.
Меню сайта
|
Восстание 1916 года в Средней Азии и КазахстанеВосстание 1916 года в Средней Азии и КазахстанеИмпериалистическая война усилила национально-колониальный гнет и принесла новые бедствия угнетенным народам царской России. Царские колонизаторы вывозили из Средней Азии и Казахстана «на нужды войны» сырье, продовольствие, скот. Изыскивая новые и новые средства для финансирования преступной войны, царское правительство резко увеличило налоги. За годы войны по Казахстану и Средней Азии они возросли в 15 раз. Уделом бедняцких масс аулов и кишлаков были голод и нищета. Истекал второй год войны. 25 июня 1916 г. был обнародован царский указ о мобилизации на тыловые работы инородцев1, ранее освобожденных от воинской повинности. Мобилизации подлежали все мужчины коренного населения Средней Азии и Казахстана от 19 до 43 лет. Их хотели использовать на строительстве оборонительных сооружений и путей сообщения и, как говорилось в указе, «для всяких иных необходимых для государственной обороны работ». Инородцы призваны были заменить сотни тысяч русских, украинских, белорусских рабочих и крестьян, которые в свою очередь должны были пополнить ряды действующей армии. Указ был получен в Казахстане и Средней Азии в разгар сельскохозяйственных работ. Мобилизация мужчин грозила сорвать уборку урожая, что обрекло бы население на голодную смерть. Чаша терпения переполнилась. Трудовой народ поднял восстание против царизма. Оно началось в северных районах Таджикистана и Узбекистана и вскоре охватило почти всю Среднюю Азию и Казахстан, перебросилось в Астраханскую губернию, на Урал и в некоторые другие районы, населенные нерусскими народностями. В восстании приняли участие сотни тысяч дехкан (крестьян), батраков и ремесленников. Они выступали под лозунгами: «Не дадим рабочих!», «Не отдадим своих детей белому царю!». Дехкане говорили: «У нас отняли землю, отняли благосостояние тяжелыми поборами, теперь отнимают душу... Не дадим никого, не подчинимся требованиям царских властей. Не пойдем в солдаты, всех перебьем, кто будет брать их, придет сам царь — и его убьем». В отдельных наиболее отсталых районах руководство восстанием захватила местная знать и мусульманское духовенство. Они стремились использовать народное движение в своих корыстных целях, направить его против русского народа, провоцируя нападения повстанцев на русские поселения. Однако большинство восставших боролось не только против «белого царя» и его властей, но и против своих феодалов, баев и манапов2, которые были опорой царизма. Из них состояла местная, так называемая «туземная» администрация— волостные управители, старшины и т. д. Царский указ освобождал их от мобилизации. Кроме того, «любому туземцу» разрешалось нанять и послать вместо себя другого человека. Этим широко воспользовались богатеи. Вся тяжесть мобилизации легла на бедноту. Это вызвало озлобление трудящихся не только против русской администрации, но и против местных эксплуататоров. В ряде мест в восстании приняли участие русские рабочие и крестьяне-бедняки. Один из руководителей восстания в Казахстане — Нуко Сатыбеков, попавший в руки царских палачей, сказал следователю: «Ты спрашиваешь, зачем я восстал? Хорошо, я расскажу. Я восстал потому, что больше не было сил терпеть. Каждый из нас носил на своей шее по два ярма. Одно надели наши же баи, другое — начальники царя. У нас отобрали хорошие земли, но мы стерпели. Нас обложили податями, мы не наедались досыта, но терпели. Баи судили в пользу богатых, мы платили штрафы и продолжали терпеть. Мы чуть не превратились в верблюдов, которые падают от непосильной ноши и умирают. Но мы все же люди, и всякому терпению приходит конец». Восстание было стихийным и неорганизованным. Его участники действовали разрозненно, не имели единого руководства и плана. Восставшие уничтожали списки мобилизуемых, громили волостные и полицейские управления, избивали представителей царской администрации, нападали на войска, полицию и т. д. Царское правительство объявило край на военном положении. В основные районы восстания были брошены карательные отряды, вооруженные даже артиллерией. Каратели сжигали селения, уничтожали посевы, отнимали у местного населения скот, хлеб, имущество. Многие тысячи крестьян — узбеков, казахов, киргизов, туркмен, таджиков — были расстреляны без суда и следствия. Сотни тысяч местных жителей, спасаясь от преследований, бежали через границу в Китай и Иран. Они вернулись на родину лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Царские войска подавили основные очаги восстания. Но в одной из северных областей Казахстана — Тургайской — они встретили очень упорное сопротивление. Борьбу здесь возглавил герой казахского народа Амангельды Иманов. К осени 1916 г. повстанцы насчитывали в своих рядах около 50 тыс. человек. В октябре — ноябре отряды Амангельды Иманова осадили город Тургай. Царское правительство направило сюда крупные воинские силы. В феврале 1917 г. после неравной борьбы с царскими войсками Амангельды Иманов отступил в глубь степи. Вплоть до Октябрьской революции тургайские повстанцы продолжали вести бои с отрядами карателей. Восстание 1916 г. в целом потерпело поражение. Но оно ослабило силы царизма, сорвало мобилизацию. Властям удалось мобилизовать лишь около 120 тыс. человек — меньше половины намеченных к набору. Мобилизованные работали в прифронтовых районах. Они прошли там школу революционной борьбы у русских рабочих, а позже, вернувшись домой, активно участвовали в установлении власти Советов. Восстание 1916 г. еще раз показало, что свобода народов национальных окраин России может быть завоевана лишь при поддержке русского пролетариата. В 1918 г. Амангельды Иманов говорил: «В 1916 году мы с комчей (плеткой.— Ред.) и топором дерзнули вырвать с корнем царизм,— теперь в революционном бою при помощи русского пролетариата разгромим до конца белые банды, уничтожим алаш-ордынцев3 и построим счастливую жизнь».
1 Инородцами царские колонизаторы презрительно называли нерусские народы, и прежде всего отсталые народы Востока, входившие в состав России. 2 Так называли богачей в Средней Азии и Казахстане. 3 Так назывались члены буржуазно-националистической организации баев — Алаш-орды, активно выступавшей против установления Советской власти в Казахстане. |
ПОИСК
Block title
|