.
Меню сайта
|
Музыкальные жанрыМузыкальные жанрыКлассическая музыка богата разнообразными жанрами, т. е. видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Музыкальные жанры различаются прежде всего по способу исполнения произведений. Древнейшие из них — вокальные жанры, связанные со словом, поэтическим текстом, звучанием человеческого голоса. На основе вокальной музыки возникли инструментальные жанры. Вокальная музыка — это песня, романс, хор, оперная ария, доступные для всех слушателей и самые популярные произведения. Главнейшая черта всякой песни — многократное повторение напева. Основная мелодия сохраняется в том же виде, но каждый раз меняющийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки. Песни исполняются певцами в сопровождении инструментальной музыки, а нередко и без аккомпанемента. Однако даже самый простой инструментальный аккомпанемент усиливает выразительность песенной мелодии, ее полноту и красочность, дорисовывает образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. В песне Глинки «Жаворонок» слышатся и птичий щебет, и трели. В аккомпанементе музыкальной баллады Шуберта «Лесной царь» передается бешеная скачка коня. «СИМФОНИЯ — САМАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ИЗ ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ. НЕ ДОЛЖНА ЛИ ОНА ВЫРАЖАТЬ ВСЁ ТО, ДЛЯ ЧЕГО НЕТ СЛОВА, НО ЧТО ПРОСИТСЯ ИЗ ДУШИ И ЧТО ХОЧЕТ БЫТЬ ВЫСКАЗАНО?» П. И. ЧАЙКОВСКИЙ Излюбленным вокальным жанром в XIX в. стал романс. Романсы обычно сложнее песен: мелодии их бывают не только широкого песенного склада, но и напевно-декламационного (например, «Я не сержусь» Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» Глинки и Даргомыжского, «Спящая княжна» Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки). Ряд музыкальных произведений, объединенных замыслом и формой в единое целое, составляет цикл (например, песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь» или вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Гейне). Существуют жанры вокальной музыки, предназначенные для группы исполнителей (дуэты, трио) или для большого певческого коллектива (хоровые жанры). Хоры могут входить в состав оперы, оратории, кантаты. Знаменитый хоровой финал Девятой симфонии Бетховена (на оду Шиллера «К радости») воспроизводит картину величественного празднества народных масс. Кантата — произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Существуют кантаты лирические, торжественные, сочиненные в честь какой-либо юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева). Оратория напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» Прокофьева). Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки — опера (см. ст. «Оперный театр»). В большинстве опер сочетаются звучание оркестра, пение и речитатив — речь нараспев, а в таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» Дунаевского, «Аршин мал алан» Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Оффенбаха). Инструментальные жанры образуют две группы музыкальных произведений: камерную и симфоническую. Камерная музыка (буквально «домашняя») рассчитана на исполнение перед сравнительно маленьким кругом слушателей силами солиста или небольшого коллектива музыкантов. Камерные произведения — это либо пьесы для солирующих инструментов: вариации, соната, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн, либо разнообразные инструментальные ансамбли — трио, квартеты, квинтеты и т. д., где участвуют соответственно 3, 4, 5 инструментов и все партии, одинаково важные, требуют от композитора тщательной отделки. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанная с народным творчеством,— тема с вариациями. Она построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли — темы. Варьируются (изменяются) отдельные мелодические обороты, ритм и характер сопровождения. Пример — фортепианные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Хандошкина (см. статьи «Истоки русской музыки», «Русская музыка XVIII в.»). Другая старейшая музыкальная форма — сюита, где чередуются танцы и пьесы, противоположные по своему характеру, темпу и ритму: умеренно-медленные (немецкая аллеманда), быстрые (французская куранта), весьма медленные, торжественные (испанская сарабанда) и стремительно-быстрые (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой в сюите вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и др. В конце XVII в. в творчестве итальянского скрипача А. Корелли сложился жанр сонаты (от итальянского sonare — звучать), которая вскоре стала одной из самых любимых музыкальных форм. Классические образцы сонаты — пьесы для одного-двух инструментов в XVIII в. создали композиторы Бах, Гайдн, Моцарт. Их сонаты состоят из двух или трех частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяет вторая часть — медленная, певучая, лирическая. Завершалась соната финалом — музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда вместо медленной части появлялась танцевальная пьеса — менуэт. Бетховен писал многие свои сонаты и в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера — менуэт или скерцо (от итальянского scherzo — шутка). Симфоническая музыка, в отличие от камерной, пишется для симфонического оркестра с использованием возможностей различных его инструментов (см. ст. «Симфонический оркестр и его инструменты»). Симфонические произведения характеризуются глубиной и полнотой содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка. Жанры симфонической музыки разнообразны. Увертюра — оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме или самостоятельным произведением (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте). Симфонические фантазии — произведения в свободной форме («Франческа да Римини» Чайковского). Симфонические поэмы — произведения в одной части, обычно программного1 характера («Тамара» Балакирева). Симфонические сюиты — музыкальные произведения, состоящие из ряда самостоятельных частей («Шехеразада» Римского-Корсакова). Симфония состоит из нескольких ярко контрастных частей (обычно из четырех), которые можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы (например, «Богатырская симфония» Бородина, симфонии Моцарта). Концерт — очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепиано, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Исполнение концерта требует от солиста высокого мастерства, виртуозности. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, то торжествующе-мощно подхватывает его тему. Концерт появился впервые в XVI в., в связи с развитием исполнительского искусства. Создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов создали Бетховен, Шопен, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Рахманинов, Хачатурян, Кабалевский. Симфоническая музыка — одно из ярчайших явлений мировой культуры. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений — быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно быстрого — композиторы-симфонисты с большой художественной силой воссоздают различные стороны действительности. Музыкальные жанры не остаются неизменными на протяжении веков. Так, в наше время в странах социалистического лагеря отмирают жанры вокальной церковной музыки. Зато появляются произведения новых жанров: музыка к кинофильмам, пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир и др. 1 Программными называются музыкальные произведения, написанные на сюжет какого-либо литературного произведения или на самостоятельный сюжет. |
ПОИСК
Block title
|