. Немые фильмы Франции
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Немые фильмы Франции

Немые фильмы Франции

Ганс, Клер, Ренуар, Фейдер, Дрейер

Наиболее яркой фигурой в кино Франции послевоенных лет был Абель Ганс (р. 1889). Его киноповесть о паровозном машинисте — «Ко­лесо» (1923) была сделана под влиянием ро­мана «Человек-зверь» Золя и поражала поэти­ческим изображением труда и атмосферы же­лезной дороги, ритмическим монтажом, нео­жиданными ракурсами, съемкой с движения.

Несколько лет проработал Абель Ганс над монументальным фильмом о Наполеоне. Это произведение, вызвавшее многолетние споры, было неровным, не всегда исторически точным. Но изобразительное мастерство, эксперименты с тройным экраном (действие массовых сцен раз­ворачивалось одновременно на трех экранах, искусно сочетались крупные и общие планы) и великолепный ритмический монтаж сделали фильм «Наполеон, как его увидел Абель Ганс» (1927) значительным яв­лением в мировом киноискусстве.

Вскоре эксперименты в области языка кино на­чали принимать во Франции самодовлеющий характер. Содержание фильма было объявлено несущественным. Не жизнь, не правда дейст­вительности, а прихотливая фантазия худож­ника казалась источником искусства. Болез­ненные мечты шизофреника, сновидения, игра света и тени, ритм работающих машин, любова­ние предметами, неузнаваемо снятыми в необыч­ных ракурсах, ритм монтажа — все это ставилось над реализмом, считалось выше его и получило название сюрреализм. По­становкой сюрреалистических короткометражек занимались поэт Пикабиа, художник Леже, кинорежиссеры Бюнюэль, Кавальканти, к ним примкнула Жермена Дюлак. Считая, что они идут впереди мирового киноискусства, эти ху­дожники назвали себя Авангардом.

В среде Авангарда вырос один из крупней­ших режиссеров французского кино Рене Клер (р. 1898; см. ст. «Рене Клер»). Этот прекрасный режиссер создал фильмы, в которых раскрыл специфические возможности кинематографа: де­лать реальную жизнь волшебной, фантастиче­ской. И вместе с тем Рене Клер оставался реали­стом, он пользовался фантастическими сюже­тами, чтобы бичевать пороки буржуазного об­щества и бороться за гуманизм («Париж уснул», 1923; «Призрак Мулен-Ружа», 1925; «Соломен­ная шляпка», 1927; «Двое робких», 1928).

Рядом с Рене Клером успешно работали Жан Ренуар (р. 1894), сын известного худож­ника-импрессиониста, и Жак Фейдер (1888— 1948). В своих лучших фильмах Ренуар («Дочь воды», 1924; «Нана» по Золя, 1926; «Девочка со спичками», 1928) и Жак Фейдер («Кренке-биль» по Анатолю Франсу, 1923; «Кармен» по Мериме, 1926; «Тереза Ракен» по Золя, 1928) развивали традиции импрессионистической жи­вописи и реалистической литературы.

Одним из лучших произведений французско­го немого кино стала постановка датского ре­жиссера Карла Дрейера (р. 1889) «Страсти Жанны д'Арк» (1928). Актриса Рене Фальконетти сыграла свою единственную роль в кино с такой силой, психологической глубиной и женственной мягкостью, что навсегда вош­ла в историю киноискусства. Разнообразно используя крупные планы, режиссер дал целую галерею характеров судей и палачей Жанны.

Дрейер использовал накопленную киноис­кусством изобразительную культуру — каждый кадр его фильма скуп, гармоничен, как подлин­ное произведение живописи. Так же как в со­ветской «Земле», как в немецком «Последнем человеке», как во многих реалистических филь­мах американских режиссеров, в «Страстях Жанны д'Арк» ощущается стремление к жи­вому человеческому слову.

Немое кино исчерпывало свои возможности. Экран должен был заговорить.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ