. В центре внимания-человек
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В центре внимания-человек

В центре внимания-человек

Калатозов, Бондарчук, Чухрай, Тарковский

Решительный перелом в жизни советского киноискусства наступил после XX съезда Ком­мунистической партии Советского Союза. Было покончено с догматизмом, сковывавшим твор­ческую инициативу художников. Ведущее по­ложение в кино заняли художники, прошедшие школу Великой Отечественной войны и полу­чившие профессиональную закалку у мастеров старшего поколения. Резко выросло количест­во выпускаемых фильмов — до 110—120 пол­нометражных художественных и 700—800 ко­роткометражных. Усилилась работа по освоению новых технических средств кинематографии.

В современном киноискусстве получили раз­витие все роды, жанры и разновидности филь­мов. Значительно богаче и разнообразнее стала тематика, но в центре по-прежнему были Вели­кая Отечественная война и современная жизнь советского общества.

Один из первых фильмов, по-новому осмысливших войну,—«Летят журавли» (1957) режиссера Михаила Константиновича Калатозова (р. 1903) — с большой эмоциональ­ной силой ставит проблему верности, моральной чистоты, рождающей непобедимое мужество. Образ чистого и смелого юноши, отдающего жизнь за Родину, создал артист Алексей Бата­лов. Сложнее, дискуссионнее оказался соз­данный актрисой Татьяной Самойловой образ Вероники. Темпераментная и оригинальная ре­жиссура М. Калатозова, великолепное мастер­ство оператора С. Урусевского сделали идеи фильма доходчивыми, покоряющими, и фильм «Летят журавли» с огромным успехом прошел по экранам всего мира и был расценен кинокри­тикой как этапный, открывающий новую стра­ницу истории советского кино.

Этот успех советского кино развили фильмы «Солдаты» (1957) А. Иванова по роману Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «Дом, в котором я живу» (1957) Я. Сегеля и Л. Кулиджанова по сценарию И. Ольшан­ского, «Мир входящему» (1961) А. Алова и В. Наумова, «Вступление» (1963) И. Талан­кина по рассказам Веры Пановой, «Отец сол­дата» Р. Чхеидзе (1965). Образы простых людей, с большой любовью изображенные в этих фильмах, были овеяны пафосом патрио­тизма, события войны показаны сурово, но правдиво.

К числу лучших образов советских фильмов о войне несомненно относятся три: образ Анд­рея Соколова в фильме, поставленном Сергеем Федоровичем Бондарчуком (р. 1920) по рас­сказу Михаила Шолохова «Судьба чело­века» (1959); образ Алеши из «Баллады о солдате» (1959) режиссера Григория Наумовича Чухрая (р. 1921) и образ Ивана из фильма «Иваново детство» (1962) режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (р. 1932). Это люди разных поколений, разных судеб, разительно несхожие по характеру, но объединенные общей судьбой и большой лю­бовью к Родине.

Образ Андрея Соколова, созданный Сергеем Бондарчуком, поражает своей духовной си­лой. Велики были его страдания, он прошел через все круги военного ада: потерял жену, детей, дом, испытал ужасы фашистского пле­на, но, несмотря на все это, он сохранил гор­дость, человеческое достоинство, доброту.

Образ Алеши, созданный молодым актером Владимиром Ивашовым, привлекает своей доб­ротой и душевной щедростью. Юный солдатик, почти ребенок, случайно уничтоживший не­мецкий танк, получил несколько дней отпуска и едет в деревню, чтобы починить обветшавшую крышу материнского дома. Но дорожные происшествия задерживают его, так как он стре­мится помочь всем встречным людям, помочь добру, помешать неправде.

Образ Ивана, созданный Колей Бурляе­вым, потрясает трагизмом. Ребенок, у кото­рого война отняла не только мать, дом, но и само детство, проникает во вражеский тыл, собирает сведения о противнике, совершает ди­версии и гибнет. В образе Ивана с огромной силой выразились страдания нашего народа и его неукротимый, свободолюбивый дух.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ