.
Меню сайта
|
РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. Лютер и МюнцерРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. Лютер и МюнцерXVI век был временем бурных перемен в жизни европейских народов. Великие географические открытия раздвинули границы мира, известного европейцам. Из ограбленных колонизаторами земель Нового Света корабли доставляли золото, серебро и другие сокровища. Рынки наводнялись множеством товаров, местных и заморских. Все шире становилась пропасть, отделявшая обнищавшую массу трудового люда от богатевших промышленников, купцов, колонизаторов, работорговцев. Неукротимая жажда обогащения охватила и католическую церковь. Служители церкви учили презирать житейские блага, проповедовали добровольную нищету. В то же время епископы и управители монастырей (аббаты) владели поместьями и за счет своих крепостных вели праздную, разгульную жизнь. Знатные церковники щеголяли в шелковых, усыпанных драгоценностями одеяниях, развлекались пирами и охотой, помыкали множеством слуг. От епископов не хотели отставать и священники, они вымогали у верующих деньги и подношения за крещение ребенка, за свадьбы, за похороны, в дни праздников. Кроме этого, крестьян заставляли отдавать десятую долю урожая в пользу церкви. Купцы и дворяне покупали для своих сыновей доходные должности священников. Обладатель такой должности для выполнения докучных церковных обязанностей нанимал бедного священника, а сам проводил время в праздности и веселье. В резиденции папы — Риме открыто торговали должностями епископов. Церковь не сходной цене продавала грабителям, убийцам и мошенникам индульгенции — особые грамоты, скрепленные папской печатью. Всякому уплатившему несколько дукатов индульгенция прощала совершенные преступления и обещала доступ в рай. Заручившись заранее индульгенцией, преступник получал прощение и тех грехов, которые он лишь намеревался совершить. Торговля индульгенциями оказалась последним толчком, вызвавшим взрыв всенародного негодования против католической церкви. Реформация церкви (преобразование) началась в Германии. Лютер и Мюнцер Немецкие князья и дворяне давно уже с завистью взирали на обширные земли и доходы епископов и монастырей. Дворянский поэт Ульрих фон Гуттен призывал к «веселой и легкой войне» против попов и монахов. Богатые горожане не желали, чтобы попы и монахи под разными предлогами вымогали у них деньги. Они подсчитывали убытки от частых католических праздников, во время которых приходилось запирать двери лавок и мастерских, и прикидывали, во что обходятся им церковные поборы. Дворяне, богатые мастера и купцы взамен существующей, слишком дорогой католической церкви хотели иметь новую, более дешевую и удобную. В течение столетий церковная проповедь внушала забитым и неграмотным труженикам страх перед всемогуществом бога и призывала безропотно повиноваться своим господам и государям. Но наперекор церкви неуклонно росло число смелых людей, которые отбрасывали навязанное церковью смирение и упорно добивались счастья на земле. Этих смельчаков называли еретиками. Их преследовали, подвергали пыткам, сжигали на кострах. Еретики говорили о божьей правде, о божественной справедливости, но в эти слова вкладывали вековую мечту о настоящем равенстве, о таком обществе, в котором не будет ни угнетателей, ни угнетенных, ни богачей, ни бедняков. Библию считали священной книгой. Читая Библию, крестьяне, ремесленники убеждались, что в ней нет упоминаний о папе, епископах, феодалах-помещиках, нет ни слова о барщине, оброках и церковных поборах. Им было невдомек, что это объясняется тем, что Библия возникла за много столетий до европейского феодализма. Они простодушно умозаключали, что сам господь-бог против ненавистных им феодальных порядков. Они ожидали, что крушение католической церкви будет и падением крепостничества, бесправия, нищеты и торжеством долгожданной «божьей правды». Подобные надежды не имели ничего общего с планами князей и дворян, с расчетами зажиточных горожан на дешевую церковь. Это означало, что всенародная борьба против католической церкви должна была неизбежно смениться столкновением двух течений: умеренной реформации и реформации народной. Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение. Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию. Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» — соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение». Провозгласив, что «небесное спасение» достигается не делами, а только верой, Лютер тем самым освобождал верующих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви. Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал еще год, и Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), призывавшую его в Рим. В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов). Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!» В каждом городке, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена немецким народом, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили земли, отнятые у церкви вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более дешевую церковь, пришедшую на смену католической, стали называть лютеранской. Но могла ли такая реформация удовлетворить обездоленный люд в городе и деревне? Угнетенные жаждали коренного улучшения жизни. Между тем, несмотря на реформацию, сохранялся прежний гнет князей и дворян, крепостное право оставалось таким же жестоким. Уже с конца XV в. Германия была охвачена крестьянскими восстаниями. В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака». В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить «Союз башмака». Но уже в 1513—1514 гг. он возродился под именем «Союза бедного Конрада». Еще в самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления бедноты в деревне и городе. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие гневом «летучие листки», наспех составленные воззвания без подписи. Народное возмущение вылилось в большую крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. охватила большую часть Германии. В марте 1525 г. в городе Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований — «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Крестьяне добивались не свержения власти, а лишь ограничения произвола, в суде и органах управления. Авторы «12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник и отдаваемая церкви десятина (десятая часть урожая) расходовалась на общественные нужды и на жалованье священнику. Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, наивно рассчитывая на его поддержку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. Когда же крестьяне взялись за оружие, Лютер объявил, что восставший человек подобен бешеной собаке, и призвал к беспощадной расправе с ними. Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего крестьянства стал Томас Мюнцер (1493 —1525). «Если,— заявлял он,— единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело». Мюнцер призывал превратить реформацию в народную революцию. В то время не существовало никакой революционной теории, и Мюнцер находил в старых религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом «божьей справедливости», он называл безбожниками князей и господ, отнимавших у крестьян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли. Мюнцер стремился объединить под знаменем народной реформации крестьянскую бедноту, ткачей, рудокопов, подмастерьев. В своем «Письме-тезисах» он требовал уничтожения всех замков и монастырей, поголовного вступления всех работоспособных в «Христианский союз и братство», члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение. Хищников и тунеядцев, которые воспротивились бы вступлению в трудовое объединение, Мюнцер предлагал поставить вне закона. Несмотря на общий численный перевес восставших, они оказывались в меньшинстве на полях сражений. Каждый отряд хотел вести войну только вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необученных крестьян-пехотинцев легко сокрушала дворянская конница. Большой вред движению наносила доверчивость восставших, их готовность идти на мирные переговоры с князьями и дворянами, вероломно нарушавшими все обещания и соглашения. Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами и мужественно претерпел жестокие пытки. Он и его соратники заплатили жизнью за стремление покончить с крепостничеством, за попытку установить справедливый общественный строй. В тех областях германского юга, где с особой силой бушевала крестьянская война, феодалы вернулись к католицизму, в котором видели надежный оплот против народных движений. В большей части Германии восторжествовала умеренная реформация. Она обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обогатила князей за счет церковного имущества и подчинила князьям священников новой, лютеранской церкви. Отныне они состояли на службе у князей и заставляли верующих молиться о здоровье и долголетии князя — покровителя местной церкви. Победа умеренной реформации еще более усилила княжескую власть, увеличила раздробленность Германии и способствовала сохранению крепостничества. |
ПОИСК
Block title
|