.
Меню сайта
|
Развитие речи, расширение словарного запасаРазвитие речи, расширение словарного запасаДо поступления ребенка в школу необходимо стараться развивать его речь, расширять словарный запас, так как уже в первые дни обучения от первоклассника потребуется умение правильно отвечать на заданные вопросы, составлять небольшие рассказы по картинкам, передавать содержание несложных рассказиков и сказок, понимать содержание и умение повторить условие задачек.Ребенок, поступающий в I класс, должен знать свое полное имя, фамилию и сколько ему лет, имя и отчество своих родителей. Однако в школе бывают случаи, когда новички не знают своего полного имени и на вопрос: «Как твое имя?», отвечают: «Ляля», «Котик», «Боба». Не могут назвать имени и отчества отца и матери. «Мою маму зовут мама, Женя, тетя Женя», «Папу — Папа, папа Коля, дядя Коля» — такие ответы можно услышать нередко от детей, пришедших в школу из семьи. Каждый ребенок, конечно, должен знать свой точный адрес,Расширение словаря тесно связано с общим развитием ребенка, с развитием его мышления. Поэтому родители должны стараться систематически расширять кругозор ребенка, знакомить его с окружающими предметами и их названиями, обращать внимание на признаки предметов, на доступные возрасту ребенка явления и события. Маленькие дети отличаются своей пытливостью и любознательностью. Внимание их привлекает все яркое, бросающееся в глаза. — Что это? Зачем? Почему?— задают они вопрос старшим и настойчиво добиваются получить точные представления об интересующих их предметах и явлениях. Очень важно, чтобы взрослые отвечали на вопросы правильно и серьезно. Правильные, доступные маленьким детям ответы, будут способствовать образованию у них правильных и отчетливых представлений об окружающей действительности. Одновременно с восприятием наблюдаемых предметов и явлений дети усвоят и слова, обозначающие названия этих предметов и явлений, а также названия их признаков и свойств, что будет способствовать уточнению и обогащению их словарного запаса. Неправильно было бы, если взрослые на вопросы ребенка о растениях и животном мире все породы деревьев называли деревьями, всех птиц птичками, все цветущие растения цветочками, всех рыб рыбками. До поступления в школу ребенок должен уметь распознавать и правильно называть 5—6 пород деревьев. Так, например, если ребенок живет в средней полосе России, то он должен уметь отличать березу от дуба и клена; сосну от ели. То же относится и к цветущим растениям и животному миру. Расширяя умственный кругозор ребенка и обогащая словарный запас, взрослым следует помнить, что детский ум не может активно воспринять и усвоить сразу много впечатлений и слов, поэтому знакомить детей с отдельными предметами и явлениями надо постепенно, идя от близ-кого и знакомого детям. Очень важно, чтобы до школы дети знали правильное название окружающих предметов, например, предметов мебели (табурет, буфет, шкаф, этажерка), названия различной посуды, одежды, обуви; умели указать и назвать признаки предметов (стол круглый, деревянный; галоши резиновые, черные, блестящие; сковорода чугунная; чайник фарфоровый) и т. д. Надо приучать детей правильно называть части своего тела (голова, шея, туловище, спина, живот, плечи, руки, ноги); части лица (лоб, глаза, веки, брови, ресницы, щеки, нос, подбородок); название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). В связи с образованием временных, пространственных, количественных представлений дети к 5—6 годам должны уметь правильно по смыслу пользоваться словами: утром, днем, вечером, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; знать название дней недели, времен года; уметь отличать и соответственно называть правую и левую сторону и правильно пользоваться словами направо, налево, вперед, назад; больше; меньше, одинаково; старше, моложе; глубоко, мелко; высоко, низко; широко, узко и т. д. Чтобы приучить детей связно излагать свои мысли, следует упражнять их в умении рассказывать. Поэтому как бы ни были заняты старшие в семье, они должны постараться найти время, чтобы каждый день поговорить с детьми. С интересом, внимательно выслушивают они рассказы ребенка о том, что он наблюдал, что видел во время прогулок, как, во что и с кем играл. Изредка взрослые задают вопросы, добиваясь точности и ясности передаваемого, спокойно выправляют отдельные ошибки в словах, в построении речи всего рассказа, дают свою оценку рассказанному. Полезно беседовать с детьми во время прогулок, при рассматривании картинок и иллюстраций в детских книжках. Ребенок рассказывает содержание картинки, взрослый задает вопросы, обращает внимание ребенка на отдельные детали картинки, приучая его к внимательному и вдумчивому рассматриванию и обстоятельному рассказыванию содержания. Беседы с детьми полезны не только для развития их речи, расширения умственного кругозора, но имеют большое значение для изучения ребенка, его вкусов- интересов, его интеллектуального развития. Систематические беседы с детьми поднимут авторитет родителей в глазах детей, будут способствовать созданию близких, дружеских отношений между детьми и родителями, что очень важно для правильной организации воспитания детей в семье. Для развития речи и расширения словарного состава большое значение имеет чтение детям рассказов, сказок, стихотворений, прослушивание радиопередач, предназначенных детям младшего возраста, заучивание наизусть поговорок, скороговорок, басен и стихотворений. Чтение книг и заучивание стихотворений занимает большое место почти в каждой советской семье. Всем известно, что маленькие дети легко запоминают не только небольшие по объему и понятные по содержанию стихотворения, но и большие и непонятные. Надо ли поощрять это? Отнюдь нет. Не всякое чтение и заучивание наизусть полезно. Когда ребенок слушает и заучивает недоступный его возрасту литературный материал, то это часто приносит больше вреда, нежели пользы. Память ребенка загромождается непонятным, порой антихудожественным материалом. Он приучается повторять механически, как попугай, слова, не задумываясь, что они обозначают. Конечно, речь от такого чтения не развивается, не обогащается и словарный запас, а наоборот, память загромождается словами-пустышками, за которыми у ребенка нет никаких представлений. Родителям при выборе литературного материала, предназначаемого для чтения детям, пересказывания и заучивания наизусть, следует позаботиться о том, чтобы он был доступен возрасту детей, представлял педагогическую ценность, был художественным и разнообразным по содержанию, охватывал все стороны жизни. Для всестороннего развития важно приохотить детей к слушанию стихотворений, забавных приключений и историй из жизни человека, волшебных сказок и рассказов о животных. Образцами при отборе художественного материала для детей-дошкольников от 5 до 7 лет могут послужить русские народные сказки: «Репка». «Кот и Петух», «Теремок», «Курочка-ряба» и др.; рассказы К. Д. Ушинского; сказка «Три медведя»; басни «Лгун», «Два товарища», «Собака и ее тень» Л. Н. Толстого; басни «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисина» И. А. Крылова; стихотворения «Мяч», «Котята», «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака; «Сказка о рыбаке и рыбке», стихотворение «Утро» А. С. Пушкина. Читая литературный материал детям, необходимо поставить себе за правило: не пропускать без объяснения ничего непонятного детям. Старшие обязаны позаботиться о том, чтобы чаще употреблять в разговоре с детьми слова вежливости: будьте добры, спасибо, пожалуйста, извините и др. Следует пресекать употребление детьми грубых слов, прозвищ; повторение в речи ненужных, так называемых слов-сорняков: эта, вот, значит, ага (вместо да), сила (вместо красиво, хорошо, правильно) и т. п. |
ПОИСК
Block title
|