РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Религия древних Греков
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Религия древних Греков

Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом искусстве и памятниках литературы, стала оформляться еще в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже — в начале I тысячелеия до н. э. В это время большинство греческих племен перешло от родового строя к рабовладель­ческому.
В знаменитых эпических поэмах древних греков—«Илиаде» и «Одиссее», которые народ­ная молва приписывала легендарному стран­ствующему поэту, слепому старцу Гомеру, изображена целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин и мужчин (см. т. 11 ДЭ, ст. «Гомер»).
Когда греки жили родами или большими семьями, они считали, что их боги также меж­ду собой родственники. После того как роды объединились в племена, а затем появились племенные союзы с господствующими (аристо­кратическими) и подчиненными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с повелителем стихий верховным вла­дыкой Зевсом. Его священным животным счи­тался бык. Женой Зевса была «волоокая» (про­исходит от слов «вол» и «око»), могучая краса­вица богиня Гера. Главные боги греков свя­заны с наиболее полезными человеку домашними животными — быком и коровой, которые достав­ляли людям пищу и использовались на полевых работах. Представление о священных живот­ных возникло в те первобытные времена, когда основными занятиями древних греков были охота и скотоводство.
Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом живут на высокой, покрытой вечными снегами горе Олимп, которая распо­ложена у границы Северной Греции. Олимпий­ских богов было двенадцать. Среди них, кроме Зевса и Геры, особенно могущественными счи­тались брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца, и Аид, также брат Зев­са,— владыка подземного царства. Одна из сестер Зевса — богиня плодородия Деметра имела красавицу-дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил девушку, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпу­стить Персефону из преисподней. Аид, проща­ясь с женой, дал ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Поэтому, про­быв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в пре­исподнюю. Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья, кустар­ники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление из земли ростков из посеянных семян и созревание урожая.
У Зевса было много детей, среди которых особенно почиталась греками могучая дева Афина — богиня мудрости. Она родилась из головы своего отца в шлеме, доспехах и с копь­ем в руке.
В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы— прекрасный юноша бог солнца Аполлон и лесная дева Артемида. Лучи бога солнца — золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой обычно изображали лань — ее священное животное. В воображении греков каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имели своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми нереидами — в море. В вечном движении и переливах морских волн воображение греков видело веселых океанид и нереид, играющих па зыбкой морской поверхности. В лесах блуждал полузверь-получеловек», добродушный бог Пап. Иногда для забавы он пугал громким криком прохожих (отсюда произошло слово «паника») .
С течением времени, по мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов человеческой деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны — жестокий Арес и бог-вестник Гермес — покровитель путешествующих купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и ис­кусства.

С появлением классового общества и госу­дарства боги сделались хранителями новых порядков. В каждом греческом городе-государ­стве культ издревле почитавшегося божества приобретал официальный, государственный ха­рактер. Так, богиня Афина стала покровитель­ницей афинского города-государства, бог Апол­лон — покровителем независимого священного округа Дельф, Посейдон — покровителем го­рода-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпии, расположенных на юго-за­паде Греции.

В ряде греческих городов-государств, кроме почитания главных богов-олимпийцев, уста­новилось почитание богов низшего ранга. Са­мым популярным из неолимпийцев был Дио­нис — бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н. э. он стал наряду с богиней Афиной покро­вителем афинского народа. В его честь устраи­вали торжественные праздники, связанные с ве­сенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. В конце VIII — начале VII в. до н. э. вели­кий поэт древности Гесиод, чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение богов). В ней он рассказывает о том, как из первичного хаоса родились древнейшие боги: земля — Гея и небо— Уран. От них произошло второе поколение богов — могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти и низверг­нул в бездну своего отца. Сын Кроноса бог Зевс впоследствии так же поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов, которые, как считали греки, непосред­ственно управляли миром.

С течением времени на основе практического опыта медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, приближаясь постепенно к пра­вильному пониманию явлений природы. Один из греческих философов VI в. до н. э., размыш­ляя о представлениях современников о богах, справедливо заметил, что если бы быки, лошади и львы умели создавать произведения искус­ства, то изображали бы богов похожими на себя, т. е. в виде быков, лошадей, львов и т. д. Другие философы, задумываясь над происхож­дением мира, приходили к материалистическим выводам. Например, по предположению одного из них — Фалеса из города Милета, все про­изошло из воды. В V в. до н. э. в Афинах под­вергся преследованиям философ Анаксагор, утверждавший, что солнце не бог, а раскален­ный камень. Вершиной материалистического мировоззрения в древней Греции была гипотеза философа Демокрита о том, что весь мир состо­ит из сочетаний атомов.



Лучший Центр остеопатии Москва. Запись в Центр остеопатии Москва .Купить квартиру 3-х комнатную. Купить 2 х комнатную квартиру .


 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017