.
Меню сайта
|
Киноискусство стран социализмаКиноискусство стран социализмаПольские фильмы Форда, Кавалеровича, Мунка, ВайдыЧешские фильмы Вавры, Фрича, Трнки.Венгерские фильмы Бана, ФабриЮгославские, румынские, болгарские фильмыПослевоенные времена застали кинематографию стран Восточной Европы на различных этапах развития, в различном творческом и производственном состоянии. В Германии мощный концерн «УФА» рухнул вместе с фашистским режимом, который он усердно поддерживал, кинематографисты разбежались, но остались огромные павильоны, оснащенные солидной техникой. В Польше, Чехословакии и Венгрии до войны тоже существовало кинопроизводство, но находилось оно в полной зависимости от Германии и Америки, фильмы выпускались средние, хорошие были очень редки. В годы войны польская кинематография была начисто уничтожена фашистами, в Чехословакии и Венгрии влачила жалкое существование. В Югославии, Болгарии, Румынии производство фильмов носило полукустарный, нерегулярный характер. Ядром новой польской кинематографии стала группа документалистов, прошедших славный боевой путь от Сталинграда до Варшавы вместе с Советской Армией, в рядах польских военных формирований. Военные документалисты сыграли видную роль и в чешском и в болгарском кино. Первыми полнометражными фильмами о новых народно-демократических государствах стали документальные фильмы, созданные советскими мастерами при помощи национальных кинематографистов. Позднее появились и художественные фильмы: А. Роом поставил в 1947 г. «В горах Югославии», С. Юткевич — «Великий воин Албании Скандербег», кинооператор В. Монастырский снимал «Последний этап» в Польше. В страны со слаборазвитой технической базой была послана аппаратура. В. Пудовкин, Г. Александров, С. Васильев (см. статьи «В. И. Пудовкин» и «Советское кино 30-х годов») подолгу работали в Венгрии, Болгарии, воспитывая молодые национальные кадры. Первые польские фильмы были посвящены войне, Сопротивлению. Их создали режиссеры, прошедшие трудный боевой путь в подполье, армии, концлагерях. Лучшие из этих фильмов: сборник киноновелл о мужестве польского народа «Запрещенные песенки» (1947) Л. Бучковского; трагическая повесть об Освенциме, сделанная в суровой документальной манере, «Последний этап» (1948) В. Якубовской; драма о Варшавском восстании «Варшавский Робинзон» (1950) Е. Зажицкого, драма о еврейском гетто «Пограничная улочка» (1949) Александра Форда. С именем Александра Форда (р. 1908) связано становление польской национальной школы. Его «Юность Шопена» (1952), «Пятеро с улицы Барской» (1954), «Крестоносцы» (1960) пользовались международным признанием. В середине 50-х годов выдвигается группа молодых режиссеров. Ежи Кавалерович (р. 1922) начал с дилогии по роману И. Неверли «Целлюлоза» (1954), где под впечатлением трилогии о Максиме создал образ рабочего парня, идущего к революции. В фильме «Настоящий конец большой войны» («Этого нельзя забыть») режиссер дал волю настроениям безнадежности и тоски, говоря о неизгладимых следах, оставленных фашизмом и войной. После психологической драмы «Поезд» (1959) он создал антиклерикальную философскую драму «Мать Иоанна от ангелов» (1961), в которой особенно хорошо сыграла Люцина Винницкая, участница всех фильмов Кавалеровича. Режиссер Анджей Мунк (1921 —1961) ставил свои фильмы по сценариям Ежи Ставинского. В «Человеке на рельсах» (1956) и «Косоглазом счастье» («Шесть превращений Яна Пищика», 1960) он резко протестовал против бюрократизма, против недоверия к человеку. В двух новеллах «Героики» (1957) вернулся к острым нравственным проблемам периода военного подполья. Свою лучшую работу о концлагерях «Пассажирка» Мунк не успел закончить: он погиб в автомобильной катастрофе, и фильм был подготовлен к выпуску на экран (1963) В. Лесевичем. Режиссер Анджей Вайда (р. 1926) посвятил свои лучшие фильмы Сопротивлению. В фильмах «Поколение» (1955), «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Летучая» (1959) с редкой силой и страстностью показаны трагические страницы новой истории Польши: антифашистские выступления молодежи, Варшавское восстание, идейный разброд в Армии Крайовой, атака польских кавалеристов на немецкие танки в 1939 г. В «Невинных чародеях» и «Любви в 20 лет» Вайда с тревогой и лиризмом говорит о современной молодежи. Яркий метафорический язык, огромная эмоциональность, превосходная игра актеров 3. Цибульского, Т. Янчара, Т. Конвицкого и других вывели фильмы Вайды в центр современной кинематографии. К еще более молодому поколению относится Войцех Хас, пришедший от мрачной патологической картины об алкоголиках («Петля», 1958) к реалистической драме «Как быть любимой» (1963). Война, оккупация, Сопротивление в течение многих лет продолжают быть главной темой польских фильмов. В последние годы польское кино отдало дань и фильмам-гигантам — многосерийным экранизациям известных литературных произведений. Е. Кавалерович поставил фильм «Фараон» по роману Б. Пруса, А. Вайда — «Пепел» по роману С. Жеромского, В. Хас — «Рукопись, найденная в Сарагосе» по роману Я. Потоцкого. В Варшаве под руководством Ежи Боссака выросла замечательная плеяда кинодокументалистов. Они создают и большие патетические полотна, и резкие критические кинофельетоны, и поэтические короткометражные поэмы о современности. Из документального в игровое кино пришли Ежи Гофман и Эдвард Скужевский, авторы комедии «Гангстеры и филантропы» и психологического авантюрного фильма «Закон и кулак». В Чехословакии успехи послевоенного периода связаны с именами Отакара Вавры (р. 1911) и Мартина Фрича (р. 1902). Вавра создал прекрасный фильм об освобождении Праги «Немая баррикада» (1949), талантливую экранизацию романа К. Чапека «Кракатит» (1948), монументальную цветную кинотрилогию о гуситских войнах. Фрич создали историко-революционные эпопеи («Западня», 1950), и комедии («Пекарь императора», 1951) с Яном Верихом в главной роли. К режиссерам старшего поколения принадлежат успешно работающие Карел Стеклы, Вацлав Кршка, Пальо Биелик и многие другие создатели исторических, историко-литературных и биографических картин. Деятельность режиссеров среднего поколения тесно связана с темой войны и Сопротивления. Фильмы «Похищение» (1953) и «Смерть зовется Энгельхен» (1963) Яна Кадара и Эймара Клоса, «Ромео, Джульетта и тьма» (1960) Иржи Вейса, «Высший принцип» (1960) Иржи Крейчика, «Эшелон из рая» (1965) Збынека Бриниха серьезно и гуманно трактуют трагические темы. Особая специфическая область чехословацкого кино — мультипликация. Удивительные кукольные фильмы Иржи Трнки (р. 1912) исполнены с великолепной изобретательностью, вкусом и поэтичностью. Очень хороши иронические повествования Карела Земана, сочетающие рисованный, кукольный и актерский жанры, а также рисованные сказки Термины Тырловой. В 60-х годах в чехословацкое кино приходит большая группа талантливой молодежи, поставившая немало интересных фильмов. Они свободно и своеобразно используют кинематографическую технику, вольно смешивают жанры, применяют внутренний монолог, метафоры, приемы документального и мультипликационного кино. Их сатиры, пародии и музыкальные ревю быстро завоевали международное признание. В киноискусстве Венгрии особенно удачно решалась тема земли, крестьянства: «Пядь земли» (1948), «Освобожденная земля» (1950), «Боевое крещение» (1951) Фридьеша Бана, «Буря» (1952) Золтана Фабри, «Лудаш Мати» («Случай на ярмарке», 1949) Кольмана Надашди. Одновременно развивались комедия, выдвинувшая известных актеров Кальмана Латабара, Марию Тёрёчик, и психологическая драма о современности, в которой успешно работал режиссер Феликс Мариашши. В 50-х годах ведущее место занял режиссер Золтан Фабри (р. 1917). Его «Карусель» (1955), «Господин учитель Ганнибал» (1956) и другие фильмы отличаются острыми конфликтами между старым и новым в общественной жизни, в психологии людей. Отличная работа актеров, уверенное режиссерское мастерство, глубина социальной проблематики делают 3. Фабри одним из крупнейших мастеров социалистического кино. Молодые режиссеры Д. Ревес, Я. Хершко, И. Сабо и другие стремятся решать актуальные современные темы. Киноискусство социалистической Югославии развивалось своеобразным, несколько отличным от соседних республик путем. После совместных с советскими мастерами картин 1946—1947 гг. наступило отчуждение, во время которого на молодую югославскую кинематографию усиленный нажим оказывали кинодельцы капиталистических стран. Однако и в эти годы основной темой большинства югославских картин оставалось героическое Сопротивление, священная народная война против захватчиков. Стремясь показать легендарный героизм патриотов, авторы первых фильмов шли по пути детективных, приключенческих картин, не дающих правильной исторической перспективы. В фильмах «Погоня» (1955) и «Их было двое» (1956) режиссера Ж. Скригина Сопротивление выглядит как борьба безрассудно смелых, но обреченных на гибель одиночек. В талантливом «Девятом круге» (1960) режиссера Ф. Штиглица попытка сопротивления фашистскому насилию выглядит совсем слабой, безнадежной. Мотив кошмарной жестокости в концлагерях, безжалостно подавляющей все человеческое, звучит и в норвежско-югославском фильме «Кровавый путь» режиссера Р. Новаковича (1956) и особенно сильно в «Небесном отряде» 3. Иовановича (1961), производящем безнадежное, давящее впечатление. Позже на смену такого рода фильмам пришли более светлые, реалистические картины, показывающие народный характер освободительной войны,— «Не оглядывайся, сынок» Б. Бауэра (1956), «Козара» В. Булайича (1962). Народная эпопея «Козара» принадлежит к лучшим произведениям социалистического киноискусства. В Румынии молодая кинематография развивается в тесном содружестве с литературой. Пьесы И. Л. Караджале, романы М, Садовяну, Т. Поповича, Ф. Мунтяну стали основой лучших румынских фильмов (режиссеры Л. Чулей, М. Дрэган и др.). Полны остроумия и художественной изобретательности рисованные мультипликации И. Попеску-Гопо. Одновременно талантливый художник ставит и игровые фильмы («Украли бомбу», 1961). Для кинематографии Болгарии характерно стремление к острым актуальным темам современности. 3. Жандов поставил в 1951 г. фильм о расслоении болгарского общества — «Тревога». Д. Даковский дал несколько ярких драм из жизни деревни. Талантливый Р. Вылчанов в содружестве со сценаристом В. Петровым создал фильмы «На маленьком острове» (1958), «Солнце и тень» (1961). Большинство молодых кинематографистов Болгарии — выпускники московского ВГИКа. Первым фильмом Демократической Республики Германии был «Убийцы среди нас» (1946) режиссера В. Штаудте. Трагическая тема ответственности немецкого народа за кровавые деяния фашизма решалась в нем искренно и честно, что и объясняло мрачный, несколько иступленный характер фильма. Антифашистская тема становится для нового германского кино основной. Она звучит в историко-революционных полотнах К. Метцига («Совет богов», 1950; «Эрнст Тельман — вождь своего класса», 1954), в социальных драмах К. Вольфа («Лис-си», 1957; «Профессор Мамлок», 1961), в психологической драме «Хлеб наш насущный» (1949) и в замечательной сатирической комедии 3. Дудова «Капитан из Кёльна» (1956), в гуманистической эпопее «Голый среди волков» Ф. Бейера (1963), а также в страстных публицистических документальных картинах А. и Э. Торндайков «Операция «Тевтонский меч» (1958) и «Русское чудо» (1962). В Китае и Корее киноискусство развивалось в творческом содружестве и с помощью других социалистических стран и до 1956—1957 гг. заметно прогрессировало. Международное признание получили такие фильмы, как «Дочери Китая», «Седая девушка» (1950), «Мольба о счастье» (1956). Затем ставка на схематичные агитационные произведения, дидактически, назойливо проповедующие политические или моральные истины, привела киноискусство в этих государствах к идейному и художественному оскудению. Кино Вьетнама родилось в боях против империалистов-колонизаторов. Хроники «Защита деревни, защита родины», «Победа при Тейбик», «Триумф Дьен Бьен Фу» — правдивые рассказы о боях, снятые операторами — участниками сражений. Вскоре после того как были сняты эти первые документальные фильмы, с помощью СССР и ГДР в Ханое была оборудована киностудия. В 1959 г. был создан первый художественный фильм «Вместе на одной реке» — о боях за освобождение страны, а также «Огонь на средней линии фронта», «Синичка», «Ты Хау» и другие фильмы, правдиво рассказывающие о событиях в стране. |
ПОИСК
Block title
|