывалась дорога к высшим должностям в государстве.

В 367 г. до н. э., после десятилетней борьбы, были приняты законы, которые ограничивали право патрициев пользоваться общинной зем­лей и тем самым облегчали положение мелких земельных собственников — плебеев. Затем была облегчена участь кабальных должников, потом и вовсе запрещено закабаление римля­нина за долги. Последним оплотом патрициев были жреческие должности. Но и этот оплот пал. Плебеи могли стать и жрецами.

Борьба плебеев с патрициями составляла главную линию исторического развития Рима в V—IV вв. до н. э. В результате произошло не только уравнение патрициев и плебеев в по­литических правах, но и окончательное форми­рование рабовладельческого общества и госу­дарства.

Победа плебеев, добившихся отмены долго­вого рабства, шире открыла дорогу рабству чужеземцев. Рим вступает в новую эпоху — эпоху войн за захват рабов и богатств в сосед­них странах.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ