.
Меню сайта
|
В центре внимания-человекВ центре внимания-человекКалатозов, Бондарчук, Чухрай, ТарковскийРешительный перелом в жизни советского киноискусства наступил после XX съезда Коммунистической партии Советского Союза. Было покончено с догматизмом, сковывавшим творческую инициативу художников. Ведущее положение в кино заняли художники, прошедшие школу Великой Отечественной войны и получившие профессиональную закалку у мастеров старшего поколения. Резко выросло количество выпускаемых фильмов — до 110—120 полнометражных художественных и 700—800 короткометражных. Усилилась работа по освоению новых технических средств кинематографии. В современном киноискусстве получили развитие все роды, жанры и разновидности фильмов. Значительно богаче и разнообразнее стала тематика, но в центре по-прежнему были Великая Отечественная война и современная жизнь советского общества. Один из первых фильмов, по-новому осмысливших войну,—«Летят журавли» (1957) режиссера Михаила Константиновича Калатозова (р. 1903) — с большой эмоциональной силой ставит проблему верности, моральной чистоты, рождающей непобедимое мужество. Образ чистого и смелого юноши, отдающего жизнь за Родину, создал артист Алексей Баталов. Сложнее, дискуссионнее оказался созданный актрисой Татьяной Самойловой образ Вероники. Темпераментная и оригинальная режиссура М. Калатозова, великолепное мастерство оператора С. Урусевского сделали идеи фильма доходчивыми, покоряющими, и фильм «Летят журавли» с огромным успехом прошел по экранам всего мира и был расценен кинокритикой как этапный, открывающий новую страницу истории советского кино. Этот успех советского кино развили фильмы «Солдаты» (1957) А. Иванова по роману Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «Дом, в котором я живу» (1957) Я. Сегеля и Л. Кулиджанова по сценарию И. Ольшанского, «Мир входящему» (1961) А. Алова и В. Наумова, «Вступление» (1963) И. Таланкина по рассказам Веры Пановой, «Отец солдата» Р. Чхеидзе (1965). Образы простых людей, с большой любовью изображенные в этих фильмах, были овеяны пафосом патриотизма, события войны показаны сурово, но правдиво. К числу лучших образов советских фильмов о войне несомненно относятся три: образ Андрея Соколова в фильме, поставленном Сергеем Федоровичем Бондарчуком (р. 1920) по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека» (1959); образ Алеши из «Баллады о солдате» (1959) режиссера Григория Наумовича Чухрая (р. 1921) и образ Ивана из фильма «Иваново детство» (1962) режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (р. 1932). Это люди разных поколений, разных судеб, разительно несхожие по характеру, но объединенные общей судьбой и большой любовью к Родине. Образ Андрея Соколова, созданный Сергеем Бондарчуком, поражает своей духовной силой. Велики были его страдания, он прошел через все круги военного ада: потерял жену, детей, дом, испытал ужасы фашистского плена, но, несмотря на все это, он сохранил гордость, человеческое достоинство, доброту. Образ Алеши, созданный молодым актером Владимиром Ивашовым, привлекает своей добротой и душевной щедростью. Юный солдатик, почти ребенок, случайно уничтоживший немецкий танк, получил несколько дней отпуска и едет в деревню, чтобы починить обветшавшую крышу материнского дома. Но дорожные происшествия задерживают его, так как он стремится помочь всем встречным людям, помочь добру, помешать неправде. Образ Ивана, созданный Колей Бурляевым, потрясает трагизмом. Ребенок, у которого война отняла не только мать, дом, но и само детство, проникает во вражеский тыл, собирает сведения о противнике, совершает диверсии и гибнет. В образе Ивана с огромной силой выразились страдания нашего народа и его неукротимый, свободолюбивый дух. |
ПОИСК
Block title
|