.
Меню сайта
|
Киноискусство стран Азии, Африки и Латинской АмерикиКиноискусство стран Азии, Африки и Латинской АмерикиЯпонские фильмы Имаи, Синдо, Куросавы. Индийские фильмы Роя, Капура» Мексиканские фильмы Фернандеса, Бюнюэля. Аргентинские, бразильские, кубинские фильмыДо войны на мировом киноэкране состязались только страны Европы и США. В Японии, Индии, Китае, Мексике существовало кинопроизводство, но прокат их фильмов ограничивался национальными рамками. Выход на международную арену уже существующих кинематографий, принадлежавших суверенным или полунезависимым государствам Азии, Африки и Латинской Америки, совпал с послевоенным рождением кино в колониальных и полуколониальных странах и их борьбой против голливудского засилия. Кинематография Японии имеет давнюю историю. С 1903 г. производство фильмов, опираясь на традиции национального театра, развивалось по двум руслам — исторического и современного фильма. Фехтовальные фильмы о подвигах самураев и семейные драмы выпускались десятками и сотнями. Но все кинопроизводство Японии было подчинено целям милитаристской пропаганды и успеха на мировом рынке не имело. Известность японскому кино принесли не эти фильмы, а прогрессивные, подчас революционные по содержанию, глубоко гуманные и именно потому высокохудожественные фильмы «независимых компаний». Основные темы послевоенного японского кино — трагедия Хиросимы и разруха. Первые документальные фильмы режиссеров Акира Ивасаки и Фумио Камеи о Хиросиме были конфискованы американцами. Зато вскоре появились «Дети Хиросимы» (1953) и «Счастливый дракон» (1959) Кането Синдо, «Хиросима» (1953) и «Дети смешанной крови» (1954) Сэкигавы и другие фильмы, резко протестующие против оккупации и новой войны. Крупнейший независимый кинорежиссер Японии — Тадаси Имаи (р. 1912). Фильм его «А все-таки мы живем» (1951) взволнованно рассказывает о судьбе разоренного крестьянина, пытающегося прокормить семью на черной работе в городе. Жестокая и честная, эта картина резко осуждает современный японский режим и прославляет простого человека. Еще острее и тенденциознее «Мрак среди дня» (1956) — удивительный пример вмешательства художника в политическую борьбу. Тадаси Имаи гневно разоблачил процесс против четырех молодых рабочих, обвиняемых в ограблении и убийстве четы стариков. Фильм вышел, когда процесс, сфабрикованный полицией для компрометации рабочей молодежи, еще продолжался, и сыграл решающую роль в оправдании невинно осужденных. К началу 60-х годов, под давлением монополистов, «независимые компании» почти прекратили свое существование. Последним крупным успехом «независимых» был фильм режиссера и сценариста Кането Синдо (р. 1912) «Голый остров» (1961) — поэтическое повествование без слов о жизни крестьянской семьи, возделывающей свое маленькое поле на пустынном и безводном островке. Однако было бы неверно полагать, что в крупных кинокомпаниях не работают талантливые и честные люди. Так, всемирной известностью пользуется японский режиссер Акира Куросава (р. 1910). Проработав несколько лет художником, ассистентом, затем сценаристом, он выступил в 1943 г. с фильмом « Сугата Сансиро» — драмой о корифеях японской национальной борьбы. В 1951 г. большой приз на Венецианском кинофестивале получил фильм Куросавы «Расёмон», поставленный по двум новеллам известного писателя Акутагавы. История о том, как в далеком прошлом, в годы послевоенного безвременья, разбойник убил самурая и овладел его женой, рассказывается на экране четыре раза разными людьми, с разных точек зрения, и все рассказы опровергают друг друга. «Расёмон» как бы открыл для Европы японское кино, а последующие картины Куросавы заслуженно сделали его одним из популярнейших кинорежиссеров мира. За последние годы в Японии выдвинулось много молодых, ярко одаренных режиссеров, которые не теряют интереса к социальной борьбе, выступая с резко антибуржуазными и антивоенными произведениями. По количеству выпускаемых фильмов вслед за Японией (500 фильмов в год) уже много лет выступает Индия. Однако немногие из ее 300 фильмов в год становятся известны за рубежом. Длинные, с медленным течением действия, переполненные песнями и танцами, индийские фильмы плохо воспринимаются западными зрителями. Однако рост национально-освободительного движения в 40-х годах, приведший к провозглашению Индии самостоятельной республикой, вызвал усиление реалистических тенденций и в литературе и в киноискусстве. Широкую известность получил фильм «Два бигха земли» (1953) режиссера Бимала Роя (р. 1924), ставший этапом в истории индийского кино. Близкий по языку итальянским неореалистическим и японским «независимым» фильмам, он поэтически показал чистоту и благородство индийских крестьян, дал четкую и критическую оценку социальным противоречиям буржуазного общества. Среди прогрессивных кинематографистов Индии выделяется писатель, сценарист и режиссер Ходжа Ахмад Аббас (р. 1914), участник советско-индийского фильма «Xождение за три моря» (1958), автор реалистических картин «Путник» («Ганга»; 1953), «Мунна» (1954). Наиболее популярный кинематографист Индии — режиссер, сценарист, продюсер и актер Радж Капур (р. 1924), автор фильма «Бродяга» и др. Сочетая мелодраматические и комедийные элементы, подражая Чаплину и Рене Клеру, он создал много фильмов о судьбах бедняков крестьян, попавших в большой город. Киноискусство Индонезии, Бирмы, Цейлона, Пакистана, Ирана и других азиатских государств (о киноискусстве Китая, Кореи и Вьетнама см. ст. «Киноискусство стран социализма») имеет местное значение, развивается под сложным влиянием индийского и американского кино. Среди молодых кинематографистов этих стран растет интерес к советскому и передовому европейскому киноискусству. Кинематография молодых африканских государств делает еще только первые шаги. Самостоятельные произведения здесь только начинают появляться, за исключением Египта, где кинематография носит зрелый, профессиональный характер. После свержения короля Фарука и обретения египетским народом независимости кинематография начала бурно развиваться, выпуская порой до 150 кинофильмов в год. Жестокие мелодрамы и семейные драмы с кровавыми развязками причудливо сочетают в себе голливудское влияние и специфические национальные мотивы. Стремление египетских кинематографистов к острой сюжетности, бурным страстям, сильным характерам делает их фильмы увлекательными. Однако зачастую эти качества влекут за собой уступки дурному вкусу, надуманную искусственность ситуаций. В Сирии, Ливане, Марокко также работают киностудии, порой конкурирующие, порой сотрудничающие с египетскими. Среди кинематографий латиноамериканских стран ведущее место занимает мексиканская. Большое количество стран, говорящих на испанском языке, обеспечивало мексиканской кинематографии экспорт, поэтому сразу после второй мировой войны здесь выходило до 100— 120 картин в год. В начале 40-х годов в Мехико образовалось творческое содружество режиссера Эмилио Фернандеса (р. 1904), оператора Габриэля Фигероа, актеров Долорес Дель Рио, Колумбы Домингес, Марии Феликс и Педро Армендариса. Этот коллектив создал ряд подлинно художественных фильмов — национальных по духу и по стилю. Наибольший успех имела их картина «Мария Канделария» (1944) — повесть о гордой и любящей мексиканской женщине. На изобразительное построение фильма оказала несомненное влияние монументальная живопись Риверы, Ороско и Сикейроса (см. ст. «Искусство капиталистических стран XX в.»), а также первый реалистический фильм о Мексике, снятый в 1930-х гг. С. М. Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ. За «Марией Канделарией» последовали «Рио Эскондидо», «Мексиканская девушка» («Палома»), «Сети» и много других. Склонность к мелодраматизму была оправдана темпераментными характерами героев — пеонов (крестьян), индейцев по происхождению, наивных и доверчивых, вспыльчивых и прямодушных. Особое место занял режиссер Луис Бюнюэль (р. 1900) — испанец по происхождению. Участник испанской войны, он вынужден был бежать от кровавой мести Франко, с 1938 по 1945 г. провел в бесплодных попытках сделать фильм в Америке, а с 1946 г. обосновался в Мексике, где поставил несколько фильмов, обративших на себя внимание международной кинокритики. Его «Забытые» (1950) — жестокий и мрачный, полный негодования рассказ о безнадзорных детях, становящихся преступниками. В иронической комедии «Лестница на небо» (1952), в драме «Он» (1953), в поэтическом повествовании «Робинзон Крузо» (1955) Бюнюэль, при неожиданности и разнообразии приемов, жанров, сюжетов, продемонстрировал единство своего стиля — страстного и скупого. Верность действительности и обличительный пафос приблизили картины Бюнюэля к итальянскому неореализму (см. ст. «Итальянский неореализм»). Особенно эта близость сказалась в антиклерикальном фильме «Назарин» (1958). В 1960 г. Бюнюэль вернулся в Испанию, где вопреки цензуре создал ряд острокритических фильмов (часть из которых поставлена на французских киностудиях). В соревновании с мексиканским развивалось аргентинское и бразильское кино. В Аргентине среди потока посредственных музыкальных комедий (известные у нас картины с участием Лоллиты Торрес) и кровавых мелодрам своей суровой правдой выделилась картина актера и режиссера Уго Дель Карриля (р. 1912) «Текут мутные воды» (1952) по роману революционного писателя Варелы. Талантливы фильмы и молодого режиссера Леопольда Торре Нильсона («Конец праздника», 1960). В Бразилии рождение кинематографии связано с возвращением на родину режиссера Альберто Кавальканти (р. 1897), четверть века проработавшего во французском и английском, главным образом документальном кино. На родине маститый режиссер воспитал и поставил на самостоятельный путь многих молодых режиссеров, а сам создал фильм «Песня моря» (1954) — поэтическую повесть о буднях побережья. В середине 50-х годов выдвинулся молодой режиссер Н. Перейра дус Сантус, в чьем фильме «Рио 40°» и других, сделанных под влиянием неореализма, правдиво и сочувственно обрисована жизнь негритянской городской бедноты. Кубинская революция открыла новую страницу в истории Латинской Америки. Молодая кубинская кинематография, создаваемая с помощью французских и советских режиссеров, стремится отразить победу революции, строительство социалистического общества, новые человеческие взаимоотношения. |
ПОИСК
Block title
|