. Природные материалы на уроках труда в начальных классах
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Природные материалы на уроках труда в начальных классах

Природные материалы на уроках труда в начальных классах

  1. Об организации и проведении занятий
  2. Оборудование рабочего места, инструмент
  3. О приемах работы с инструментом 
  4. Знакомство с природными материалами 

ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Желуди и каштаны
  2. Шишки
  3. Орехи
  4. Древесные грибы
  5. Кора
  6. Ветки
  7. Корни
  8. Листья, семена липы, клена, ясеня
  9. Соцветия чертополоха, репейника, мхи, плауны
  10. Кувшинки, солома, кукурузные початки 
  11. Луковицы, тыква, мак, чешуя рыб
  12. Ракушки, глина, проволока, целлофан, фольга

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В I КЛАССЕ

  1. Счетные материалы
  2. Простейшие работы из глины (пластилина)

ПОДЕЛКИ ИЗ ЖЕЛУДЕЙ, ШИШЕК, ОРЕХОВ И ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Шашки и шахматные фигурки 
  2. Челевечек
  3. Журавлик
  4. Петух
  5. Козлик
  6. Белка

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВО II КЛАССЕ

  1. Панно из засушенных растений
  2. Обиженный
  3. Кошка злится
  4. Лающий щенок 
  5. Веселые рыболовы
  6. Космонавты
  7. Танцующий заяц
  8. Взлетающий журавлик
  9. Гадкий утенок

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В III КЛАССЕ

  1. Лебеди
  2. Кот в сапогах
  3. Мушкетеры
  4. Резвушка
  5. Композиция по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина
  6. Репка
  7. Лиса и журавль
  8. Дедушка Мазай и зайцы

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА

  1. Стрекоза и муравей
  2. Танец маленьких лебедей
  3. Композиция по сказке "Муха-Цокотуха" К. Чуйковского
  4. Буратино и Карабас Барабас
  5. Композиция по сказке "Царевна-лягушка"
  6. Змей Горыныч
  7. Бабушкины сказки
  8. Гуси-лебеди

 

Вы любите природу? Той задумчивой, немножко грустной любовью, которая заставляет вас долго стоять у полотен Шишкина, Левитана, Ай­вазовского, зачитываться произведе­ниями Тургенева, Пришвина? Люби­те ли вы природу той бесконечной любовью, которая способна увести по нехоженым тропам за сотни и ты­сячи километров через горы и степи, через пропасти и тайгу? Любите ли вы природу — частицу своей Роди­ны— той любовью, которая в решительную минуту суровых ис­пытаний станет одним из источников подлинного героизма?

 

Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проник­новением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между мечтой и действительностью. В этой мечте черпает чело­век новые силы для свершения реальных грандиозных дел, гра­ничащих с фантастикой.

Каждый человек видит природу по-своему. Один видит ее через восприятия великих мастеров кисти, музыки, слова, другой может часам! любоваться бушующим морем и с широко рас­крытыми от восторга глазами стоять на прибрежной скале, под­ставив свою непокрытую голову ураганным порывам ветра, не­сущим клочья морской пены и горько-соленые брызги.

Не всем удается приобщаться к природе такими путями. Случается, человек дальше Подмосковья с его березовыми ро­щами нигде не бывал, но для него прелесть родного края за­ключена в тихом шелесте листьев березовых перелесков, в баг­рянце осенних опушек, в мареве утренних и вечерних зорь на водохранилище, в ночных соловьиных перезвонах.

Неисчерпаемыми красотами дарит природа того, кто умеет ее видеть, видеть не только то, что внешне бросается в глаза, но и то, что можно увидеть, познать, заглянув в природу глуб­же, присмотревшись к ней пристальным взглядом искателя.

Корчевал! лес. Пни с перепутавшимися корнями стащили трактором в кучи. Что, кажется, интересного может увидеть человек в этом кладбище деревьев? Но пришел к нему искатель с руками умельца-волшебника и душой мечтателя, пришел и увидел среди засохших, скрюченных корней рогатую и борода­тую голову лешего, сгорбленную старостью бабу-ягу, задумав­шегося над г ивой старого хлебороба. Умершая природа полу­чила вторую жизнь в творчестве человека.

Человек, умеющий видеть! Это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество — уме­ние видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни.

Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребенок приоб­ретает великолепное умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его.

Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несов­местима с эгоизмом, черствостью, стяжательством. Мир русской сказки тысячами нитей, корней уходит в чудеса природы, в глу­бину таинственного дремучего леса, в глубину человеческих чувств. В сказках Добро всегда господствует над Злом, Правда побеждает Кривду.

Труд с использованием лесных материалов — один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся ви­деть природу через скрытые возможности, через скрытую красо­ту этих материалов. В желуде, в шишке, в головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с лесными материалами так прив­лекает к себе детей всех возрастов.

Поиск замысла. Поиск творческой идеи, замысла — это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в школе, творческими и техническими возможностями.

В поиске творческого замысла, который можно коротко оп­ределить практическим понятием «что и как» сделать, основ­ное — это стремление воспитать, развить в детях положительные качества, эстетическое чувство, воспитать трудолюбие.

В процессе формирования представления об окружающем мире, накопления жизненного опыта у детей постоянно возника­ют вопросы: «Каким надо быть? что такое хорошо и что такое плохо? что красиво и что некрасиво?» и т. д. Короче говоря, у детей формируется основа их будущего морально-нравственного облика, и задача учителя — всеми формами и методами воздей­ствия, в том числе и через изобразительное искусство, помочь им находить правильные ответы.

Естественно, что все ответы на вопросы должны даваться исподволь, но в доходчивой, красочной, легко запоминающейся форме. Одно дело, когда детям внушают словами, что драться нельзя, что надо быть аккуратным, и совсем другое дело, когда они увидят сделанного из головки чертополоха и из других ма­териалов неряху-замараху или обидчика.

Часто возникает вопрос, что является первичным и что вто­ричным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Бывает и так и этак. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.

Например, для композиции по сказке «Царевна-лягушка» надо было создать лягушку, но из чего ее сделать? Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человечес­ких. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно пере­дает форму тела маленького человечка. Именно такой своеобраз­ный материал нужен для изготовления лягушки. Долго продол­жались поиски этого материала, а нашелся он совсем неожидан­но. Собирая в лесу поделочный материал, художник увидел на березе меленький древесный гриб. И до этого он находил много таких грибов, но в этот раз увидел этот гриб по-особенному, «с другой стороны». И в воображении его гриб предстал в виде го­ловы лягушки.

Из грибов разного размера и палочек-рогаток была создана лягушка (см. рис. 106, НО). Вслед за лягушкой, из этого же материала смастерили паука для сказки о Мухе-Цокотухе (см. рис. Э7, 100).

А из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке? Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, г берег из куска толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего сделать море? Конечно, можно в;ять полоски плексигласа, разогреть и изогнуть их в виде морских волн. Может быть, это даже красиво, но плекси­глас не природный материал, значит, применение его нежела­тельно. Такое смешение материалов допустимо только в крайнем случае. Например, создавая лед на реке к работе по сказке «По щучьему веленью», конечно, целесообразно сделать его из мо­лочно-белого плексигласа. Совсем другое дело бушующее море.

И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они бу­дут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не прозрачен и не похож на воду.

Но бывает и наоборот. Попалась поврежденная кем-то ело­вая шишка. Выросла она скрюченной, ни дать ни взять, фигурка сгорбленной старостью и нелегким трудом старушки. Это— рождение творческого замысла. Вслед за этой шишкой последо­вала маленькая сморщенная шишка для старушечьей головы и т. д. В конце концов родилась большая композиция «Интерес­ная сказка», в которой сгорбленная старушка сидит на бревне и рассказывает интересную сказку замершим в разных позах ребятишкам, сделанным из желудей и лесных орехов (см. цвет­ную табл.).

Таким образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в необходимом материале, а другой раз ма­териал своими формами рождает замысел.

Возникает очень важный для учителя вопрос: где взять, от­куда черпать замыслы для создания отдельных фигурок и целых композит и? Эти замыслы должны быть близки, понятны, зна­комы детям. Ведь каждый будет создавать что-то свое, понят­ное ему. Это могут быть образы, сюжеты из детских литератур­ных произведений, из окружающей ребенка жизни.

Беря сюжет будущей работы из какой-нибудь знакомой уча­щимся сказки, надо помочь детям представить себе ту сцену, которую учитель намерен предложить для создания, и особенно остановиться на образах, внешнем виде персонажей сказки.

Так, например, задумав создать композицию по сказке Пуш­кина «С рыбаке и рыбке», рисуя словесный образ старика, учи­тель подчеркнет, что на нем домотканая холщовая рубаха с залатанными рукавами и такие же штаны (не брюки, а имен­но штаны) с заплатками на коленях и лапти с онучами. Все это дети должны понять, увидеть как свидетельство страшной бед­ности трудового крестьянства в дореволюционной России.

Когда внешний и внутренний образы будущей фигурки на­рисованы учителем в устном портрете, надо дать возможность детям самостоятельно создать из имеющихся у них материалов старика Посмотрите, как разно это у них получится, как разно они его видят. Конечно, учитель может и должен дать детям основные рекомендации (из чего делать туловище, руки, ноги, голову и т. д.), но форму этих материалов пусть они подберут сами. Многие из них будут обращаться к учителю за помощью, за советом: можно ли это сделать так, а это иначе. Помогайте, советуйте, рекомендуйте, но старайтесь, чтобы во всех случаях ведущей оставалась инициатива, находчивость ребенка. Это ок­рылит его, будет воспитывать уверенность в себе. Даже если оконченная учащимся работа будет не совсем удачной, учитель должен суметь найти в ней положительное и отметить это, по­хвалить автора. Такой прием помогает ребенку поверить в свои способности.

Во псех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Выискивая сюжеты для работ, рекомендуйте детям через это творчество бороться со злом, нарушениями порядка и дисциплины в школе, на улице, дома. Например, дети могут создать из головок чертополоха и репейника фигурки неряшливых, недисциплинированных ребят и т. п.

Для целого ряда поделок можно и нужно брать сюжеты из жизни, окружающей детей, причем стараться делать это так, чтобы ученики сами находили сюжеты в жизни, внимательно к ней приглядываясь. Это могут быть трудовые процессы люден, спортивные зарисовки, поступки и дела ребят, впечатления, воз­никшие в результате наблюдения детьми каких-либо знамена­тельны) событий. Не исключено, что эти сюжеты будут взяты из жизни животных. Побывал ребенок в зоопарке, и родилась в его руках забавная птица, зверек. Жизнь животных дает мно­го несложных, но интересных тем.

Поиск идеи, замысла будущих работ — исключительно важ­ный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фан­тазии и творческого мышления.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ