.
Меню сайта
|
Немые фильмы ФранцииНемые фильмы ФранцииГанс, Клер, Ренуар, Фейдер, ДрейерНаиболее яркой фигурой в кино Франции послевоенных лет был Абель Ганс (р. 1889). Его киноповесть о паровозном машинисте — «Колесо» (1923) была сделана под влиянием романа «Человек-зверь» Золя и поражала поэтическим изображением труда и атмосферы железной дороги, ритмическим монтажом, неожиданными ракурсами, съемкой с движения. Несколько лет проработал Абель Ганс над монументальным фильмом о Наполеоне. Это произведение, вызвавшее многолетние споры, было неровным, не всегда исторически точным. Но изобразительное мастерство, эксперименты с тройным экраном (действие массовых сцен разворачивалось одновременно на трех экранах, искусно сочетались крупные и общие планы) и великолепный ритмический монтаж сделали фильм «Наполеон, как его увидел Абель Ганс» (1927) значительным явлением в мировом киноискусстве. Вскоре эксперименты в области языка кино начали принимать во Франции самодовлеющий характер. Содержание фильма было объявлено несущественным. Не жизнь, не правда действительности, а прихотливая фантазия художника казалась источником искусства. Болезненные мечты шизофреника, сновидения, игра света и тени, ритм работающих машин, любование предметами, неузнаваемо снятыми в необычных ракурсах, ритм монтажа — все это ставилось над реализмом, считалось выше его и получило название сюрреализм. Постановкой сюрреалистических короткометражек занимались поэт Пикабиа, художник Леже, кинорежиссеры Бюнюэль, Кавальканти, к ним примкнула Жермена Дюлак. Считая, что они идут впереди мирового киноискусства, эти художники назвали себя Авангардом. В среде Авангарда вырос один из крупнейших режиссеров французского кино Рене Клер (р. 1898; см. ст. «Рене Клер»). Этот прекрасный режиссер создал фильмы, в которых раскрыл специфические возможности кинематографа: делать реальную жизнь волшебной, фантастической. И вместе с тем Рене Клер оставался реалистом, он пользовался фантастическими сюжетами, чтобы бичевать пороки буржуазного общества и бороться за гуманизм («Париж уснул», 1923; «Призрак Мулен-Ружа», 1925; «Соломенная шляпка», 1927; «Двое робких», 1928). Рядом с Рене Клером успешно работали Жан Ренуар (р. 1894), сын известного художника-импрессиониста, и Жак Фейдер (1888— 1948). В своих лучших фильмах Ренуар («Дочь воды», 1924; «Нана» по Золя, 1926; «Девочка со спичками», 1928) и Жак Фейдер («Кренке-биль» по Анатолю Франсу, 1923; «Кармен» по Мериме, 1926; «Тереза Ракен» по Золя, 1928) развивали традиции импрессионистической живописи и реалистической литературы. Одним из лучших произведений французского немого кино стала постановка датского режиссера Карла Дрейера (р. 1889) «Страсти Жанны д'Арк» (1928). Актриса Рене Фальконетти сыграла свою единственную роль в кино с такой силой, психологической глубиной и женственной мягкостью, что навсегда вошла в историю киноискусства. Разнообразно используя крупные планы, режиссер дал целую галерею характеров судей и палачей Жанны. Дрейер использовал накопленную киноискусством изобразительную культуру — каждый кадр его фильма скуп, гармоничен, как подлинное произведение живописи. Так же как в советской «Земле», как в немецком «Последнем человеке», как во многих реалистических фильмах американских режиссеров, в «Страстях Жанны д'Арк» ощущается стремление к живому человеческому слову. Немое кино исчерпывало свои возможности. Экран должен был заговорить. |
ПОИСК
Block title
|