. Киноискусство стран социализма
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Киноискусство стран социализма

Киноискусство стран социализма

Польские фильмы Форда, Кавалеровича, Мунка, Вайды

Чешские фильмы Вавры, Фрича, Трнки.

Венгерские фильмы Бана, Фабри

Югославские, румынские, болгарские фильмы

Послевоенные времена застали кинематогра­фию стран Восточной Европы на различных этапах развития, в различном творческом и производственном состоянии. В Германии мощный концерн «УФА» рухнул вместе с фашистским режимом, который он усердно поддерживал, кинематографисты разбежались, но остались огромные павильоны, оснащенные солидной техникой. В Польше, Чехослова­кии и Венгрии до войны тоже существовало кинопроизводство, но находилось оно в полной зависимости от Германии и Америки, фильмы

выпускались средние, хорошие были очень редки. В годы войны польская кинематогра­фия была начисто уничтожена фашистами, в Чехословакии и Венгрии влачила жалкое су­ществование. В Югославии, Болгарии, Румы­нии производство фильмов носило полукустар­ный, нерегулярный характер.

Ядром новой польской кинематографии ста­ла группа документалистов, прошедших слав­ный боевой путь от Сталинграда до Варшавы вместе с Советской Армией, в рядах польских военных формирований. Военные документа­листы сыграли видную роль и в чешском и в болгарском кино. Первыми полнометраж­ными фильмами о новых народно-демократичес­ких государствах стали документальные филь­мы, созданные советскими мастерами при по­мощи национальных кинематографистов. Позд­нее появились и художественные фильмы: А. Роом поставил в 1947 г. «В горах Югосла­вии», С. Юткевич — «Великий воин Албании Скандербег», кинооператор В. Монастырский снимал «Последний этап» в Польше. В страны со слаборазвитой технической базой была по­слана аппаратура.

В. Пудовкин, Г. Александров, С. Васильев (см. статьи «В. И. Пудовкин» и «Советское кино 30-х годов») подолгу работали в Венгрии, Бол­гарии, воспитывая молодые национальные кадры.

Первые польские фильмы были посвящены войне, Сопротивлению. Их создали режиссеры, прошедшие трудный боевой путь в подполье, армии, концлагерях. Лучшие из этих фильмов: сборник киноновелл о мужестве польского на­рода «Запрещенные песенки» (1947) Л. Бучковского; трагическая повесть об Освенциме, сде­ланная в суровой документальной манере, «Последний этап» (1948) В. Якубовской; драма о Варшавском восстании «Варшавский Ро­бинзон» (1950) Е. Зажицкого, драма о еврей­ском гетто «Пограничная улочка» (1949) Алек­сандра Форда.

С именем Александра Форда (р. 1908) свя­зано становление польской национальной шко­лы. Его «Юность Шопена» (1952), «Пятеро с ули­цы Барской» (1954), «Крестоносцы» (1960) поль­зовались международным признанием.

В середине 50-х годов выдвигается группа мо­лодых режиссеров. Ежи Кавалерович (р. 1922) начал с дилогии по роману И. Неверли «Целлю­лоза» (1954), где под впечатлением трилогии о Максиме создал образ рабочего парня, идущего к революции. В фильме «Настоящий конец большой войны» («Этого нельзя забыть») режиссер дал волю настроениям безнадежности и тос­ки, говоря о неизгладимых следах, оставленных фашизмом и войной. После психологической драмы «Поезд» (1959) он создал антиклерикаль­ную философскую драму «Мать Иоанна от ан­гелов» (1961), в которой особенно хорошо сы­грала Люцина Винницкая, участница всех фильмов Кавалеровича.

Режиссер Анджей Мунк (1921 —1961) ставил свои фильмы по сценариям Ежи Ставинского. В «Человеке на рельсах» (1956) и «Косоглазом счастье» («Шесть превращений Яна Пищика», 1960) он резко протестовал против бюрокра­тизма, против недоверия к человеку. В двух новеллах «Героики» (1957) вернулся к острым нравственным проблемам периода военного под­полья. Свою лучшую работу о концлагерях «Пассажирка» Мунк не успел закончить: он погиб в автомобильной катастрофе, и фильм был подготовлен к выпуску на экран (1963) В. Лесевичем.

Режиссер Анджей Вайда (р. 1926) посвятил свои лучшие фильмы Сопротивлению. В филь­мах «Поколение» (1955), «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Летучая» (1959) с редкой силой и страстностью показаны трагические страницы новой истории Польши: антифашистские вы­ступления молодежи, Варшавское восстание, идейный разброд в Армии Крайовой, атака польских кавалеристов на немецкие танки в 1939 г. В «Невинных чародеях» и «Любви в 20 лет» Вайда с тревогой и лиризмом говорит о современной молодежи. Яркий метафоричес­кий язык, огромная эмоциональность, превос­ходная игра актеров 3. Цибульского, Т. Янчара, Т. Конвицкого и других вывели фильмы Вайды в центр современной кинематографии.

К еще более молодому поколению относится Войцех Хас, пришедший от мрачной патологи­ческой картины об алкоголиках («Петля», 1958) к реалистической драме «Как быть любимой» (1963).

Война, оккупация, Сопротивление в тече­ние многих лет продолжают быть главной те­мой польских фильмов.

В последние годы польское кино отдало дань и фильмам-гигантам — многосерийным экра­низациям известных литературных произведе­ний. Е. Кавалерович поставил фильм «Фараон» по роману Б. Пруса, А. Вайда — «Пепел» по роману С. Жеромского, В. Хас — «Рукопись, найденная в Сарагосе» по роману Я. Потоцкого.

В Варшаве под руководством Ежи Боссака выросла замечательная плеяда кинодокумен­талистов. Они создают и большие патетические полотна, и резкие критические кинофельетоны, и поэтические короткометражные поэмы о со­временности. Из документального в игровое кино пришли Ежи Гофман и Эдвард Скужевский, авторы комедии «Гангстеры и филантро­пы» и психологического авантюрного фильма «Закон и кулак».

В Чехословакии успехи послевоенного пе­риода связаны с именами Отакара Вавры (р. 1911) и Мартина Фрича (р. 1902). Вавра создал прекрасный фильм об освобождении Праги «Немая баррикада» (1949), талантливую экранизацию романа К. Чапека «Кракатит» (1948), монументальную цветную кинотрило­гию о гуситских войнах. Фрич создали историко-революционные эпопеи («Западня», 1950), и комедии («Пекарь императора», 1951) с Яном Верихом в главной роли.

К режиссерам стар­шего поколения принадлежат успешно работаю­щие Карел Стеклы, Вацлав Кршка, Пальо Биелик и многие другие создатели исторических, историко-литературных и биографических картин.

Деятельность режиссеров среднего поколе­ния тесно связана с темой войны и Сопротивле­ния. Фильмы «Похищение» (1953) и «Смерть зовется Энгельхен» (1963) Яна Кадара и Эймара Клоса, «Ромео, Джульетта и тьма» (1960) Иржи Вейса, «Высший принцип» (1960) Иржи Крейчика, «Эшелон из рая» (1965) Збынека Бриниха серьезно и гуманно трактуют трагические темы.

Особая специфическая область чехословац­кого кино — мультипликация. Уди­вительные кукольные фильмы Иржи Трнки (р. 1912) исполнены с великолепной изобре­тательностью, вкусом и поэтичностью.

Очень хороши иронические повествования Карела Земана, сочетающие рисованный, ку­кольный и актерский жанры, а также рисован­ные сказки Термины Тырловой.

В 60-х годах в чехословацкое кино прихо­дит большая группа талантливой молодежи, поставившая немало интересных фильмов. Они свободно и своеобразно используют кинема­тографическую технику, вольно смешивают жанры, применяют внутренний монолог, мета­форы, приемы документального и мультипли­кационного кино. Их сатиры, пародии и му­зыкальные ревю быстро завоевали международ­ное признание.

В киноискусстве Венгрии особенно удачно решалась тема земли, крестьянства: «Пядь зем­ли» (1948), «Освобожденная земля» (1950), «Боевое крещение» (1951) Фридьеша Бана, «Буря» (1952) Золтана Фабри, «Лудаш Мати» («Случай на ярмарке», 1949) Кольмана Надашди. Одновременно развивались комедия, выдви­нувшая известных актеров Кальмана Латабара, Марию Тёрёчик, и психологическая драма о современности, в которой успешно работал режиссер Феликс Мариашши.

В 50-х годах ведущее место занял режиссер Золтан Фабри (р. 1917). Его «Карусель» (1955), «Господин учитель Ганнибал» (1956) и другие фильмы отличаются острыми конфликтами меж­ду старым и новым в общественной жизни, в психологии людей. Отличная работа актеров, уверенное режиссерское мастерство, глубина социальной проблематики делают 3. Фабри одним из крупнейших мастеров социалистического кино. Молодые режиссеры Д. Ревес, Я. Хершко, И. Сабо и другие стремятся решать актуальные современные темы.

Киноискусство социалистической Югосла­вии развивалось своеобразным, несколько от­личным от соседних республик путем. После совместных с советскими мастерами картин 1946—1947 гг. наступило отчуждение, во время которого на молодую югославскую кинемато­графию усиленный нажим оказывали кинодель­цы капиталистических стран. Однако и в эти годы основной темой большинства югославских картин оставалось героическое Сопротивление, священная народная война против захватчи­ков. Стремясь показать легендарный героизм патриотов, авторы первых фильмов шли по пу­ти детективных, приключенческих картин, не дающих правильной исторической перспективы. В фильмах «Погоня» (1955) и «Их было двое» (1956) режиссера Ж. Скригина Сопротивление выглядит как борьба безрассудно смелых, но обреченных на гибель одиночек. В талантли­вом «Девятом круге» (1960) режиссера Ф. Штиг­лица попытка сопротивления фашистскому насилию выглядит совсем слабой, безна­дежной.

Мотив кошмарной жестокости в концлаге­рях, безжалостно подавляющей все человечес­кое, звучит и в норвежско-югославском фильме «Кровавый путь» режиссера Р. Новаковича (1956) и особенно сильно в «Небесном отряде» 3. Иовановича (1961), производящем безнадеж­ное, давящее впечатление. Позже на смену та­кого рода фильмам пришли более светлые, реа­листические картины, показывающие народный характер освободительной войны,— «Не огля­дывайся, сынок» Б. Бауэра (1956), «Козара» В. Булайича (1962). Народная эпопея «Козара» принадлежит к лучшим произведениям социа­листического киноискусства.

В Румынии молодая кинематография раз­вивается в тесном содружестве с литературой. Пьесы И. Л. Караджале, романы М, Садовяну, Т. Поповича, Ф. Мунтяну стали основой луч­ших румынских фильмов (режиссеры Л. Чулей, М. Дрэган и др.). Полны остроумия и худо­жественной изобретательности рисованные мультипликации И. Попеску-Гопо. Одновре­менно талантливый художник ставит и игровые фильмы («Украли бомбу», 1961).

Для кинематографии Болгарии характерно стремление к острым актуальным темам совре­менности. 3. Жандов поставил в 1951 г. фильм о расслоении болгарского общества — «Тревога».

Д. Даковский дал несколько ярких драм из жизни деревни. Талантливый Р. Вылчанов в содружестве со сценаристом В. Петровым создал фильмы «На маленьком острове» (1958), «Солнце и тень» (1961). Большинство молодых кинематографистов Болгарии — выпускники московского ВГИКа.

Первым фильмом Демократической Респуб­лики Германии был «Убийцы среди нас» (1946) режиссера В. Штаудте. Трагическая тема от­ветственности немецкого народа за кровавые деяния фашизма решалась в нем искренно и честно, что и объясняло мрачный, несколько иступленный характер фильма. Антифашист­ская тема становится для нового германского кино основной. Она звучит в историко-револю­ционных полотнах К. Метцига («Совет богов», 1950; «Эрнст Тельман — вождь своего класса», 1954), в социальных драмах К. Вольфа («Лис-си», 1957; «Профессор Мамлок», 1961), в пси­хологической драме «Хлеб наш насущный» (1949) и в замечательной сатирической комедии 3. Дудова «Капитан из Кёльна» (1956), в гуманисти­ческой эпопее «Голый среди волков» Ф. Бейера (1963), а также в страстных публицистических документальных картинах А. и Э. Торндайков «Операция «Тевтонский меч» (1958) и «Русское чудо» (1962).

В Китае и Корее киноискусство развивалось в творческом содружестве и с помощью других социалистических стран и до 1956—1957 гг. заметно прогрессировало. Международное при­знание получили такие фильмы, как «Дочери Китая», «Седая девушка» (1950), «Мольба о сча­стье» (1956). Затем ставка на схематичные аги­тационные произведения, дидактически, назой­ливо проповедующие политические или мораль­ные истины, привела киноискусство в этих государствах к идейному и художественному оскудению.

Кино Вьетнама родилось в боях против им­периалистов-колонизаторов. Хроники «Защи­та деревни, защита родины», «Победа при Тейбик», «Триумф Дьен Бьен Фу» — правдивые рассказы о боях, снятые операторами — участ­никами сражений. Вскоре после того как были сняты эти первые документальные фильмы, с помощью СССР и ГДР в Ханое была обору­дована киностудия. В 1959 г. был создан пер­вый художественный фильм «Вместе на одной реке» — о боях за освобождение страны, а так­же «Огонь на средней линии фронта», «Синич­ка», «Ты Хау» и другие фильмы, правдиво рас­сказывающие о событиях в стране.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ