. Развитие речи, расширение словарного запаса
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Развитие речи, расширение словарного запаса

Развитие речи, расширение словарного запаса

До поступления ребенка в школу необходимо старать­ся развивать его речь, расширять словарный запас, так как уже в первые дни обучения от первоклассника потребуется умение правильно отвечать на заданные вопросы, составлять небольшие рассказы по картинкам, передавать содержание несложных расскази­ков и сказок, понимать содержание и умение повторить условие задачек.
Ребенок, поступающий в I класс, должен знать свое полное имя, фамилию и сколько ему лет, имя и отчество своих родителей.
Однако в школе бывают случаи, когда новички не зна­ют своего полного имени и на вопрос: «Как твое имя?», отвечают: «Ляля», «Котик», «Боба». Не могут назвать имени и отчества отца и матери. «Мою маму зовут мама, Женя, тетя Женя», «Папу — Папа, папа Коля, дядя Ко­ля» — такие ответы можно услышать нередко от детей, пришедших в школу из семьи.
Каждый ребенок, конечно, должен знать свой точ­ный адрес,Расширение словаря тесно связано с общим развитием ребенка, с развитием его мышления. Поэтому роди­тели должны стараться систематически расширять круго­зор ребенка, знакомить его с окружающими предметами и их названиями, обращать внимание на признаки пред­метов, на доступные возрасту ребенка явления и события.
Маленькие дети отличаются своей пытливостью и любознательностью. Внимание их привлекает все яркое, бро­сающееся в глаза.
— Что это? Зачем? Почему?— задают они вопрос старшим и настойчиво добиваются получить точные представления об интересующих их предметах и явлениях.
Очень важно, чтобы взрослые отвечали на вопросы правильно и серьезно. Правильные, доступные маленьким детям ответы, будут способствовать образованию у них правильных и отчетливых представлений об окружающей действительности.
Одновременно с восприятием наблюдаемых предметов и явлений дети усвоят и слова, обозначающие названия этих предметов и явлений, а также названия их признаков и свойств, что будет способствовать уточнению и обога­щению их словарного запаса.
Неправильно было бы, если взрослые на вопросы ребенка о растениях и животном мире все породы деревьев называли деревьями, всех птиц птичками, все цвету­щие растения цветочками, всех рыб рыбками.
До поступления в школу ребенок должен уметь распознавать и правильно называть 5—6 пород деревьев. Так, например, если ребенок живет в средней полосе Рос­сии, то он должен уметь отличать березу от дуба и клена; сосну от ели. То же относится и к цветущим растениям и животному миру.
Расширяя умственный кругозор ребенка и обогащая словарный запас, взрослым следует помнить, что детский ум не может активно воспринять и усвоить сразу много впечатлений и слов, поэтому знакомить детей с отдельны­ми предметами и явлениями надо постепенно, идя от близ-кого и знакомого детям.
Очень важно, чтобы до школы дети знали правильное название окружающих предметов, например, предметов мебели (табурет, буфет, шкаф, этажерка), названия раз­личной посуды, одежды, обуви; умели указать и назвать признаки предметов (стол круглый, деревянный; галоши резиновые, черные, блестящие; сковорода чугунная; чай­ник фарфоровый) и т. д.
Надо приучать детей правильно называть части свое­го тела (голова, шея, туловище, спина, живот, плечи, руки, ноги); части лица (лоб, глаза, веки, брови, ресницы, щеки, нос, подбородок); название пальцев (большой, ука­зательный, средний, безымянный, мизинец).
В связи с образованием временных, пространственных, количественных представлений дети к 5—6 годам должны уметь правильно по смыслу пользоваться словами: утром, днем, вечером, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; знать название дней недели, времен года; уметь отличать и соответственно называть правую и левую сторону и пра­вильно пользоваться словами направо, налево, вперед, назад; больше; меньше, одинаково; старше, моло­же; глубоко, мелко; высоко, низко; широко, узко и т. д.
Чтобы приучить детей связно излагать свои мысли, следует упражнять их в умении рассказывать. Поэтому как бы ни были заняты старшие в семье, они дол­жны постараться найти время, чтобы каждый день пого­ворить с детьми.
С интересом, внимательно выслушивают они рассказы ребенка о том, что он наблюдал, что видел во время прогулок, как, во что и с кем играл. Изредка взрослые зада­ют вопросы, добиваясь точности и ясности передаваемо­го, спокойно выправляют отдельные ошибки в словах, в построении речи всего рассказа, дают свою оценку рас­сказанному.
Полезно беседовать с детьми во время прогулок, при рассматривании картинок и иллюстраций в детских книжках. Ребенок рассказывает содержание картинки, взрос­лый задает вопросы, обращает внимание ребенка на от­дельные детали картинки, приучая его к внимательному и вдумчивому рассматриванию и обстоятельному рассказы­ванию содержания.
Беседы с детьми полезны не только для развития их речи, расширения умственного кругозора, но имеют большое значение для изучения ребенка, его вкусов- ин­тересов, его интеллектуального развития.
Систематические беседы с детьми поднимут автори­тет родителей в глазах детей, будут способствовать соз­данию близких, дружеских отношений между детьми и родителями, что очень важно для правильной организа­ции воспитания детей в семье.
Для развития речи и расширения словарного состава большое значение имеет чтение детям рассказов, ска­зок, стихотворений, прослушивание радиопередач, пред­назначенных детям младшего возраста, заучивание наи­зусть поговорок, скороговорок, басен и стихотво­рений.
Чтение книг и заучивание стихотворений занимает большое место почти в каждой советской семье. Всем из­вестно, что маленькие дети легко запоминают не только небольшие по объему и понятные по содержанию стихо­творения, но и большие и непонятные.
Надо ли поощрять это? Отнюдь нет.
Не всякое чтение и заучивание наизусть полезно. Когда ребенок слушает и заучивает недоступный его возра­сту литературный материал, то это часто приносит боль­ше вреда, нежели пользы.
Память ребенка загромождается непонятным, порой антихудожественным материалом. Он приучается повто­рять механически, как попугай, слова, не задумываясь, что они обозначают. Конечно, речь от такого чтения не развивается, не обогащается и словарный запас, а на­оборот, память загромождается словами-пустышками, за которыми у ребенка нет никаких представлений.
Родителям при выборе литературного материала, пред­назначаемого для чтения детям, пересказывания и заучи­вания наизусть, следует позаботиться о том, чтобы он был доступен возрасту детей, представлял педагогическую ценность, был художественным и разнообразным по со­держанию, охватывал все стороны жизни.
Для всестороннего развития важно приохотить детей к слушанию стихотворений, забавных приключений и ис­торий из жизни человека, волшебных сказок и рассказов о животных.
Образцами при отборе художественного материала для детей-дошкольников от 5 до 7 лет могут послужить русские народные сказки: «Репка». «Кот и Петух», «Тере­мок», «Курочка-ряба» и др.; рассказы К. Д. Ушинского; сказка «Три медведя»; басни «Лгун», «Два товарища», «Собака и ее тень» Л. Н. Толстого; басни «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисина» И. А. Крылова; стихотво­рения «Мяч», «Котята», «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака; «Сказка о рыбаке и рыбке», стихотворе­ние «Утро» А. С. Пушкина.
Читая литературный материал детям, необходимо поставить себе за правило: не пропускать без объяснения ничего непонятного детям.
Старшие обязаны позаботиться о том, чтобы чаще употреблять в разговоре с детьми слова вежливости: будьте добры, спасибо, пожалуйста, извините и др.
Следует пресекать употребление детьми грубых слов, прозвищ; повторение в речи ненужных, так называемых слов-сорняков: эта, вот, значит, ага (вместо да), сила (вместо красиво, хорошо, правильно) и т. п.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ