.
Меню сайта
|
МольерМольер(1622—1673) По преданию, Людовик XIV спросил однажды поэта Буало, кто из современных поэтов будет более всех славен в грядущих поколениях и таким образом обессмертит его царствование. Буало назвал Мольера. Король будто бы ответил: «Я не думал этого, но вы больше меня смыслите в этом деле». Мольер (Жан Батист Поклен) пользовался симпатией короля, который считал его весельчаком, балагуром, скоморохом, но уж никак не великим драматургом. А ведь Буало оказался прав: среди всех писателей блистательного XVII в. Мольеру была суждена самая прочная посмертная слава. И в наше время почти не найдешь театра, даже самодеятельного, в котором не ставились бы «Тартюф» или «Смешные жеманницы», «Скупой» или «Дон-Жуан», «Жорж Данден» или «Мещанин во дворянстве». Сатира Мольера, направленная против пороков человеческого общества, против лицемеров, скупцов, ханжей, крючкотворов, оказалась бессмертной. Мольер, в отличие от Корнеля и Расина, изображал своих современников, их быт и нравы, которые он прекрасно изучил. Недаром он тринадцать лет, с 1645 по 1658 г., бродил по Франции с театральной труппой, играл самые разнообразные роли, общался с людьми всех сословий и наблюдал жизнь простонародья в городах и деревнях, на ярмарках, на постоялых дворах, в зрительных залах. В 1658 г. бродячая труппа Мольера обосновалась в Париже, получила театральное помещение. Мольер продолжал оставаться главным актером своего театра, а кроме того, и драматургом — за тринадцать лет он сочинил для своего театра тридцать пьес. В них он изобразил представителей самых различных слоев населения Франции. Стряпчие и священники, вельможи и врачи, писатели и актеры, лакеи и откупщики, учителя и девицы на выданье, скучающие богатые бездельницы и молодые великосветские хлыщи — все они прошли перед глазами зрителей. В зрительном зале одни испытывали восторг, другие негодовали, требовали запретить пьесу, уничтожить и ее и автора. Что же удивительного? Как могли не бушевать распутные дворяне, видя на сцене безжалостного совратителя и дерзкого богохульника Дон-Жуана («Дон-Жуан», 1665)? Как могли они спокойно слушать обвинения в лицемерии и фальши, брошенные по их адресу смелым мыслителем Альцестом («Мизантроп», 1666)? Как разбогатевшие горожане, спесивые буржуа могли спокойно терпеть остроумные издевательства над мещанином Журденом, стремящимся вылезть из грязи в князи («Мещанин во дворянстве», 1670)? Мольер боролся в каждой своей комедии против тех, кого он считал врагами Франции. А эти враги, хозяева страны, узнавали себя в героях комедии и мстили драматургу за нанесенное им оскорбление. И все же Мольер был бесконечно сильнее их, потому что за ним было будущее. Вот один из эпизодов борьбы Мольера. В то время во Франции существовала мощная, хотя и тайная, церковная организация — «Общество святых даров», которую современники называли «заговором святош». Ее члены проникали во все круги общества, главным образом в семьи состоятельных французов, и в поисках еретиков шпионили, выведывали, вынюхивали, писали кляузы и доносы. Агенты этого общества считали театр «дьявольской потехой» и натравливали на него католическую церковь. Мольер понимал, какое зло несут святоши, и ополчился против них в комедии «Тартюф, или Лицемер» (1664). Общество добилось запрещения пьесы; попы требовали, как говорилось в одном из писем королю, «для этого демона в телесной оболочке... примерной, величайшей и всенародной пытки и даже сожжения на костре, который явился бы для него предвестником адского огня». «Тартюфам удалось ловко втереться в милость вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии» — так писал Мольер в жалобе на имя короля. Но запрет не сняли. Тогда Мольер переделал свою комедию, лишил своего героя духовного сана, переименовал его из Тартюфа в Панюльфа и даже всю пьесу назвал иначе — «Обманщик». Премьера состоялась в 1667 г. и прошла с огромным успехом, но на другой же день комедию вновь запретили. Парижский архиепископ объявил, что всякий актер, исполняющий роль в мольеровской пьесе, будет отлучен от церкви. Прошло еще полтора года — наконец-то ценой некоторых уступок Мольер победил и «Тартюф» утвердился на сцене. В этой пьесе действует хитрый пройдоха и ханжа Тартюф. Он поселяется в доме богатого буржуа Оргона, опутывает хозяина лестью и ложью, соблазняет дочь и жену своего благодетеля и вымогает дарственную на все имущество; Тартюф терпит крах только благодаря вмешательству справедливого государя — эта концовка, до смешного искусственная, понадобилась Мольеру, чтобы заручиться поддержкой короля. В битве за «Тартюфа» Мольер победил. Но когда он умер, церковники запретили даже хоронить его тело на «освященной земле» кладбища, и великого поэта, драматурга, актера ночью зарыли за кладбищенской оградой. |
ПОИСК
Block title
|