|
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Религия древних Греков
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Религия древних Греков
Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом искусстве и памятниках литературы, стала оформляться еще в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже — в начале I тысячелеия до н. э. В это время большинство греческих племен перешло от родового строя к рабовладельческому.
В знаменитых эпических поэмах древних греков—«Илиаде» и «Одиссее», которые народная молва приписывала легендарному странствующему поэту, слепому старцу Гомеру, изображена целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин и мужчин (см. т. 11 ДЭ, ст. «Гомер»).
Когда греки жили родами или большими семьями, они считали, что их боги также между собой родственники. После того как роды объединились в племена, а затем появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчиненными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с повелителем стихий верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была «волоокая» (происходит от слов «вол» и «око»), могучая красавица богиня Гера. Главные боги греков связаны с наиболее полезными человеку домашними животными — быком и коровой, которые доставляли людям пищу и использовались на полевых работах. Представление о священных животных возникло в те первобытные времена, когда основными занятиями древних греков были охота и скотоводство.
Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом живут на высокой, покрытой вечными снегами горе Олимп, которая расположена у границы Северной Греции. Олимпийских богов было двенадцать. Среди них, кроме Зевса и Геры, особенно могущественными считались брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца, и Аид, также брат Зевса,— владыка подземного царства. Одна из сестер Зевса — богиня плодородия Деметра имела красавицу-дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил девушку, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону из преисподней. Аид, прощаясь с женой, дал ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Поэтому, пробыв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю. Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление из земли ростков из посеянных семян и созревание урожая.
У Зевса было много детей, среди которых особенно почиталась греками могучая дева Афина — богиня мудрости. Она родилась из головы своего отца в шлеме, доспехах и с копьем в руке.
В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы— прекрасный юноша бог солнца Аполлон и лесная дева Артемида. Лучи бога солнца — золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой обычно изображали лань — ее священное животное. В воображении греков каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имели своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми нереидами — в море. В вечном движении и переливах морских волн воображение греков видело веселых океанид и нереид, играющих па зыбкой морской поверхности. В лесах блуждал полузверь-получеловек», добродушный бог Пап. Иногда для забавы он пугал громким криком прохожих (отсюда произошло слово «паника») .
С течением времени, по мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов человеческой деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны — жестокий Арес и бог-вестник Гермес — покровитель путешествующих купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства.
С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. В каждом греческом городе-государстве культ издревле почитавшегося божества приобретал официальный, государственный характер. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства, бог Аполлон — покровителем независимого священного округа Дельф, Посейдон — покровителем города-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпии, расположенных на юго-западе Греции.
В ряде греческих городов-государств, кроме почитания главных богов-олимпийцев, установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис — бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н. э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали торжественные праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. В конце VIII — начале VII в. до н. э. великий поэт древности Гесиод, чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение богов). В ней он рассказывает о том, как из первичного хаоса родились древнейшие боги: земля — Гея и небо— Уран. От них произошло второе поколение богов — могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти и низвергнул в бездну своего отца. Сын Кроноса бог Зевс впоследствии так же поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов, которые, как считали греки, непосредственно управляли миром.
С течением времени на основе практического опыта медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, приближаясь постепенно к правильному пониманию явлений природы. Один из греческих философов VI в. до н. э., размышляя о представлениях современников о богах, справедливо заметил, что если бы быки, лошади и львы умели создавать произведения искусства, то изображали бы богов похожими на себя, т. е. в виде быков, лошадей, львов и т. д. Другие философы, задумываясь над происхождением мира, приходили к материалистическим выводам. Например, по предположению одного из них — Фалеса из города Милета, все произошло из воды. В V в. до н. э. в Афинах подвергся преследованиям философ Анаксагор, утверждавший, что солнце не бог, а раскаленный камень. Вершиной материалистического мировоззрения в древней Греции была гипотеза философа Демокрита о том, что весь мир состоит из сочетаний атомов.
|
|